Таким образом, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, должны иметь следующие признаки:
· не являться государственным секретом;
· относиться к производственной деятельности предприятия;
· не наносить ущерб интересам общества;
· иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность и создавать преимущества в конкурентной борьбе;
· иметь ограничения в доступе, устанавливаемые руководителем предприятия на законном основании (предприятием (фирмы) должны приниматься меры по их охране).
К коммерческой тайны могут быть отнесены:
· технология производства;
· технологические приемы и оборудование;
· модификации ранее известных технологий и процессов;
· результаты и программы НИОКР;
· перспективные методы управления;
· ценовая и сбытовая политика;
· сравнительные характеристики собственного ассортимента и товаров конкурентов с точки зрения качества, внешнего вида, упаковки и т.д.;
· производственные, коммерческие и финансово-кредитные отношения с партнерами;
· планы предприятия по расширению (свертыванию) производств;
· факты проведения переговоров по вопросам купли-продажи;
· данные, которые могут быть использованы для нанесения ущерба репутации предприятия (фирмы);
· информация о кадрах (текучесть кадров, ведущие специалисты и места их работы по совместительству);
· наличие сил и условий для защиты коммерческой тайны, а также другие сведения.
Американские специалисты рассматривают в качестве промышленной собственности изобретения, данные об оборудовании, инструменте, разработанные или приобретенные ими и недоступные для широкого применения. К промышленном секретам фирмы относят основные производственные показатели, проекты, технологические инструкции, результаты проверок и испытаний, описание образцов продукции на сырье, существо экспериментов, оценка качеств процессов и изделий, исследовательские отчеты, карты контроля качества, инструкции по подготовке кадров, стоимостные показатели, исследования рынка, список покупателей, условия поставок и стратеги на рынке, прогнозы и т.д.
Перечень сведений, которые необходимо защищать в условиях рынка, может быть довольно обширен. Представляют интерес данные о том, что хотели бы знать иностранные фирмы о своих конкурентах. Приведем этот перечень.
· Информация о рынке.
· Цены, скидки, условия договоров, спецификация продуктов.
· Объем, тенденция и прогноз для данного продукта.
· Доля на рынке и тенденция ее изменения.
· Рыночная политика и планы.
· Отношения с потребителями и репутация.
· Численность и размещение торговых агентов.
· Каналы, политика и методы сбыта.
· Программа рекламы.
· Информация о производстве и продукции.
· Оценка качества и эффективности.
· Номенклатура изделий.
· Технология и оборудование.
· Уровень издержек.
· Производственные мощности.
· Размещение и размер производственных подразделений и складов.
· Способ упаковки.
· Доставка.
· Возможности проведения НИОКР.
· Информация об организационных особенностях и финансах.
· Лица, принимающие ключевые решения.
· Философия лиц, принимающих ключевые решения.
· Финансовые условия и перспективы.
· Программы расширения и приобретений.
· Главные проблемы и возможности.
· Программы НИОКР.
Более детальная расшифровка сведений, представляющих первоочередной интерес для конкурентов, дается также в другом перечне. Оценка его позволяет сделать вывод, что именно эти сведения с большей степенью вероятности могут быть коммерческой тайной предприятия.
В финансово-экномической сфере.
· Результаты производственной деятельности банков и предприятий за квартал, полугодие, год.
· Выводы и рекомендации экспертов по вопросам тактики и стратегии экономической деятельности, переговоров с партнерами; данные, показывающие объемы закупки-продажи товаров, услуг; уровень максимально сторгованных цен; объемы имеющихся валютных средств, используемых для повышения эффективности сделок.
· Номенклатура и количество товаров по взаимным обязательствам, объемы перевозок, транзита грузов и транспортные расходы.
· Себестоимость товаров, услуг, кредитные и платежные условия.
· Фактические состояния расчетов с теми или иными партнерами.
· Методика расчета конкурентных цен по товарам, работам и услугам.
· Время выхода на рынок при закупке и продаже товаров, услуг и выбор партнеров по заключению сделок, связанных с дефицитной продукцией.
· Планируемые кредиты, условия и их размеры.
· Планируемое создание совместных, смешанных, малых, акционерных предприятий.
· Неудовлетворительное финансовое положение предприятия.
· Эффективность и целесообразность закупки лицензий, заинтересованность заказчиков в той или иной валюте и ее количестве.
· Состав торговых клиентов, посредников предприятия, товарооборот с ними.
В научно-технической и технологической сферах.
· Основные производственные фонды, их мощности и эффективность.
· Направления расширения (свертывания) производства, применяемые (готовящиеся к внедрению) технологии, оборудование.
· Модификация и модернизация применяемой ранее техники, технологии.
· Отдельные узлы готовых изделий, новые разработки высокой конкурентоспособности.
· Применяемые (готовящиеся к применению) методы управления производством; программное и компьютерное обеспечение производства; возможные пути получения информации, хранящейся в ЭВМ и ПЭВМ руководства; главные специалисты предприятия.
· Ведущиеся НИОКР, проектные работы и их результаты.
· Цели совещаний, заседаний органов управления предприятия.
В социальной сфере.
· Интеллектуальный потенциал коллектива, его ведущие специалисты, их моральные и деловые качества, наличие компрометирующих их связей, биографические данные.
· Используемая в коллективе система стимулов, укрепляющих дисциплину, повышающих производительность труда, сохранность коммерческой тайны.
· Различны аспекты, касающиеся экономической безопасности предприятия.
· Любые возможности нанесения морального ущерба предприятию, понижение его престижа в обществе и конкурентоспособности.
· Планируемые рекламные акции.
· Имеющиеся противоречия между коллективом предприятия и госструктурами, интересами общественности.
· Личные отношения ведущих специалистов как между собой, так и с руководителями экологических, экономических, административных организаций.
· Возможные противоречия, конфликты внутри коллектива, их конкретные участники.
· Наличие у членов коллектива, руководства, руководителей подразделений намерений начать свое дело, финансовые и моральные проблемы.
Исследования механизма противоборства в торгово-экономической сфере позволяют выделить сведения, которые при заключении контрактов могут быть отнесены к коммерческой тайне.
Предметом защиты могут быть:
· объемы экспортных поставок и услуг;
· цена на поставляемые товары и услуги;
· валютно-финансовые условия;
· суммы поступлений от реализации контрактов;
· факт ведения переговоров, партнеры переговоров.
Нераспространение, сокрытие от возможных конкурентов вышеуказанной информации затрудняет их действия, дает предприятию экономические преимущества.
Страницы: 1, 2, 3, 4