КУРСОВАЯ РАБОТА
"ЗАКРЫТЫЕ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ"
Введение
Как обустроить Россию - это вопрос, объединяющий сегодня все слои общества - и согласных с политикой нового руководства России, и не согласных с ней.
В очередной раз преобразования с целью создания социально ориентированной рыночной экономики, построения подлинно демократического государства общество поддержало целиком и полностью. Это нашло свое применение в проведении финансовой, социальной, военной и иной политики Правительства и Президента. Это видно и на примере того, что на смену командно-административным отношениям - везде и всюду - приходит, наконец, состязательно-партнерский тип отношений, когда перед коллективами предприятий и организаций всех форм собственности открывается возможность по-деловому, открыто и эффективно взаимодействовать не только с непосредственным руководством, но и напрямую - с руководством города, поселка, субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено то или иное предприятие или организация.
Однако и при всей открытости таких отношений многие руководители предприятий вряд ли представляли себе реальные трудности переходного периода, все "подводные камни" "открытого" и "закрытого" бизнеса, социальной политики, распределения бюджета и в целом - расстановку приоритетов государства.
К сожалению, и сегодня государство и общество продолжают переживать социально-экономическую неустроенность, снижение уровня и качества жизни, роста открытой и скрытой безработицы. И если в крупных городах такая проблема решается - например, по причине большего количества альтернатив, возможностей проявить и показать себя, то в российской глубинке, неизвестных городах и поселках должных позитивных перемен, по существу, население так и не ощутило.
Серьезные сбои и упущения в механизме осуществления реформ в отдельно взятом городе или поселке, из-за отсутствия обоснованной программы проведения таких реформ и неустановления ответственности за каждый проделанный шаг поставили в критическое положение не просто большинство российских предприятий - особенно военной сферы, тяжелого машиностроения и АПК, но и целые регионы, целые территории, работающие только на эти отрасли.
Типичный пример - внутреннее разобщение и разрушение закрытых городов, т.н. "почтовых ящиков", чье руководство просто не вправе требовать слишком многого - хотя бы в силу своей "закрытости". Тем не менее, именно эти города - кузницы вооружения, составляющего ядерный и ракетный щит страны, а потому - первоочередной задачей руководства этих городов и поселков является сохранение нормального, благополучного социально-экономического климата, спокойствия и стабильности населения этих городов. Разгул преступности, экстремизма, ярое противодействие политике субъекта Российской Федерации или федеральному центру, забастовки и голодовки, отрицание государственных ценностей и ценностей производства может стоить и региону, и всей России слишком многого.
Конечно, сейчас трудно прогнозировать наступление идеальной социальной обстановки в закрытых городах и поселках в ближайшее десятилетие, равно как и во всей стране, меняющей уклад, но официальная статистика Правительства М.М. Касьянова по минимальному, но все-таки росту производства, по торможению процесса инфляции, по установлению контроля над валютно-финансовой ситуацией, способна изменить ситуацию к лучшему.
Тем более, что первые шаги к изменению обстановки в "горячих производственных точках страны", как еще называют закрытые города, были сделаны давно.
Почти десять лет назад, 14 июня 1992 года был принят Федеральный закон "О закрытых административно-территориальных образованиях". Именно так - закрытыми административно-территориальными образованиями - стали именоваться жизненно важные для безопасности страны города и поселки, в пределах которых располагаются промышленные предприятия по хранению оружия массового поражения и радиоактивных веществ, а также военные объекты с особым режимом безопасного функционирования.
Так было впервые обозначена аббревиатура ЗАТО - населенных пунктов, о которых знали прежде только ученые, военнослужащие и члены их семей, проживающие в них.
Может быть, именно в силу закрытости, или по каким-либо иным причинам, состояние дел в ЗАТО никогда не выносилось на суд общественности. Обсуждались, в основном, на уровне субъектов Российской Федерации, финансовые взаимоотношения с ЗАТО федерального центра и местных администраций, оправданные или не очень системы трансфертов, предоставление дотаций и субвенций, выгоды региона от нахождения на его территории ЗАТО или его финансовая бесполезность …
Не так много литературы можно встретить и по проблемам государственного управления в этих особых точках, впрочем, так же, как и описание становления в них местного самоуправления.
