Рефераты. Теория государства и права

В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские республики”. Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.


11. Национально-государственное и административно-территориальное устройство государства.

Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

       Форма государственного устройства показывает :

-   из каких частей состоит внутренняя структура государства;

-   какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

-   как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

-   в какой гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

       По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы : -   унитарное; -   федеративное; -   конфедеративное.

Унитарное государство  -  это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками :

- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

-   на территории унитарного государства действует  одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

-   составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

-   унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

-   все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

-   имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными огранами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов,  земель, республик и т.д.

2.  В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5.  При федеральном гос-венном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос-венного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Конфедерация  -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства  -  члены конфедерации  -  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

-   конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

-   конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го бюджета;

-   сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

-   государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.   


12. Политико-правовой режим.

Формы государственного режима  -  представляют собой  совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим  -  понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма  -  и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства  -  и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

-   определяет характер государственной власти  -  это соотношение государства и личности;

-   антидемократический режим характеризуется полным  (тотальным) контролем государства над всеми сферами   общественной жизни : экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

-   ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных   и др.);

-   личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя  формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

-   реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности,  ликвидации правовых начал в общественной  жизни;

-   всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

-   игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

-   не учитывает особенностей религиозных убеждений  населения.

    Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.

Демократический режим  складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следующем: 

-   режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

-   реальная гарантированность прав и свобод граждан, их  возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных  и других общественных организациях;

-   создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

-   в демократическом государстве личность защищена от   произвола, беззакония, так как  ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

-   власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

-   основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

-   государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности  и общества.

     История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентерской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

13. Функции государства: понятие, содержание, классификация.

Функции государства это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику, ибо ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.