Рефераты. Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда

- обобщать опыт работы комиссий (комитетов) и уполномоченных лиц по охране труда, пропагандировать их работу;

- повышать роль совместных комитетов по охране труда на предприятиях по выработке мероприятий по созданию безопасных и улучшению условий труда, а также систематическому анализу состоянию охране труда, травматизма и заболеваемости,  включать эти мероприятия в соглашения по охране труда;

- контролировать обязательность включения соглашений по охране труда и здоровья в качестве приложений к коллективному договору.

Кировский обком профсоюза работников лесных отраслей выступил инициатором разработки областного тарифного соглашения, и сейчас проводит переговоры по его заключению и подписанию с партнёрами – департаментом лесного хозяйства и лесной промышленности и областным отделением Союза лесопромышленников России.

  По моему мнению, необходимо внести некоторые дополнения в отраслевое тарифное соглашение (ОТС), которые помогут при заключения территориального соглашения и коллективных договоров.

 Список производств и профессий с вредными условиями труда, работа которых даёт право на дополнительный отпуск, включить в качестве  приложения к ОТС, а также перечень дополнительных льгот и гарантий для работников с вредными и опасными условиями труда.

  Необходимо также предусмотреть в ОТС обязательность включения в коллективные договоры соглашений по охране труда в качестве приложений, а также финансирование мероприятий и совместный контроль за их выполнением.

 Ещё раз хочу подчеркнуть, что особое внимание в работе областной организации должны занимать вопросы дальнейшего совершенствования принципов, форм и методов социального партнёрства. Основа этой работы – коллективные договоры и соглашения. И очень важны не только результативные переговоры, в качестве одного из основных критериев успешности переговоров и социального партнёрства следует рассматривать выполнение сторонами взятых на себя обязательств. Ведь взаимодействие сторон продолжается и после завершения переговоров – иначе не было  бы в них смысла. Необходимо, чтобы каждый работник ощущал своё непосредственное участие в работе предприятия, свою полезность и значимость, что ведёт к созданию более благоприятного психологического климата и реализации принципа социального партнёрства: равенство сторон – не только равные права, но и равная ответственность. Главное – нормальное взаимодействие профсоюзов и работодателя на всех уровнях – от коллективного договора до Генерального соглашения.

  Думаю, в качестве предложений следует назвать необходимость обобщения практики работы и роли социального партнёрства в решении проблем охраны труда.

Отсюда мы должны инициировать внесение определённых изменений и дополнений в действующее законодательство по охране труда, регулированию социально-трудовых отношений.

 Считаю, что на федеральном уровне профсоюзам необходимо добиваться:

- усиления своей роли в реализации ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»;

- совершенствования механизма отнесения отраслей (подотраслей) промышленности к  классам профессионального риска и установления объективных, обоснованных страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- создания системы непрерывного образования по охране труда и экологии для профсоюзных работников, уполномоченных профкома по охране труда, технических инспекторов труда;

- принятия Экологической Программы России, отражающей основные принципы, направления, пути и средства осуществления и реализации экологической политики;

Минтруду РФ необходимо рекомендовать:

- продолжение создания центров по охране труда, обобщение и подготовку для этих центров рекомендаций по разработке и внедрению новых образовательных технологий в области охраны труда.

 Учитывая значимость проведения аттестации рабочих мест и сертификации как важнейших элементов управления охраной труда, а также в целях повышения качества работ по аттестации, достижения наибольшей эффективности от использования результатов аттестации, необходимо рекомендовать: обеспечить при проведении работы по улучшению условий и охраны труда комплексность и координацию действий всех заинтересованных органов и организаций; необходимо совершенствовать процедуру проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Во введении я отмечал, что одной из актуальных и острых проблем охраны труда является организация обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, уровень которой не отвечает современным требованиям.

В целях комплексного улучшения вопросов обеспечения работников современными видами спецодежды, спецобуви и другими СИЗ, считаю, что  органам исполнительной власти в регионах необходимо разработать комплексные мероприятия по улучшению обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (в рамках Федеральной программы по улучшению условий и охраны труда на 2001-2005 годы), изыскать возможности для финансирования разработок новых эффективных средств индивидуальной защиты с учетом отраслевых и территориальных особенностей.

Профсоюзам совместно с органами по труду, госинспекциями по охране труда необходимо ужесточить требования к руководителям за обеспечение работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, используя при этом все предоставленные законодательством права и меры воздействия.

Необходимо также в рамках социального партнерства полнее использовать возможности отраслевых тарифных и региональных соглашений для решения вышеперечисленных проблем. Очень важной задачей для обкома профсоюза считаю также необходимость добиваться, чтобы на малых предприятиях заключались и выполнялись коллективные договоры и соглашения по охране труда.

