Рефераты. Законотворчество

Одним из важнейших принципов законотворчества является принцип справедливости. Рассмотрим современное понимание этого принципа более подробно. Любое государство исходит из того, что всякий нормативный правовой акт должен быть воплощением справедливости. По мысли А. Нашица, решения, на которых останавливает свой выбор законодатель, "призваны служить не чисто юридическим или исключительно юридическим проблемам; они должны содействовать урегулированию важных проблем социального характера". Иными словами, речь идет об обеспечении "справедливого и соответствующего возможностям данной стадии развития общества удовлетворения всех законных интересов"[4].

В отношении представлений о справедливости правовые нормы выполняют две функции. Во-первых, они объединяют такие представления в правовую систему, в результате чего представления о справедливости приобретают характер всеобщей обязательности, опираются на силу и авторитет государства, а вместе с этим повышается нравственная ценность самой правовой системы. Во-вторых, правовые нормы способствуют широкому распространению соответствующих идей о справедливости среди населения государства. Идеи социальной справедливости детализируются при разработке отдельных законов, затем закрепляются в правовых нормах этих законов и таким образом внедряются во все области общественных отношений. В идеале весь массив законодательства должен быть проводником справедливости в общественные отношения.

Существует несколько путей закрепления справедливости в юридической норме. Самый простой из них - ее непосредственная фиксация в правовом установлении. Например, часть 1 ст. 60 УК РФ, определяющей общие начала назначения наказания, устанавливает: "Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса". Если в законодательном акте не упоминается слово "справедливость", это отнюдь не означает, что данному акту чуждо его значение. Все юридические нормы, по мнению Н.А. Чечиной, могут быть оценены с позиции морали, а следовательно, и с позиции справедливости[5].

Когда справедливость прямо не упоминается в нормативном правовом акте, она может закрепляться в нем в различных формах: в виде равенства между участниками общественных отношений; путем установления определенного соотношения между правами и обязанностями; посредством определения соответствующего характера целей и средств правовых норм; путем индивидуализации санкций. Как показатель справедливости равенство в правовой сфере выражается в равноправии. Принцип равноправия в полной мере реализован в норме ст. 19 Конституции РФ, которая гласит: "Все равны перед законом и судом".

При определении общей воли многое зависит от личности законодателя и его культуры. Как метко подметил П.М. Рабинович, "право не только отражение общественного бытия, но и самовыражение личности законодательного субъекта, несущее на себе отпечаток психологических особенностей составляющих его индивидов, их личного опыта, условий жизни"[6]. Там, где правотворческий орган сравнительно многочислен, индивидуальные мнения, накладываясь друг на друга, как бы нивелируются, а если малочислен - индивидуальные мнения воплощаются в правовых нормах примерно в том виде, как они были высказаны. Поэтому немалый научно-практический интерес представляет вопрос, как отдельные качества личности сказываются на работе правотворческого органа. Ясно, что столь ответственная деятельность, каковой является правотворческая, не должна "размножать" негативные качества отдельных лиц. Соблюдение в правотворческой деятельности принципов права придает действительно справедливый характер правовым решениям, а их нарушение, наоборот, может привести к выхолащиванию права, исключительно из него именно того, что делает его правом в полном смысле этого слова. Именно поэтому особо важно поднять уважение к закону, к справедливости как реальной гарантии законных прав человека.

Проблема, связанная с последовательным воплощением идеи справедливости в праве и других сферах функционирования нашего общества, со всей остротой проявилась в ходе проходивших в конце 1980-х годов процессов перестройки и отказа от тоталитарных подходов в политике, праве, экономике и социальной сфере. В постановлении Съезда народных депутатов СССР от 9 июня 1989 г. "Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР" подчеркивалась необходимость последовательного претворения в жизнь принципа социальной справедливости. Затем в Декларации о государственном суверенитете РСФСР было заявлено о решимости создать демократическое правовое государство. Эта норма нашла свое воплощение в статье 1 Конституции РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ст. 15 Конституции РФ). Следовательно, положения международного права, касающиеся справедливости, имеют прямое отношение к российскому праву. Существенным показателем полноценности законов с позиции их справедливости во многом является строгая их согласованность с общепризнанными международными стандартами прав и свобод человека, с принципом приоритета и задачей надежной охраны названных ценностей. Несомненно, что понятию справедливости закона должны соответствовать прежде всего правовое положение личности в обществе, реальная гарантированность прав и свобод людей, способность защищать их от произвола чиновников и других противоправных посягательств. Во многих международных документах, в частности в Парижской хартии для новой Европы, защита, соблюдение и полное осуществление прав и свобод человека признаны основой справедливости. Практически аналогичную позицию отражает норма статьи 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и институтов правосудия.

