Рефераты. Судебная власть РФ

В связи с подготовкой региональных законодатель­ных актов о мировых судьях есть необходимость оп­ределить ряд положений, которые требуют своего правового закрепления и обоснования на региональ­ном уровне.

Видимо, при подготовке актов субъектов Россий­ской Федерации следует учесть нормы не только Фе­дерального закона от 17 декабря 1998г. "О мировых судьях в Российской Федерации", но и Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О су­дебной системе Российской Федерации", а также Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Рос­сийской Федерации". При установлении материаль­но-технического обеспечения должны быть также учтены и конституционные нормы о распределении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации и их законодатель­ство о государственной службе. Статус мировых судей должен быть определен исходя из единства правового статуса всех судей и единства судебной системы России, закрепленных в Федеральном кон­ституционном законе "О судебной системе Россий­ской Федерации".

Федеральный закон "О мировых судьях в Россий­ской Федерации" закрепляет, что региональным зако­нодательством устанавливаются порядок наделения полномочиями мировых судей, определяются требо­вания, предъявляемые к кандидатам в судьи, парамет­ры установления численности судебных участков, а также материальные и социальные гарантии деятель­ности судей, порядок их финансирования и матери­ально-технического обеспечения. Принимая во вни­мание, что мировые судьи, имея единый статус с фе­деральными судьями, в то же время являются судьями общей юрисдикции субъектов Федерации, представ­ляется необходимым на региональном уровне закрепить их категорию как государственных служащих субъектов Федераций. При этом с учетом положений Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" ми­ровых судей необходимо отнести к государственным служащим категории "А" субъектов Российской Фе­дерации и распространить на них дополнительные со­циальные гарантии и материальное обеспечение, предусмотренные региональным законодательством о государственной службе.

При установлении численности и границ судебных участков представляется необходимым характеристику преступности, и гражданской конфликтности (наряду с численностью населения), а также территориальную расположенность населенных пунк­тов, что дополнит установленный законом крите­рий — численность населения участка от 15 до 30 тыс. человек. Одного критерия численности населения недостаточно для регулирования нагрузки на мировых судей и обеспечения доступности правосу­дия для граждан. При этом в городах определяющим должно быть количество уголовных преступлений и гражданская конфликтность, а в сельской местности — территориальная удаленность населенных пунктов. С учетом этого в городе участки могут формироваться из расчета 30 тыс. населения, а в сельской местности — из 15 тыс.

Вот численность мировых судей  установленная 1-ой статьей федеральногозакона № 218 от 29 декабря 1999 года “Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации”

Статья 1. На основании статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях  в   Российской   Федерации"   и   с   учетом   предложений законодательных  (представительных)  органов  субъектов Российской Федерации,  согласованных с Верховным Судом Российской  Федерации, определить  число  мировых  судей и соответствующее ему количество судебных участков в следующих субъектах Российской Федерации:

    Республика Адыгея   (Адыгея)  -  20;  Республика  Алтай  -  9; Республика Башкортостан - 183; Республика Бурятия - 46; Республика Дагестан - 93;  Республика Ингушетия - 14;  Кабардино – Балкарская Республика - 35;  Республика Калмыкия - 14;  Республика Коми - 52; Республика  Марий  Эл - 34;  Республика Мордовия - 42;  Республика Северная Осетия - Алания - 29;  Республика Татарстан (Татарстан) - 168;  Республика Тыва - 14;  Удмуртская Республика - 73; Чувашская Республика  -  Чаваш  республики  -  60;  Алтайский  край  -  119; Краснодарский  край  - 226;  Приморский край - 98;  Ставропольский край -  119;  Хабаровский  край  -  69;  Амурская  область  -  45; Архангельская   область   -   64;   Астраханская   область  -  46; Белгородская область - 66;  Брянская область  -  65;  Владимирская область - 72;  Волгоградская область - 120;  Вологодская область - 60;  Ивановская  область  -   55;   Иркутская   область   -   117; Калининградская область - 42;  Кировская область - 72; Костромская область - 35;  Курганская область -  49;  Курская  область  -  59; Липецкая  область  -  55;  Московская  область  - 292;  Мурманская область - 45;  Нижегородская область - 164; Новгородская область - 33; Новосибирская область - 122; Омская область - 97; Оренбургская область - 99;  Орловская область - 40;  Пензенская область  -  69; Пермская  область  -  126;  Ростовская  область  - 196;  Самарская область - 147;  Саратовская область - 121;  Свердловская область - 207;  Тамбовская  область - 57;  Тверская область - 73;  Тюменская область - 60; Ульяновская область - 66; Челябинская область - 164; Читинская область - 53;  город федерального значения Москва - 384; город федерального значения Санкт -  Петербург  -  211;  Еврейская автономная  область - 9;  Агинский Бурятский автономный округ - 3; Ханты - Мансийский автономный округ  -  60;  Чукотский  автономный округ - 4; Ямало - Ненецкий автономный округ - 22.