Однако в последнее время интерес к ЗАТО в отечественной правовой литературе и прессе явно возрос. Во многом, это связано с т.н. "оффшорной" политикой государства. Провозглашение А. Починком всех без исключения ЗАТО оффшорными зонами и территориями бесконтрольного отмывания денег вызвало бурю негодования правозащитников, депутатов на местах и местных администраций.
Вопрос о целесообразности придания ЗАТО особого организационного и финансового статуса актуален сегодня, как никогда. Очевидно, что один непродуманный шаг государственных мужей - в рамках финансовой, военной, иных реформ, в рамках строительства новой вертикали власти - может обойтись населению ЗАТО, самой власти и, что особенно важно - безопасности страны, - слишком дорого.
Задачей своей работы я вижу определение приоритетов органов государственного управления и органов местного самоуправления по отношению к особому статусу и внутренним проблемам ЗАТО. В своей работе я коснусь и части организационных и социально-экономических отношений, возникающих сегодня в российском обществе, так как совершенно неверно было бы рассматривать комплекс проблем закрытых административно-территориальных образований в отрыве от проблем всего общества.
Таким образом, работа нацелена на то, чтобы четко обозначить положение ЗАТО среди иных административно-территориальных образований, выявить права и обязанности государства по отношению к ЗАТО и рассмотреть права и гарантии населения ЗАТО как особых территориальных субъектов.
1. Понятие о закрытых административно-территориальных образованиях.
Среди многих новых явлений, наблюдаемых в современной России, можно отметить бурное развитие экономических отношений в так называемых закрытых городах. Этот процесс явился прямым отражением экономических и политических преобразований в стране, а именно – перехода к рыночным отношениям в экономике, свободному развитию всех форм собственности при равенстве прав всех хозяйствующих субъектов, конституционному закреплению основ местного самоуправления и развитию отношений между местными органами власти и федеральным центром.
Изначально закрытые административно-территориальные образования создавались с целью стимулирования работы предприятий, так или иначе связанных с системой безопасности страны. Расположенные на определенной территории предприятия и города-спутники получили от государства значительные налоговые послабления, после чего и приклеился к ним ярлык "российские оффшорные зоны".
Нельзя, однако, недооценивать первоначальную ценность ЗАТО для государства - их громадный оборонный потенциал.
Так, первый специализированный нормативно-правовой акт российских законодателей в отношении ЗАТО, в котором, собственно говоря, и появляется впервые данная аббревиатура - Федеральный Закон N 3297-1-ФЗ "О закрытых административно-территориальных образованиях" от 14 июля 1992 года, - прямо указывает на особое положение ЗАТО среди иных территориальных образований в Российской Федерации.
Закрытым административно-территориальным образованием, согласно этому закону, признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, включающий специальные условия проживания граждан.
Поэтому можно выделить, как минимум, 3 отличительных признака ЗАТО:
1) Наличие органов местного самоуправления;
2) Расположение в пределах закрытого образования промышленного предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военного или иного объекта, для которого устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны;
3) Специальные условия проживания граждан.
Наличие у территориального образования одного или двух из этих признаков не означает, что рассматриваемое территориальное образование - ЗАТО. Для того, чтобы присвоить образованию статус ЗАТО, необходимо соответствие всем трем признакам, а также специальное решение Президента Российской Федерации, так как данный вопрос находится в исключительной компетенции Президента. Согласно ст.2 п.2. ФЗ "О ЗАТО", только Президент Российской Федерации принимает решение о создании, упразднении ЗАТО и изменении его границ.
Впрочем, порядок упразднения ЗАТО и изменения его границ так до конца и не был оформлен в российском законодательстве. В литературе по проблемам государственного управления отмечалось лишь, что "при принятии решения об упразднении закрытого административно-территориального образования необходимо определить этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, изменения специальных условий проживания граждан, изменения административно-территориального деления, а также виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения бывшего ЗАТО".[1]
Следовательно, в число первоочередных задач государства в отношении закрытых образований в ближайшие годы должна войти четкая и грамотная проработка положения об упразднении ЗАТО, включающего, главным образом, вопрос ликвидации последствий такой реорганизации для субъекта Российской Федерации и населения этого субъекта. Поспешность принятия решений по реорганизации оборонных предприятий и отдельных "оборонных" городов даже в государстве, привыкшем к частым переворотам, может оказаться трагической.
Говоря о разделе территории и перекройке границ ЗАТО, необходимо определить сами эти понятия - границы и территория ЗАТО.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5