Анализируя материалы данного исследования, проведенного в выпускной работе, представив свои выводы и предложения, необходимо еще раз подчеркнуть, что обеспечение условий труда, его охрана – неотложная проблема. За десять лет реформ мы часто закрывали глаза на то, в каких условиях трудятся работники. Но уверен, что тут мы еще своё слово не сказали и профсоюзы вместе с партнерами – работодателями и государством обязаны и будут решать эти проблемы. Рассмотрев серьезную правовую базу, мы уяснили, что в самом законодательстве заложен такой основной постулат: решение вопросов охраны труда осуществляется при взаимодействии органов исполнительной, законодательной  власти, работодателей и профсоюзов. Разработка всех нормативно-правовых и подзаконных актов, всех государственных программ – все это проходит при непосредственном участии профсоюзов. И все решения принимаются, как правило, совместно.

Считаю, что охрана труда – это как раз то направление, где существует тесное взаимодействие профсоюзов и государства – наглядное проявление социального партнерства.

С принятием нового Трудового Кодекса социальное партнерство стало, по сути дела государственной идеологией и значительная часть социально-трудовых отношений регулируется через договоры и соглашения, устанавливая баланс интересов всех его сторон, и здесь очень важно помнить, чтобы реализовались не только права партнеров, но и выполнялись принятые ими обязательства.

IV съезд ФНПР еще раз подтвердил, что социальному партнерству нет альтернативы, эта система является одним из основных и действенных рычагов влияния профсоюзов на социально – экономическую политику как на предприятии, как в отрасли так и в государстве.    

Сегодня, несмотря на достигнутые определенные успехи, нельзя переоценивать уровень эффективности функционирования системы социального партнерства. Она делает лишь первые институционные шаги. Повышение эффективности системы социального партнерства, служащей целям защиты социально-экономических и трудовых прав и интересов работников, в том числе в решении проблем охраны труда, во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, которые всегда выступают за взаимное сотрудничество.

Хотелось бы верить, что при помощи механизмов социального партнерства удастся изменить положение работников к лучшему, избежать острых социальных конфликтов, которые всегда ведут к потерям общественного богатства и социальным потрясениям.


Список литературы

Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда:

1.     Конвенция 1981 года о безопасности  и гигиене труда и производственной  среде (№155) .

2.     Рекомендация 1961 года о безопасности и гигиены труда (№164).

Основные законодательные акты Российской Федерации по охране труда:

3.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

4.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г №197 – ФЗ.

5.     Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от 12.01.96 г. №10 – ФЗ.

6.     Федеральный Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г №181 – ФЗ.

7.     Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 г. №2490-1  с изменениями и дополнениями от 24.11.95 г. № 176-ФЗ.

8.     Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.

9.     Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. №125-ФЗ.

10. Положение о федеральной инспекции труда (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 г. №78).

11. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.03.1999г. №279 (в ред. Постановлений  Правительства РФ от 28.01.2000 г. №78, от 24.05.2000 г. №406).

12. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний. (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. №967).

13. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. (Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 8.02.2000 г. №967).

14. Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. (Утверждены Постановлением Министерства труда РФ ОТ 08.04.1994 Г. №30).

15. Типовое Положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда. (Утверждено постановлением Исполкома Генсовета ФНПР от 30.05.1996 г. №3-8).

16. Рекомендации по формированию и организации совместных комитетов (комиссий) по охране труда. (Утверждены Постановлением Министерства труда РФ ОТ 12.10.1994 г. №64).

Документы профсоюзных органов:


17. Материалы 1У съезда ФНПР 28-30 ноября 2001 г. Вести ФНПР №11-12, 2001 г.

18. Материалы III съезда профсоюза работников лесных отраслей РФ.

19. Материалы IV пленума ЦК профсоюза работников лесных областей РФ от 27 февраля 2002 года. 

20. «Выход – в создании реального механизма защиты». Материалы Генсовета ФНПР от 16.09.2001 г. Журнал «Профсоюзы и экономика» №6, 2001 г.;

21. Материалы III съезда Профсоюза работников лесных отраслей РФ.
М., 2001 г.

Литература:

22. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов под ред.
К.З Ушаков. М., 2001 г., издательство Московского горного университета.

23. Александров Б.К., Дворянчиков К.Б. и др. Работа профсоюзных организаций по обеспечению охраны труда. Практическое пособие. М.,1999.

24.  Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений. Курс лекций. АТ и СО. М., 2000.

25. Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере труда. БПА,2000 г. №12.

26. Гурьянова Л.П. Теория и практика заключения коллективных договоров. Учебное пособие. АтиСО,М.,2001.

27. Охрана труда на производстве. БПА, №11. Профиздат, 2001.

28. Российская Федерация – социальное государство. Материалы круглого стола научно-практической конференции М.1996 г.

29. Охрана труда на предприятии. Функции профсоюзных организаций. Изд. «Правовед», Екатеринбург, 2001 г.

30.  К 1У съезду ФНПР. Спец выпуск научного журнала Академии Труда и социальных отношений. М., 2001 г.













Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.