Рефераты. Судебная власть РФ

            Одна из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (аппарат Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности несколько больше).

             Вторая часть - это секретариат, состоящий из ряда управлений, названия которых говорят сами за себя (например, Управление Конституционного права, Управление конституционных проблем частного права, Управление конституционных основ федеративного устройства и самоуправления территории, Управление международного права и др.). В задачи этих управлений входят первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов по соответствующей проблематике. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного Суда, обеспечением Суда необходимой правовой информацией. Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

            Секретариат, осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Суда. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в Суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений Суда. Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря.

            В составе аппарата Конституционного Суда РФ возрожден существовавший до 1917г. институт судебных приставов. На них возлагается поддержание порядка в заседаниях Суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для посетителей Суда и участников процесса, являются обязательными. Отказ от их выполнения может повлечь применение судом санкций, в том числе при определенных обстоятельствах - штрафа.

В целом аппарат Конституционного Суда РФ укомплектован специалистами высокой квалификации. В нем трудится немало правоведов, хорошо зарекомендовавших себя на научном и практическом поприще.

            Как и при Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, при Конституционном Суде РФ образуется Научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный состав и положение о нем утверждается Судом. Основная задача этого Совета - обсуждение сложных проблем, возникающих перед Судом, и дача рекомендаций.

            Конституционный Суд РФ издает "Вестник Конституционного Суда РФ", в котором публикуются решения, принимаемые этим Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Вер­ховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов авто­номных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Пе­тербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гар­низонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по граждан­ским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным де­лением государства - так называемые общие суды (в их число входят 21 Вер­ховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных окру­гов, 2456 районных или равных им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды, основным звеном которого являются — суды армий, соединений, флотилий и гарни­зонов; средним звеном — суды военных округов, флотов, видов Воору­женных Сил и групп войск; высшим звеном — Военная коллегия Верховного суда РФ.

Корпус мировых судей

Потребность иметь отдельных судей, специа­лизирующихся на рассмотрении и разрешении относительно несложных судебных дел, в нашем государстве ощущалась практически постоянно. Временами эта потребность носила весьма ост­рый характер. В период так называемой пере­стройки, к концу 80-х годов она настолько дала о себе знать, что вынудила даже тогдашних весьма робких реформаторов предпринять опре­деленные шаги, чтобы для осуществления пра­восудия по разного рода малозначительным делам ввести специализированных судей. И тем самым хоть как-то разгрузить районные (город­ские) народные суды от нахлынувшего на них потока дел.

Несомненно, речь тогда шла о введении, а точнее сказать, о возрождении при советской власти института, подобного дореволюционному российскому мировому суду. И, по всей видимости, лишь не вполне преодоленное в то время идеологическое табу на некоторые понятия, счи­тавшиеся у нас в свое время не иначе как "бур­жуазными", помешало назвать такие суды своим именем. У выходцев из прежней партийно-со­ветской номенклатуры, объявивших себя "демо­кратами" и "реформаторами", явно не хватило смелости организовать мировые суды так, как организована мировая юстиция в цивилизован­ных странах. Принятыми в 1989 году Основами законодательства Союза ССР и союзных рес­публик о судоустройстве (ст. 18) мировых судей, должности которых предполагалось учредить при районных (городских) народных судах, предпочли назвать "судьями по административ­ному и исполнительному производству". Но Даже в таком уродливо деформированном виде идее создания в стране Советов квазимировых судей, как известно, не суждено было осущест­виться.

К сожалению, у нас в данном случае оказалась закручена сложная и весьма запутанная бюро­кратическая законодательная карусель. Вместо системного, комплексного подхода к регулиро­ванию организации и деятельности мировых судов по чьей-то непродуманной инициативе принялись решать эти вопросы в отрыве друг от друга. Так, Федеральным Собранием был подго­товлен проект федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", однако в том виде он был отклонен Президентом. Так что возрождение мировых судов в стране снова ото­двинулось на неопределенный срок.

