Обеспечение сохранности экономической тайны создает предпосылки для эффективных действий в конкретной сфере бизнеса, является своеобразной форой в экономическом соревновании.
Государство издавна содействует сохранению коммерческой тайны. Примером могут служить многочисленные факты ограничения доступа иностранцев в страну (например, для защиты секретов производства фарфора в Китае), в отдельные отрасли экономики или на конкретные производства. В России коммерческая тайна была ликвидирована как правовой институт в начале 30-х годов XX в. и впоследствии в связи с огосударствлением экономики защищалась как государственная и служебная тайна. Сейчас предпринимаются попытки вернуться к прежней системе, но поскольку многие отечественные традиции практики правоприменения в этой сфере утрачены, неизбежны трудности. В Государственной Думе уже второй год идет рассмотрение проекта федерального закона “О коммерческой тайне”, который в настоящий момент подготовлен ко второму чтению. В ходе его подготовки и обсуждения выявились разные подходы к трактовке коммерческой тайны, неодинаковые взгляды на ее соотношение с другими видами конфиденциальной информации, на определение правового режима охраны (в том числе охраны “ноу-хау” в режиме коммерческой тайны).
4. Объект и субъекты права на коммерческую тайну
В ст. 139 ГК РФ коммерческая тайна обозначена в одном ряду со служебной тайной, что значительно затрудняет определение объекта правового регулирования и практику правоприменения в этой области.
С одной стороны, действующая редакция ст. 139 ГК РФ позволяет признавать служебную информацию в коммерческих и иных организациях служебной тайной, что закреплено даже в названии гл. 23 УК РФ “Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях”.
С другой стороны, в соответствии с трактовкой этой статьи Гражданского кодекса РФ служебная тайна в государственных органах власти, даже не имеющая никакого отношения к предпринимательской деятельности, может иметь коммерческую ценность, так как условия отнесения информации к коммерческой и служебной тайне, определенные в ст. 139 ГК РФ, в соответствии с международной практикой характерны в основном для коммерческой тайны. Это требует исключения термина “служебная тайна” из ст. 139 ГК РФ и уточнения названия гл. 23 УК РФ.
Объектом правоотношений здесь выступает коммерческая тайна.
Коммерческая тайна - это научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, имеющая действительную потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности меры охраны. В соответствии со ст. 139 ГК РФ и другими нормами федеральных законов информация может составлять коммерческую тайну, если она отвечает следующим требованиям (представляющим собой критерии правовой охраны):
1. имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
2. не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
3. к ней нет свободного доступа на законном основании;
4. обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
В законодательстве России нет исчерпывающего перечня основных объектов коммерческой тайны (создать его нереально в силу многообразия субъектов и универсальности объекта правоотношений), имеются лишь отдельные указания. Так, в Федеральном законе “О бухгалтерском учете” (п. 4 ст. 10) установлено, что “содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной”.
В то же время наряду с общим перечнем сведений, доступ к которым по закону не может быть ограничен, в действующем законодательстве (постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35) содержится перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Сюда относятся:
· учредительные документы и устав предприятия или учреждения;
· документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
· сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов;
· документы о платежеспособности;
· сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
· документы, подтверждающие уплату налогов и обязательных платежей;
· сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасности условий труда, а также другихнарушениях законодательства Российской Федерации.
В Федеральном законе от 11 августа 1995 г. “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (п. 7 ст. 19) также указывается, что сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.
Приведенный перечень будет утвержден (или изменен) федеральным законом “О коммерческой тайне”. К коммерческой тайне не может быть отнесена информация:
· содержащаяся в учредительных документах;
· содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии и т. д.);
· содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности, включая аудиторские заключения, а также в иных связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей документах;
· об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера, о численности и кадровом составе работающих;
· содержащаяся в годовых отчетах фондов об использовании имущества;
· подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
· связанная с соблюдением экологического и антимонопольного законодательства, обеспечением безопасных условий труда, реализацией продукции, причиняющей вред здоровью населения, другими нарушениями законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, а также содержащая данные о размерах причиненных при этом убытков;
· о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций, не связанной с предпринимательством;
· о наличии свободных рабочих мест;
· о хранении, использовании или перемещении материалов и использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан или окружающей среды;
· о реализации государственной программы приватизации и условиях приватизации конкретных объектов;
· о размерах имущества и вложенных средствах при приватизации;
· о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявлений требований его кредиторами;
· для которой определены ограничения по установлению режима коммерческой тайны в соответствии с федеральными законами и принятыми в их развитие подзаконными актами.
Основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники.
Обладатели коммерческой тайны - это физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие монопольное право на информацию, представляющую собой, с их точки зрения, коммерческую тайну.
Под предпринимательством понимается “самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке” (ст. 2 ГК РФ).
Правопреемники - это физические и юридические лица, которым в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании (в том числе по наследству) известна информация, составляющая коммерческую тайну другого лица.
Защита права на коммерческую тайну возможна с момента установления фактической монополии обладателя на информацию, расцениваемую им как коммерческая тайна (в соответствии с требованиями, установленными законом), право на такую защиту сохраняется сколь угодно долго, пока соблюдаются требования, предъявляемые к охраняемой тайне.
Охраноспособность права на коммерческую тайну не требует государственной регистрации и проверяется только при нарушении (оспаривании) права на коммерческую тайну.
Обладатель коммерческой тайны имеет право:
1. самостоятельно определять критерии отнесения вновь получаемых сведений (информации) к коммерческой тайне, срок действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны относительно уже полученной и получаемой информации, включая постановку и снятие грифа “Коммерческая тайна”, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором);
Страницы: 1, 2, 3, 4