Рефераты. Возникновение и развитие идеи правового государства
























Глава 2.Идеи правового государства в эпоху феодализма.



              Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В период начавшегося разложения феодализма  идеи  правовой государственности с  позиции  историзма  изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на  основе  многовекового  опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики,  осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени.  Цель государства он видел в  возможности  свободного  пользования  имуществом  и обеспечения безопасности для каждого.  При рассмотрении вопроса о государственных формах  предпочтение  отдавалось  республике, так как  именно  республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.


Боден же  определяет  государство  как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по  его  мнению,  состоит в том,  чтобы обеспечить права и свободы.
































Глава3. Идеи  правового государства в период ранних буржуазных    революций




В период ранних буржуазных революций в разработку  концепции правового  государства  значительный  вклад  внесли философы-мыслители и просветители,  такие как Г.  Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс,  Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие. Из этих учений я выделил наиболее важные положения в правовом государстве.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.  Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового  права,  "отвечающего законам разума".  Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений,  которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.  Источником любой формы  государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления,  но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора,  который придает обществу организованную политическую форму.  Люди  лишь  частично передают государству  свою естественную независимость,  с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном: "Лишь нация есть истинный суверен;  истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти."

Главная цель государства,  по Дидро,  есть обеспечение неотъемлемых прав  граждан  и их счастья.  Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.

Одним из первых,  кто дал теоретическое обоснование демократического государства,  был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал,  что государство могущественное только тогда, когда оно  гарантирует  каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов,  и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс  был защитником абсолютной монархии в Англии,  но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений  о  господстве права  в общественной жизни,  которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями.  К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то,  что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа  правового регулирования общественных отношений.

В трактовке Д.  Локка,  который,  по словам К. Маркса, был "классическим  выразителем  правовых  представлений буржуазного общества в противоположность феодальному". Идея господства права воплощается в государстве,  где верховенствует закон,  соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые  естественные права и свободы индивида,  и осуществлено разделение властей.  Такое государство с господством права он  противопоставляет  деспотизму.  "Свобода  людей,  находящихся под властью правительства,  - отмечал он,  - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода  следовать  моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон,  и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип,  как  и  у Гоббса,  индивидуальной  свободы лишь словесно несколько расходится с последующей,  ставшей актуальной и для  нас,  формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку  в творчестве Монтескье.  Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную,  исполнительную, судебную, он  отмечает,  что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей,  при  котором  различные власти могли  бы  взаимно  сдерживать друг друга.  Разделение и взаимное сдерживание  властей  являются,  согласно   Монтескье, главным условием  для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

 Необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, как основной принцип правового государства, Монтескье обосновывает следующим образом: "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она  соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем." (Монтескье Ш. Избранные произведения, с.290)

Идеи Локка  и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но  и  на  раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось,  например, в Конституции США 1787 года.  Она практически воплощает идею правового  государства на американском континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон подвергает  критике  монархическую  форму правления с  позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация  Независимости провозглашает,  что существуют неотчуждаемые права человека,  для обеспечения которых создается государство.  Путем включения в Декларацию естественных прав человека,  превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству в целом.

С философским  обоснованием  теории  правового государства выступил И.  Кант.  Центральное место в ней  занимает  человек, личность.  Важнейшим  принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу,  равенство и  независимость  всех граждан в государстве,  которое выступает как "объединение множества людей,  подчиненных правовым законам".  Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа,  там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести,  мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве  гражданин  должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона,  какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.  Правовую организацию Кант, так же как и Ш.Монтескье, связывает с разделением властей на  законодательную,  принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Таким образом, концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета[4].

               Философская концепция  Канта  оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Государство, согласно Гегелю,  это тоже  право,  а  именно конкретное право,  так  как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности,  семьи и общества" Возводя государство в абсолют,  стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства  предшествуют  развитию  гражданского общества. В  этом  утверждении  Маркс видел главный порок гегелевской концепции  государства,  поскольку  в  реальной   жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. "Государство, по Гегелю, это  наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни."

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.