Рефераты. Законотворчество

Например, демократические реформы в Литовской республике потребовали правового закрепления свободы слова и печати. В результате 18 февраля 1990 г. появил­ся Закон о печати, ст. 1 которого утверждала свободу выражения взглядов и устраняла цензуру, а в ст. 4 закреплялось право на получение информации от госу­дарственных и общественных организаций. В данном случае правовая форма получила приоритет перед дру­гими видами социального воздействия в таких важных вопросах, как политические свободы.

Второй этап правотворчества называется проектным этапом, или этапом принятия правотворческого реше­ния. Особенность его заключается в том, что, во-первых, эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: созда­ются, изменяются или отменяются нормы права, проис­ходит интеллектуальная работа над текстом законопро­екта. Причем проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.

Первая стадия: внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы.

Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует, в каком акте парламента оно нуждается для дальнейшей эффек­тивной работы. В силу сказанного часто законопроект возникает именно потому, что в нем больше всего нуждается исполнительная власть.

В необходимости принятия нового нормативного акта правительство нередко убеждают с помощью групп давления. Например, профессиональные союзы могут оказывать давление на министров, членов парламента, чтобы добиться издания или отмены закона либо внести изменения в существующий закон. Подобная деятель­ность называется лоббизмом с тех пор, как первые защитники чьих-либо интересов появились в кулуарах (lobby) парламента. Российская политическая практика знает уже немало таких фактов: например, принятие высоких таможенных пошлин, ограничивающих импорт иностранных автомобилей, под влиянием отечественных автомобильных гигантов.

Депутат парламента также имеет право представить законопроект, который может стать законом. Однако на практике эта его возможность весьма ограничена, осо­бенно если законопроект не предусмотрен программой законотворческих работ, как принято, например, в Рос­сийской Государственной Думе, или если законопроект не поддерживает правительство или президент.

Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в ко­миссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой по обыкновению остается последнее слово перед выне­сением проекта на обсуждение на заседании палаты парламента.

Третья стадия: обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель такого обсуждения заключается в высказы­вании предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Эта стадия может иметь два варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; б) возврат его на доработку с последующим прохожде­нием процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента.

Четвертая стадия: принятие законопроекта право-творческим органом во втором (окончательном) чтении.[9]

В чем выражается принятие законопроекта? С про­цедурной точки зрения, принятие означает лишь то, что проект получил одобрение большинства депутатов пала­ты (или парламента в целом). С юридической точки зрения, принятие законопроекта составом, депутатов парламента — один из необходимых юридических фак­тов, обусловливающих дальнейшее превращение законнопроекта в полноценный закон. Для завершения процесса правотворчества необходимы еще несколько важных этапов, -логически включаемых в четвертую стадию правотворчества. Это подписание законопроекта главой государства и обнародование (опубликование в средст­вах массовой информации) текста нового закона.

В большинстве западных стран установлены сроки прохождения законопроекта до момента его принятия: во Франции — 15 дней с момента внесения, в Германии — 6 недель, в Испании — до 20 дней (для срочных законо­проектов). В Великобритании для частных законопро­ектов установлены сроки между стадиями — четыре дня (между первым и вторым чтением), три дня — между стадией доклада и третьим чтением. Россия пока не имеет четкой регламентации сроков рассмотрения законопроек­тов, что свидетельствует о существующей волоките в Го­сударственной Думе и о возможности определенных по­литических сил затруднить их прохождение.

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продук­цией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включаю­щий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право за­конодательной инициативы порождает у законодательного органа обя­занность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государствен­ной Думы, Правительству РФ, законодательным (представитель­ным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;[10]

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъ­екта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить про­тиворечия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее сущест­венные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). При­нятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депу­татов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же кон­ституционные законы считаются принятыми, если за них проголосо­вало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации,[11] «федеральный конституционный закон считается Принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);[12]

в) подписание закона Президентом РФ. Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его;

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы подлежат официальному опубли­кованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются)

 












Заключение



Обобщение материала данной курсовой работы, позволяет сделать следующие выводы. Правотворчество – одно из важнейших направлений работы любого государства. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, пораждает, формирует, оформляет его и открывает «дверь» в общество.

Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, политическое, экономическое, социальное. Вполне объясним поэтому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества.

Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать правотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Правотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах: гласности, демократизм, научность, законность, исполнимость, профессионализм.

Правотворчество как универсальный процесс формирования и развития правовых актов может быть разделено на несколько видов: законотворчество, делегированное правотворчество, подзаконное правотворчество. Их согласованность должна исключать противоречия и взаимное «пересечение» нарушающие общие принципы. Правотворчество опирается на систему средств обеспечения способствующих его организации и функционированию. Запрашиваемая и представляемая информация должна быть объективной и достоверной, своевременной и полной, быть непрерывной, ее объем и характер должен соответствовать стадиям законодательного процесса, быть доступной и удобной для пользования.

Главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина – это законотворческий процесс. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом.

Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты. Законотворчество это сложный неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование закона. Принятие закона делится еще на три стадии, это: принятие закона Государственно Думой, одобрение закона Советом Федерации, подписание закона Президентом РФ.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Нормативные акты принимаются различными органами в разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому, прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему. Виды систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация. Инкорпорация также делится на два вида: официальная и неофициальная. В Российском государстве, в сущности единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет, обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов федерации. Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц. По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие, до утраты ими силы. Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большей мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов.

Список литературы


1.     Алексеев С.С. Право и наша жизнь.- М., 1978.- С.48.

2.     Алексеев С.С. Право: азбука - теория-философия: опыт комплексного исследования. - М., 1999. - С. 624.

3.     Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. - М., 1989. - С. 189.

4.     Иванова С.А. Принцип социальной справедливости в законотворчестве:
проблемы реализации на современном этапе // Законодательство и экономика. – 2005. -  N 1.

5.     Ивин А.А. Логика норм.- М., 1973. - С.55.

6.     Клименко А.В. Румынина В.В. Теория государства и права : Учеб. для студентов учреждений среднего профессионального образования 2000.

7.     Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учеб. для ВУЗов 1999.

8.     Лазарев В.В. и Липень С.В. Теория государства и права : Учеб. для ВУЗов 1998.

9.     Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. - М., 1994.- С.67.

10. Матузов Н.И. и Малько А.В. Политология для юристов 1999.

11. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника.- С. 131.

12. Попков В.Д. Гуманизм советского права. - М., 1972.- С.110.

13. Рабинович П.М. Право как явление общественного сознания // Правоведение. - 1972. - 2.N - С.115.

14. Соловьев B.C. Оправдание добра.- М., 1999.- С.329.

15. Соловьев B.C. Право и нравственность / Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990. - С. 90.

16. Щенникова Л.В. Справедливость и добросовестность в гражданском праве России (несколько вопросов теории и практики) // Государство и право. - 1997. - 6.N - С.120.

17. Явич Л.С. Сущность права. - Л., 1985.- С.37.


[1] ТГиП Лазарев В.В., Липень С.В. / Учебник для ВУЗов 1998г., стр.306

[2] Теория государства и права М., 2000; Клименко А.В, Румынина В.В., стр.113

[3] Теория государства и права М., 1999; Учебник для юридических ВУЗов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалов астр.295

[4] Иванова С.А. Принцип социальной справедливости в законотворчестве:
проблемы реализации на современном этапе // Законодательство и экономика. – 2005. -  N 1. С. 45.

[5] Иванова С.А. Принцип социальной справедливости в законотворчестве:
проблемы реализации на современном этапе // Законодательство и экономика. – 2005. -  N 1. С. 45.

[6] Рабинович П.М. Право как явление общественного сознания // Правоведение. - 1972. - 2.N - С.115.

[7] см.: Общая теория государства и права : академический курс 2-ой том 1998 год стр.167

[8] см.: Конституция РФ с.4. стр. 76

[9] В ряде стран порядок прохождения законопроекта содержит более двух чтений. Например, в Великобритании каждый законопро­ект читается парламентом трижды.

[10] см.:Конституция РФ ч.1 ст 104

[11] см.:Конституция РФ ч.4 ст 105

[12] см.:Конституция РФ ч.2 ст 108


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.