Рефераты. Теория государства и права

Представительные органы местного самоуправления – собрание представителей, которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п. Они избираются непосредственно городским, сельским населением.

Представительный орган местного самоуправления (собрание представителей) утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правовых актов органов субъектов РФ. Они также оказывают содействие федеральным органам государственной власти и субъектов РФ, расположенным на их территории, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления населения.

39. Обычное право.

Юридические нормы могут возникать и на ранних стадиях развития цивилизации действительно повсеместно возникают из самой жизни, особенно в экономике, товарно-рыночном хозяйстве (в немалой мере на онове требований естественного права). Здесь формирующим началом для юридических норм является обычай, т.е. общие правила, которые в результате длительного действия становятся привычкой, непререкаемым обыкновением. Эти обычаи, обосновывающие поведение людей, в ряде случаев получают юридическое признание, рассматриваются правителями, судьями, всеми должностными лицами в качестве достаточного критерия для определения того, поступают ли люди «по праву» или «не по праву», т.е. критерия юридических прав и юридических обязанностей. Тогда-то и складывается обычное право – исторически первая и наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права.

В последствии, по мере того, как потребности политических сил, стоящих у власти, развивались, государство восполняло недостающие в обычном праве нормы своей законодательной деятельностью. Поэтому на ранних стадиях существования государства обычное право представляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется писанными законами государства.

40. Социальная и юридическая защищенность гражданина в правовом государстве.

В правовом государстве личность стоит на первом месте среди всех общественных, но не как объект попечения со стороны государства, лишенный самостоятельности, а как субъект, наделенный реальными правами и возможностями.

Социальные гарантии углубляют реальное содержание правового статуса личности на основе принципов гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий в реализации потенциальных возможностей как для каждой личности, так и для всего общества.

В условиях формирования демократического правового государства, перехода к рыночной экономике во всей своей полноте зазвучал вопрос о социальной защищенности самых широких трудящихся масс. Социальная защищенность человека в обществе определяется реализацией его права на определенный уровень благосостояния, отраженный в системе гарантий. В рыночной экономике социальная защита касается каждого гражданина в отдельности, ибо осуществляется через перераспределение доходов, она выступает своеобразным тормозом от жизненных невзгод для трудящихся, т.к. недовольство становится источником социальных потрясений.

Современная система социальной защиты могла бы вполне компенсировать негативные последствия перехода к рынку, а это требует ее обновления по следуущим направлениям:

-         платного распределения жилья с учетом качества квартир в сочетании с бесплатной передачей его части, главным образом малообеспеченным семьям;

-          

41. Общая характеристика теорий происхождения государства.

С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет его господство.

Кроме марксисткой теории происхождения государства существуют и другие теории.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.

Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом вцелом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.

Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л.Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных, победителей и побежденных.

Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г.Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный ученый Л.И.Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению. З.Фрейд – основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтававшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека.  Э.Дюркгейм наоборот развивал взгляд на человека как прежде всего общественное, а не биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.

42. Система и компетенция органов российского государства в современных условиях.

Государственные органы РФ объединены одной системой, но при этом разнообразны, осуществляют различные функции, отличаются друг от друга по ряду признаков. Поэтому они могут быть разделены на виды, причем по нескольким критериям.

Наибольшее значение имеет выделение видов государственных органов в соответствии с принципом разделения властей на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов РФ. Законодательная ветвь власти – это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание, в субъектах – государственные собрания, законодательные собрания, Московская городская Дума, Санкт-Петербургское городское собрание и т.д.

Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ, федеральные агенства и т.д.). В субъектах органами исполнительной власти могут выступать президенты, правительства, министерства – в республиках; администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т.д. – в других субъектах.

Судебную власть осуществляют только суды, например, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды. Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.

Характеризуя систему государственных органов, следует отметить органы прокуратуры, которые занимают в ней особое место. Прокуратура относится к числу правоохранительных органов, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, гражданами и др. Деятельность прокуратуры соприкасается с работой судебных органов, однако она, и это существенно, полномочиями суда не обладает.

Компетенция государственных органов РФ:

Президент РФ обладает важными полномочиями в разных сферах государственной жизни. Ряд своих прав он осуществляет в тесном взаимодействии с палатами Федерального Собрания, причем право окончательного решения может оставаться за ними. Президент РФ наделен широкими полномочиями по формированию, отставке государственных органов, определению их персонального состава, назначению на должность и освобождению от должности. Осуществляя свою компетенцию Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны на всей территории страны. Акты главы государства не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.