Рефераты. Великая депрессия в США

    Используя финансовую поддержку американских монополий, фашистская Германия возродила и обновила тяжелую индустрию и значительно увеличила военный потенциал, создав мощную военно-экономическую базу. Перед второй мировой войной производство угля, стали, чугуна, электроэнергии в Германии резко превысило уровень 1929 г. В 1938 г. индекс промышленного производства (1913 г. = 100) составил 137 по сравнению с 79, 4 в 1933 г. и 108 в 1924 г.[8]

    Результаты политики правительства Гитлера в сфере восстановления разрушенного в ходе кризиса хозяйства и экономики за счет милитаризации производства  были впечатляющими. Это позволило Германии также избежать экономического кризиса 1937 – 1938 гг. Но были свои негативные стороны. Во-первых, сократилось производство легкой промышленности, что не могло не сказаться на жизни людей. Во-вторых, милитаризация производства часто носит лишь долговременный экономический эффект. Война не может продолжаться всегда. И это обычно не учитывается фанатичными лидерами, уверенными в своей победе и вечности.

   

                                                    2.2. Франция:

    Во Франции кризис наступил позже, чем в других странах. Его задержали восстановление разрушенных во время войны районов, получение немецких репараций, строительство военных укреплений «линии Мажино».

    Падение промышленного производства наметилось во Франции только в конце 1930 г. Оно было не таким глубоким, как в США или Германии, но глубже и длительнее, чем в остальных крупных капиталистических государствах.

    Во Франции выход из кризиса был связан с образованием так называемого правительства Народного фронта во главе с Блюмом. Борьба за Народный фронт начинается в начале 30-х гг. в связи с ростом и распространением фашизма. Для борьбы против фашизма не хватало сил одних только коммунистических партий, поэтому они решили обратиться к партии радикалов-социалистов, за которыми следовала основная масса средних слоев населения.  Коммунисты предложили левобуржуазным партиям единство в рамках «Народного фронта борьбы за хлеб, за свободу и мир». Так осенью 1934 г. впервые родился термин «Народный фронт» для обозначения широкой коалиции общественно-политических сил, объединенных платформой антивоенной и антифашистской борьбы, требований улучшения условий жизни трудовых людей.

    В январе 1936 г. была опубликована программа Народного фронта. Она содержала несколько разделов: политический, экономический, социальный и также «Защиты мира». В первом разделе выдвигались требования разоружить и распустить фашистские организации, соблюдать профсоюзные свободы и свободу печати. Во втором – содержались требования сократить рабочую неделю без сокращения зарплаты, создать национальный фонд помощи безработным, организовать для них общественные работы. В том, что касается социальных предложений, платформа Народного фронта предлагала не допускать снижения жизненного уровня пенсионеров и служащих, снизить плату за торговые помещения, запретить распродажу имущества за долги. Чтобы облегчить положение крестьян, намечалось введение твердых цен на продукты сельского хозяйства и создание государственного посреднического бюро  по продаже зерна. В разделе «Защиты мира» предусматривались установление международного сотрудничества в рамках Лиги Наций с целью обеспечения коллективной безопасности, а также ограничения вооружений и национализации военной промышленности. В программе также указывалась необходимость демократической налоговой реформы и готовность правительства Народного фронта провести ее. Эта реформа, по мнению составителей платформы, облегчила бы бремя налогов для трудящихся и увеличила налоговое обложение богачей. Они также предлагали установить государственный контроль над Французским банком, т.е. Центральным банком страны. В программе не было социалистических требований, она носила демократический характер и была осуществима в рамках капиталистического строя.

    Весной 1936 г. во Франции состоялись выборы в палату депутатов, в результате которых Народный фронт одержал победу. Все три партии по убывающей выстроились так: социалисты – радикалы – коммунисты. В соответствии с итогами выборов формирование правительства было поручено лидеру самой крупной парламентской фракции – социалисту Леону Блюму, который сформировал коалиционное правительство. Правда, коммунисты отказались войти в него, считая, что их участие может послужить поводом для реакционных сил для того, чтобы пугать людей «красной опасностью», но решили поддерживать это правительство в случае выполнения им программы Народного фронта.

