Рефераты. Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда

4. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих Конвенций Международной Организации Труда, ратифицированных Российской Федерацией.

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в Российской Федерации осуществляют: Федеральная инспекция труда, Государственная экспертиза условий труда, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Государственный энергетический надзор, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, органы прокуратуры.

5. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные представительные органы работников. Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

6. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения и предотвращения этих негативных явлений. Именно поэтому оно вошло в перечень основных направлений государственной политики в области охраны труда. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен ст.ст.227-231 Кодекса.

7. Механизм и порядок возмещения вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируемый Гражданским кодексом РФ, определен Федеральным законом от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Указанным Федеральным законом предусмотрена обязанность работодателя страховать свою ответственность за вред, причиненный здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

При этом решены две основные задачи. Одна из них состоит в необходимости повысить социальную защищенность пострадавших и иждивенцев лиц, погибших на производстве. Другая задача состояла в необходимости создать механизм экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда.

Первая задача решена путем введения обязательности страхования работодателем работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантирования выплат в возмещение вреда пострадавшим вне зависимости от финансового положения работодателя.

Решение второй задачи осуществляется путем установления для страхователей размера страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, а также применения скидок и надбавок к страховому тарифу, размер которых зависит от состояния условий охраны труда на производстве.

Установленные ранее виды, основания для назначения и порядок определения размера пособий с введением данного Федерального закона не изменились.

Единственным законным страховщиком по этому виду страхования в настоящее время определен Фонд социального страхования РФ.

8. К числу установленных компенсаций можно отнести:

- доплаты за условия труда на рабочих местах, на которые выполняются работы, предусмотренные отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными условиями труда. В соответствии с Типовым положением доплаты могут составлять 12 и 24% тарифной ставки (оклада) соответственно на работах с тяжелыми и вредными, с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда;

- льготное пенсионное обеспечение. Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждены Постановлениями Правительства РФ.

- сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. В соответствии со «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 (№298/п-22) на отдельных видах работ рабочий день сокращается до 6 часов, а продолжительность дополнительного отпуска может достигать 12 рабочих дней. Ст.117 ТК огласила новый порядок установления  минимальную продолжительность такого отпуска: утверждается  Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений;

- предоставление лицам, работающим на отдельных видах работ бесплатного лечебно-профилактического питания, а также молока или заменяющего его продукта.

9. Принципиальным моментом является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Осуществляется это, как правило, в форме целевого финансирования мероприятий федеральных целевых программ из средств федерального бюджета. В 2001 г. федеральным бюджетом было предусмотрено финансирование Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2001 гг. в объеме 500 тыс. руб. Начиная с 2002 г. финансирование этой программы из федерального бюджета прекращено.

10. Государственная статистическая отчетность по условиям труда, производственному травматизму, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Статистическим наблюдением охватывается 130 тыс. организаций из 3,5 млн. зарегистрированных, на которых занято около 60% работающего населения.

11. В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2001 гг. создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ), доступ к которой осуществляется через Интернет. В настоящее время РИСОТ содержит более тысячи законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, включая государственные стандарты, санитарные, строительные нормы и правила, документы межотраслевого и отраслевого характера и др. База данных РИСОТ постоянно пополняется.

12. Международное сотрудничество в области охраны труда в Российской Федерации осуществляется, в основном, в рамках деятельности Международной Организации Труда (МОТ), членом которой она является. Одна из самых важных функций МОТ – принятие Международной конференцией труда (с участием представителей правительств, работодателей и работников) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы.

13. Что касается проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников, то в настоящее время правовой инструментарий, обеспечивающий реализацию этой нормы на федеральном уровне, не создан. Вместе с тем в ряде субъектов РФ (Республика Татарстан и др.) законодательство предоставляет льготы по налогообложению организациям, осуществляющим отдельные виды деятельности, в т. ч выпуск средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

14. Работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенных Правительством РФ. Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя.

Нормы обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами устанавливаются строительными нормами и правилами.

15. Норма Трудового кодекса РФ, предусматривающая сотрудничество органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в целях обеспечения безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, является одним из элементов системы государственного управления охраной труда и отражает принцип социального партнерства.

Законодательство об охране труда, Трудовой кодекс РФ (СТ.212) предусматривают обязанности работодателя в области охраны труда. На работодателя возлагается обеспечение  безопасных условий и охрана труда в широком ее понятии - не только в правовом аспекте, но и в социально-  экономическом, организационно-техническом и медицинском.

Работодатель обязан обеспечить:

- надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание на производстве;

- безопасность работников,  наличие и надлежащую эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

-         соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям установленным нормативам по всем вредным и опасным факторам;

-         нормальный режим труда и отдыха работников;

- специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также надлежащий за ними уход;

-         проведение инструктажа по вопросам охраны труда и обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ на рабочих местах;

-  аттестацию рабочих мест по условиям труда;

- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также недопущение к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

-         расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

            По сравнению с нормами Закона № 181 – ФЗ Трудовой кодекс устанавливает некоторые дополнительные обязанности сторон трудового договора. Так, в целях обеспечения безопасных условий  и охраны труда обеспечивает:

-         разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников;

-         наличие комплекта нормативных  правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

В отличие от КЗоТ РФ Трудовой кодекс (ст. 226) устанавливает минимальный уровень финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Допускается создание фондов охраны труда в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, организациях в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.