Рефераты. Возникновение и развитие идеи правового государства

Возникновение и развитие идеи правового государства

МОУ ” Агалатовская СОШ” Всеволожский район



















Реферат по праву

Возникновение и развитие идеи правового  государства









Выполнила

ученица11кл

Живаева С.

Научный руководитель

Сергиенко С.Ю.

Агалатово 2006г.


Оглавление.




     I.  Введение.                                                                                                                                                                    3

     II. Возникновение и развитие идеи правового государства                                                                                        4-9


                     Глава  1. Идеи правового государства в древности.                                                                 4-5


                      Глава 2. Идеи правового государства в эпоху феодализма .                                                    6

         

                      Глава 3. Идеи  правового государства в период ранних    буржуазных революций.             7-9


     III. Развитие концепций правового государства в дореволюционной России.                                                            10


      IV. Взгляды современных исследователей государства и  права на проблему

         правового государства.                                                                                                                             11

                                                                                                                                                                               

       V. Основы и основные признаки правового государства.                                                                                        12-24


              Глава 1. Основные характеристики правового государства                                                   12-14


              Глава 2. Система разделения властей в правовом государстве                                              14-16


              Глава 3. Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства                  16-22


              Глава 4. Взаимная ответственность личности и государства                                                 22-24


     VI. Практика становления правового государства в России.                                                                                    25-26                                                                   


     VII. Заключение.                                                                                                                                                              27



Список используемой литературы.                                                                                                                                   28

 



































                        I. Введение.


Государство в своей деятельности связано и ограничено правом стоит под правом, а не вне и над ним.

                                                                Гессен


В течении долгих десятилетий в  нашей  стране  действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий.  Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности. 

             Необходимым фактором,  определяющим во многом успех многих преобразований  в  государственной  и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан,  но и у представителей государственного аппарата.

          В связи со всем вышесказанным, на мой взгляд, крайне необходимо развивать идею правового государства и целью данной работы является  исследование истории зарождения и развития концепции правового государства.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем использования власти, а путем нормативного регулирования.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из жизни людей.

Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”, “правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость, четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость[1].


     II. Возникновение и развитие идеи правового государства

      Глава 1.Идеи правового государства в древности.

 

 

Правовое государство как определенная  теоретическая  концепция и  соответствующая  практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин "правовое государство" (Rechtsetaat)  прочно утвердился в  немецкой  литературе  в  первой трети ХIХ века( в трудах К.Т.  Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение,  в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

Прежде всего необходимо заметить, что различные теоретические концепции,  выражавшие  идею  и понятие правовой   государственности,   сформировались очень и очень давно.

               Уже в древности начинаются поиски принципов,  форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и  согласованного взаимодействия права и власти.  В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

               Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),  олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия(остающийся,  кстати говоря,  и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает  смысл  и идею не только справедливого суда как специального органа,  но и идею справедливой государственности вообще(справедливой организации власти в человеческом обществе).

                    Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом.

                    Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество.

В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права[2].

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве[3].

Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, “правовой семьи”. Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия.

                 Таким образом,целый ряд положений,  значимых для последующих представлений о правовом государстве,  был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права(Аристотель и  другие);  о  различении правильных и неправильных форм правления,  о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм(Сократ,  Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон);  о соотношении естественного и волеустановленного права(Демокрит,  софисты и др.);  о равенстве людей по естественному праву(некоторые софисты,  римские юристы);  о праве как мериле  справедливости  и  регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о государстве (республике), как "деле народа", как  правовом  общении и "общем правопорядке"(Цицерон);  о сферах частного и публичного права;  о свободном  индивиде  как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.