    Правительство начало осуществлять свои обещания. Основными его достижениями были: а) в сфере социального законодательства: — в течение лета 1936 г. правительство провело через парламент три закона: 1) Закон о 40-часовой рабочей неделе, 2) закон о двухнедельных оплачиваемых отпусках и 3) закон о коллективных договорах;

—     правительство также 1) повысило зарплату служащим, 2) увеличило пенсии бывшим фронтовикам, 3) освободило пособия по безработице от налогов, 4) организовывало для безработных общественные работы;

—     еще нужно сказать о Матиньонском соглашении, подписанном 7 июня 1936 г. в правительственной резиденции – дворце Матиньон – между представителями профсоюзов и предпринимателями. Последние были вынуждены пойти на уступки  из-за имевших до этого место стихийных забастовок (в начале июня 1936 г. бастовало около 2 млн. человек; рабочие заняли основные предприятия и взяли их под охрану). По условиям этого документа 1) средняя зарплата повышалась в среднем на 7 – 15%, а особенно низкая  –  в 2 – 3 раза, 2) предприниматели обязывались уважать права профсоюзов и коллективные договоры, 3) не принимать никаких санкций против участников забастовок;

    В сфере экономики были проведены меры, которые, во-первых, способствовали улучшению положения среднего класса и мелких производителей: 1) правительство предоставило отсрочку для погашения задолженности предприятий в промышленности, торговле и сельском хозяйстве; 2) налоги с мелких предприятий были уменьшены, с крупных – увеличены; во-вторых,  усиливали вмешательство государства в экономику. В сфере сельского хозяйства было создано государственное Зерновое бюро, которое закупало у крестьян зерно по твердым ценам, превышающим низкие кризисные цены (иногда в 2 – 3 раза). В сфере финансов была проведена реформа Французского банка, которая поставила его под контроль государства, хотя банк оставался собственностью частных лиц. И в сфере индустрии  a) правительство объявило о национализации нескольких военных заводов и b) в 1937 г. было основано Национальное общество железных дорог под управление которого перешли все французские железные дороги.

    За 1935 – 1937 гг. (1935 г. был годом окончания кризиса во Франции) результаты экономического развития страны были таковы: индекс промышленного производства увеличился на 7 пунктов и составил 101 по сравнению с 94 в 1935 г. и составил 72% от индекса 1929 г. (по сравнению с 67% в 1935 г.); добыча угля увеличилась на 1%; производство чугуна на 11%, стали на 20%; тогда как производство автомобилей упало на 8%. Экспорт остался прежним, тогда как импорт увеличился на 18%[9].

    Все эти меры, предпринятые правительством в сфере экономики и финансов, означали дальнейшее усиление государственно-монополистических тенденций в экономике Франции. Своеобразие этого процесса заключалось в том, что государственно-монополистические мероприятия приводило в жизнь демократическое антифашистское правительство Народного фронта, пользовавшееся поддержкой широких масс населения.

    В феврале 1937 г. Блюм, ссылаясь на трудное финансовое положение, объявил «передышку» в осуществлении программы Народного фронта., а в июне он подал в отставку. Последующие правительства отменили 40-часовую рабочую неделю, увеличили налоги. Но тем не менее прецедент Народного фронта имел большие позитивные последствия для всех сфер жизни Франции.

 

 

 

Заключение.

    Мне кажется, что ее актуальность объясняется тем, что в нашей стране происходят процессы, схожие с теми, которые имели место во время «великой депрессии» в развитых капиталистических странах, и в частности, в США. Поэтому моя цель – понять причины произошедшего кризиса, его итоги и сущность тех мер, которые предпринимались для выхода из него.     Вот это относится к постановке проблемы, с этого надо начинать.   Введение

В соответствии с целью можно сформулировать задачу. Она заключается в рассмотрении периода американской  истории с 1929 по 1937 – 1938 гг., концепций выхода из кризиса республиканского правительства Герберта Гувера и демократического кабинета Франклина Д. Рузвельта.