В связи с этим есть все основания, по которым справедливость следует рассматривать как критерий истинности, подлинной нравственности и правоохранительной сущности закона. Речь идет об адекватности правовой материи принципам приоритетности и гарантированности прав человека и о рассмотрении ее как критерия правомерности и социальной справедливости того или иного закона. Исходя из данного критерия, все принимаемые правовые акты, а также все действующее законодательство должны сообразовываться с правами человека, с принципом равноправия людей - одним из требований и компонентов идеи справедливости. Однако, к сожалению, на практике нередко принимаются акты, противоречащие указанному законотворческому началу. Так, в статье 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением им депутатских обязанностей. Несомненно, это противоречит принципу социальной справедливости, основным началам российского законодательства, согласно которым дать показания, к тому же правдивые, - обязанность любого гражданина России (независимо от занимаемого поста или должностного положения), которому известны обстоятельства, имеющие значение для дела (например, ст. 308 УК РФ). Норма статьи 19, в которой содержится указание на привилегию, расходится с общеправовыми принципами справедливости и равенства граждан перед законом и судом. Именно в предоставлении подобных (по существу незаконных) привилегий и кроется одна из основных причин распространенности в нашей стране таких негативных проявлений, как вседозволенность власть имущих; живучесть административно-командного стиля руководства; стремление облегчить себе условия жизни тех, кто занимает ответственное положение в обществе. Неоправданным был Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", предоставлявший правоохранительным органам возможность задержания подозреваемых и обвиняемых по указанным преступлениям на срок до 30 суток. Этот Указ нарушал принцип справедливости, поскольку он, во-первых, касался прав и свобод человека, а это предмет исключительно законодательного регулирования, который не может подменяться даже президентским указом; во-вторых, противоречил требованиям статьи 22 Конституции РФ о недопустимости задержания лиц до судебного решения на срок более 48 часов. В связи с этим Государственная Дума в постановлении от 22 июня 1994 г. "О защите конституционных прав и свобод граждан при осуществлении мер борьбы с преступностью" подвергла данный Указ справедливой критике, подтвердив, что любой акт, который нарушает, необоснованно ущемляет конституционные права, свободы и интересы человека и гражданина, не может быть признан справедливым.

Однако идея реализации принципа справедливости не может быть сведена лишь к установлению в правотворчестве и к соблюдению в правоприменении приоритетности и гарантированности прав и свобод человека. Она должна распространяться в том числе на юридические обязанности людей, поскольку осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.

Конституция РФ закрепляет равенство не только прав и свобод индивида, но и его обязанности (ст. 6), причем осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17). В случаях же уклонения граждан от исполнения своих обязанностей или посягательства с их стороны на указанные человеческие ценности других лиц справедливо применение к виновным установленных законом мер воздаяния. Права граждан, свободы личности могут быть ограничены только в случаях, когда это не противоречит закону, и в той мере, в какой данное ограничение необходимо для охраны основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других людей, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ, ст. 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина).

Все это свидетельствует о том, насколько важно сегодня вживление идеи справедливости в правовую материю. В современной России - это одна из неотложных и важных правотворческих задач, от решения которой на самом высоком уровне во многом зависит как качество, эффективность, так и успешность исполнения применяемых законов. Право должно основываться на справедливости. Правовое государство несовместимо с несправедливостью, ибо она извращает, разрушает право, а не защищает его от нарушений.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.