Когда пришедшие в 1917 году в России к власти большевики сначала приостановили дея­тельность мировых судей, а затем вообще отка­зались их возрождать, в этих действиях была, несомненно, определенная логика, хотя она и основывалась на утопии. Истинные большевики, как известно, были твердо уверены, что им до­ведется жить при коммунизме. А при коммуниз­ме, согласно учению марксизма, вообще никакой государственной власти не будет, а стало быть, не будет и суда. Будет покончено вообще с пре­ступностью, и, прежде всего с частной собствен­ностью, порождающей не только преступность, но и всякого рода судебные тяжбы и правовые конфликты, для решения которых требуются суды. К примеру, разве не из этих или, во всяком случае, не из подобного рода предпосылок исхо­дил тогдашний нарком юстиции РСФСР Д.И. Курский, выдвинувший концепцию "единого на­родного суда". "Единый народный суд" им и мыслился, прежде всего, как суд, пока необходи­мый, по его мнению, для борьбы с постоянно идущей на убыль преступностью, а не для раз­бирательства каких-то там имущественных спо­ров, которые вообще с отменой частной собст­венности в скором времени должны сами собой исчезнуть... Жизнь, однако, еще до введения нэпа в стране, развеяла эти наивные иллюзии.

С введением нэпа возникла острая необходи­мость в проведении судебно-правовой реформы. Действовавшая на тот момент инструкция "О народном суде РСФСР" состояла всего из 98 статей, которыми регламентировались не только вопросы судоустройства, но и судопроизводства по уголовным и гражданским делам, а также ис­полнительное производство. В тот период во главе государства и Наркомюста стояли люди с высшим юридическим образованием, в свое время занимавшиеся адвокатской практикой, которые не могли не понимать, что такое зако­нодательство не обеспечивало надлежащую нор­мативную базу для деятельности судов. В усло­виях нэпа суды были буквально "завалены дела­ми", они не справлялись с рассмотрением посту­пающих уголовных и гражданских дел. И это неудивительно. По статистическим данным Нар­комюста, в 1924 году в Советской России число судов было в 5 раз меньше, чем в царской Рос­сии, и один суд приходился на 1600 квадратных верст.

Народные суды в Советской России были в основном сосредоточены в уездных городах и практически отсутствовали в сельской местнос­ти. Если принять во внимание, что подавляющее большинство населения в России проживало в сельской местности, то будет ясно, что большин­ству населения советская власть отказала в пра­восудии.

Такая же ситуация сохраняется и поныне. На­родные суды сосредоточены в основном в рай­онных центрах, они, как и прежде, малочислен­ны. С учетом обширности нашей территории напрашивается весьма неутешительный вывод.

Для сравнения следует привести следующие данные. На момент октябрьского переворота в России было 12 755 мировых и волостных судов. Они широкой сетью покрывали всю территорию империи. Такое значительное число судов по­зволяло практически решить задачу приближе­ния местного суда к населению, обеспечивая тем самым все слои общества равными правами на судебную защиту. На 1924 год в России имелось всего 2555 участковых народных судов. Естест­венно, что такое количество судов не справля­лось с рассмотрением уголовных и гражданских дел. Чтобы как-то разрешить складывающуюся ситуацию, в 1922 году под лозунгом смычки го­рода и деревни в Москве был проведен экспе­римент, в соответствии, с которым органы мили­ции были наделены судебными полномочиями. Им передавались на рассмотрение дела по мало­значительным преступлениям. В 1922 году было рассмотрено 19 тыс. таких материалов, а в 1924 году — уже 47 тыс. Упрощение коснулось и гражданского судопроизводства, например споры о взыскании налогов передавались на рассмотрение административным органам.

Таким образом, столкнувшись с необходимос­тью быстрого разрешения малозначительных уголовных и гражданских дел в угоду полити­ческой резолюции об учреждении в стране еди­ного народного суда, исключающего в своей концепции мировую юстицию, большевистский режим возродил в сфере правосудия так назы­ваемый судебно-полицейский сокращенный по­рядок производства, существовавший в России до 1864 года, порядок, когда функции местного суда по отправлению правосудия по малозначи­тельным правонарушениям осуществляли органы полиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.