    Моя работа состоит из введения, заключения и двух глав. В первой я рассматриваю то положение, которое было в США, и пути выхода из него. Эта глава внутри подразделяется на две части: в одной я говорю о политике Гувера, во второй, соответственно, о «новом курсе» Рузвельта. Во второй – мною сделана попытка проанализировать пути выхода из кризиса в двух странах Европы – Германии и Франции. Мой выбор не случаен. Во-первых, эти две страны – Германия  в большей степени, Франция в меньшей – были сильнее всех других европейских государств затронуты кризисом. Да, была еще Англия, но ее кризис затронул постолько-посколько, т.к. ее производство развивалось в предкризисные годы медленными темпами и как раз накануне кризиса достигло уровня 1913 г. А во-вторых, меры, предложенные и осуществленные правительством Гитлера в Германии и правительством Блюма во Франции, были беспрецедентными. Что касается немецкого пути, это была милитаризация экономики. Французские деятели пошли по пути хотя бы частичного создания так называемого социального государства.

    Для того чтобы раскрыть тему и ответить на поставленную задачу, я, в основном, опирался на три источника. Во-первых, это книга «История новейшего времени стран Европы и Америки» под редакцией Язькова. Она помогла мне найти основную информацию, можно сказать, «кость», и структурировать текст. Вторым источником является, несомненно, монография Н. Н. Яковлева «ФДР – человек и политик. Загадка Перл-Харбора», в которой автор рассказывает о личности 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта, его взаимоотношениях со своим окружением, со своей семьей, подробности принятия ряда важных законодательных актов и т.д. Это, на мой взгляд, позволяет лучше понять то, что происходило в те годы, лучше понять суть «нового курса». И последняя книга, о которой стоит упомянуть – это «История США» под редакцией Севостьянова и Козенко. В этом источнике довольно подробно, структурированно и полно рассматривается интересующий меня период времени со всех точек зрения.  

Список использованной литературы.

 

1. Учебная литература:

1. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1918 – 1945 гг.: Учебник для студентов историч. спец. вузов / Под ред. Е. Ф. Язькова. М.: Высшая школа, 1989. С. 204 – 299. Экономическая история капиталистических стран: Учебное пособие для эконом. спец. вузов / Под ред. В. Т. Чунтулова, В. Г. Сарычева. — М.: Высшая школа, 1985. С. 152 – 183.

2. История США . Т. 3, 1918 – 1945 / Под ред. Г. Н. Севостьянова. — М.: «Наука», 1985. С. 151 – 176, 213 – 283.

3. Козенко, Севостьянов История США: Учебное пособие. — М.: 1994.

4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. проф. З. М. Черниловского. — М.: Фирма Гардарика, 1996. С. 321 – 330.

5. Экономическая история капиталистических стран: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. В. Т. Чунтулова, В. Г. Сарычева. — М.: Высшая школа, 1985. С. 148 – 183.

 

2. Монографии:

1. Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. — М.: «Мысль», 1988. С. 3 – 102.

2. Яковлев Н. Н. ФДР – человек и политик. Загадка Перл-Харбора: Избранные произведения. — М.: «Международные отношения», 1988.

      Яковлев Н. Н. Франклин Рузвельт: человек и политик. Новое прочтение. — М.: «Международные отношения», 1981.

 

 

 


[1] История США. Т.3, 1918 – 1945 / Под ред. Севостьянова. С. 152.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] История США. Т. 3, 1918 – 1945 / Под ред. Севостьянова. С. 152.

[5] Там же. С. 153.

[6] Там же. С. 154.

[7] Мальков В. Л. «Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии». – М., 1988. С. 30.

[8] Экономическая история капиталистических стран. М., 1985. С. 291.

[9] Экономическая история капиталистических стран. М., 1985 г. С. 290.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.