Для формирования высо­копрофессионального, авторитетного, пользующегося доверием населения кадрового состава судей необхо­димо наряду с установленными федеральным законом требованиями к кандидатам в мировые судьи предус­мотреть на региональном уровне и дополнительные. В правовых актах субъектов Федерации следовало бы указать, что мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков и об­ладающий моральными качествами, необходимыми для исполнения судейских обязанностей, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомен­дацию квалификационной коллегии. Целесообразно также предусмотреть возможность возложения на кандидата обязанности подать заявление о согласии на проверку сведений, изложенных им в представ­ленных документах. Такое положение уже законода­тельно установлено применительно к государствен­ным служащим, а в отношении кандидатов на судей­скую должность на федеральном уровне оно не за­креплено. Проверка данных о личности кандидата, его предыдущей трудовой деятельности и моральных ка­честв органами внутренних дел, службой безопаснос­ти, налоговыми органами позволит свести к минимуму возможность попадания на судейскую должность слу­чайных лиц. Представляется также необходимым ус­тановить контроль со стороны органов судейского со­общества и для кандидатов в мировые судьи, имею­щих пятилетний стаж работы в федеральных судах, которые федеральным законом о мировых судьях ос­вобождены от сдачи квалификационного экзамена и получения рекомендации квалификационной колле­гии. Для них целесообразно получить заключение квалификационной коллегии о возможности испол­нять обязанности судьи. Основанием к этому является то, что, как свидетельствует практика, далеко не все лица, ранее работавшие в должности федерального судьи, имеют необходимый уровень профессиональ­ных знаний и моральных качеств. Уходя в отставку, судья мог быть не рекомендован к назначению на очередной срок в силу его недостаточной квалифика­ции или же из-за того, что наблюдалось низкое каче­ство принимаемых им судебных решений.

Независимость судей и их самостоятельность в профессиональной деятельности во многом обусловлены порядком наделения и сроком их полномочий.

Наиболее демократичным является порядок, при котором мировые судьи будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным го­лосованием, как правило, на альтернативной основе, который должен быть установлен отдельным законом субъекта Федерации (как это было предусмотрено Концепцией судебной реформы). В данном случае мировые судьи приобретают власть вершить правосу­дие непосредственно от населения судебного участка. Обеспечение самостоятельности и независимости ми­ровому судье необходимо в связи с тем, что предо­ставленное ему право единолично рассматривать уго­ловные, гражданские и административные дела и осу­ществлять другие подобные полномочия делает его одним из основных звеньев судебной системы, наи­более приближенным к населению, призванным охранять его права и законные интересы. Избрание мирового судьи непосредственно населением обеспечит его авторитет и независимость от местных органов государственной власти и управления, а также учас­тие и контроль населения в формировании судебных кадров.

Однако недостатком такого порядка выборов мировых судей являются сложность процедуры их прове­дения и немалые материальные расходы. Второй вариант — это назначение мировых судей законодательными органами субъектов Федерации. Подобный порядок наделения судей полномочиями существовал до 1994 года. Он имеет опосредованный, упрощенный характер передачи власти от народа судьям через депутатский корпус, не требует материальных затрат и позволяет в непродолжительные строки сформировать корпус мировых судей. Но здесь недостатком является меньшая демократичность. Возможно тут и зависимость назначения судьи не только от его квалификации, но и от того, как судья разрешал ранее конкрет­ные дела, участниками которых были депутаты или их избиратели, имеет место и более бюрократичный ха­рактер подбора и рекомендации кандидатов в миро­вые судьи. Следствием этого может быть зависимость мировых судей от депутатов и должностных лиц, тем более при непродолжительном сроке их назначения. И все же с учетом реальной обстановки в государстве и его регионах, характеризующейся дефицитом бюд­жетных средств, политической пассивностью граждан, придется, видимо, Пойти по пути назначения мировых судей законодательными (представительными) орга­нами власти субъектов Федерации.

Каков может быть круг лиц, которым дается право представлять кандидатов для назначения мировых судей? Думается, в их число следует включить глав администраций или президентов субъектов Россий­ской Федерации, председателей республиканских, краевых, областных судов, руководителей Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в регионах. Это позволит обеспечить участие в наделе­нии полномочиями мировых судей всех ветвей госу­дарственной власти региона и преемственность су­дейского корпуса. Однако органам Судебного депар­тамента при Верховном Суде РФ в регионах и пред­седателям республиканских, краевых, областных судов такое право может быть дано лишь при условии делегирования им подобных полномочий субъектом Федерации. Они являются руководителями органов судебной власти федерального уровня, и право фор­мировать кадровый состав региональных судей им может быть предоставлено только законом региона. Возможна также совместная рекомендация главой ад­министрации, президентом субъекта Федерации и органом судейского сообщества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.