Рефераты. Роль президента Российской Федерации в правотворчестве p> Согласно пункту “б” статьи 86 и пункту “д” статьи 84 Конституции РФ законы и отдельные международные договоры подписываются российским
Президентом собственноручно. Указы и распоряжения также визируются лично главой государства, что является логическим следствием положений ст. 90
Конституции РФ. Факсимильная печать используется в исключительных случаях с разрешения Президента РФ (обычно Руководителем Администрации) для удостоверения подлинности приветствий, поздравительных адресов.

Правовые акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в официальных источниках -
"Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение десяти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Такой строгий порядок, установленный Указом[17] Президента РФ от 23 мая 1996 г.
"О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", имеет значение для единообразного применения актов главы государства по всей территории страны.

Распоряжение — это акт индивидуального организационного характера.
Распоряжениями Президента оформляются, как правило, решения по оперативным, кадровым и организационным вопросам, а также по вопросам работы
Администрации Президента Российской Федерации.

Кроме актов, проанализированных выше, Президент РФ, реализуя свои полномочия, может обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ. В известной степени, запрос является актом главы государства, поскольку он предусмотрен Конституцией РФ (ч. 2 ст. 125), имеет обязывающую силу для органа конституционного контроля и порождает в Конституционном Суде правотворческий и правоприменительный процесс. В качестве одного из видов документов Президента РФ могут рассматриваться заключения на проекты федеральных законов, принятых Государственной Думой.

В виде писем Президент РФ оформляет законодательную инициативу, отлагательное вето, предлагает Государственной Думе кандидатуру на пост председателя Правительства РФ, председателя Центрального банка России, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей
Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, Генерального прокурора, ставит вопрос об освобождении от должности председателя
Центрального банка — перед нижней палатой и Генерального прокурора — перед верхней палатой Федерального Собрания РФ.

Заключение

Участвуя в законодательном, а при наличии полномочий по изданию правовых актов, Президент РФ обладает широким диапазоном средств и форм участия в правотворческом процессе. В сотрудничестве с Федеральным
Собранием РФ Президент РФ становится непосредственным участником законотворческого процесса, это выражается:

1) в наличии у него права законодательной инициативы и права на внесение предложений о поправках к Конституции РФ;

2) в работе полномочных представителей и представителей Президента в палатах Федерального Собрания;

3) в возможности давать на законопроекты заключения, содержащие замечания и конкретные предложения;

4) в работе согласительных комиссий с участием представителей главы государства;

5) в его праве налагать вето на принятые федеральные законы и возвращать их без рассмотрения, если нарушен конституционный порядок их принятия;

6) в промульгации законов.

Активная и порой решающая роль Президента РФ в законотворческом процессе часто приводит к конфронтации между главой государства и парламентом. В результате принимаются несовершенные, юридически не обоснованные законы. Поэтому необходимо в интересах защиты конституционного строя и обеспечения экономической стабильности России:

- разработать конкретные механизмы законодательного сотрудничества;

- принять закон о правовом регулировании законодательного процесса в

Российской Федерации;

- внести изменения в регламенты палат Федерального Собрания.

Вместе с тем, в настоящее время необходима более тесная координация
Президентом РФ структур исполнительной власти, чтобы упорядочить законопроектную работу, исключить дублирование, распыление сил.

Президенту РФ отводится особая роль в механизме государственной власти, а следовательно, и особая компетенция, определяемая Конституцией
РФ. Она охватывает все аспекты государственной деятельности, носит комплексный характер.

Можно утверждать, что бульшая часть функций главы государства реализуется посредством издания им правовых актов, которые различаются:
1) по форме: указы и распоряжения, а также программы, концепции, положения и доктрины, утверждаемые указами;
2) по юридической силе: нормативные и правоприменительные, причем нормативными должны быть только указы.

Указы Президента РФ должны носить характер подзаконных актов, но в современных условиях, когда многие вопросы требуют оперативного законодательного решения, глава государства издает указы, восполняющие пробелы в праве. Данные полномочия должны быть делегированы Президенту РФ парламентом, а "законодательные" указы будут утрачивать свою силу с принятием соответствующих федеральных законов. Однако это предложение необходимо оформить на конституционном уровне. Не менее значима и проблема соотношения актов Президента и решений Правительства РФ. Очевидно, что в отношении исполнительной власти глава государства обладает наибольшим объемом полномочий. В иерархии нормативных правовых актов постановления
Правительства стоят ниже указов Президента РФ, поскольку первые издаются на основании и во исполнение вторых. Кроме того, правительственные акты, в случае противоречия их указам, могут быть отменены главой государства.

Переплетение функций Президента и Правительства порождает коллизии, как в правотворческой, так и в правоприменительной практике. Поэтому необходимо сбалансировать полномочия двух этих органов власти и внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, закрепив за Правительством РФ право, самостоятельно издавать постановления и распоряжения в сфере экономики, науки, культуры, образования, природопользования, охраны окружающей среды, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, социальной сфере, но с обязательным уведомлением об этом главы государства.
Президент РФ как глава федеративного государства обладает достаточным объемом полномочий во взаимоотношениях с субъектами Федерации.

Акты органов законодательной власти субъектов Президент РФ не управомочен ни приостанавливать, ни отменять, но как гарант Конституции РФ он использует различные механизмы воздействия на правотворчество региональных представительных органов.

В заключение нужно отметить, что акты Президента РФ, как и все действующие нормативные акты Российской Федерации, нуждаются в систематизации. Указы и распоряжения необходимо обобщить и издать в виде отдельного сборника. Такая мера позволила бы устранить имеющиеся противоречия между актами главы государства, исключить их дублирование и будет способствовать их большей согласованности.

Список используемой литературы

1. Колесников Е.В. Закон как основной источник конституционного права

Российской Федерации // Личность и власть: Конституционные вопросы:

Межвузовский сборник научных работ. Ростов-на-Дону, 1995.

2. Коптелевская И. Конституционные законы - новое явление в законодательстве России // Вестник Конституционного Суда. 1994. № 1.

3. Котенков А.А.. Президент - парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе. Государство и право, 1998, №9, №10

4. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий Конституции РФ 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Спарк, 2001.

5. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. – М., Закон и право,

2000.

6. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория.

Государство и право, 2001, №3

7. Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Российское право. 1997. № 2.

8. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – Москва, 1996.

9. Окуньков Л А., Рощин В.А. Вето Президента. М., 1999.

10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию:

Россия на рубеже эпох // Российская газета 1999. 31 марта

11. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской

Федерации. – Саратов, 2000.

12. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

13. Суворов В.Н. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Академика О.Е.Кутафина. -

7-е издание. - М.: Юристъ, 2000.

14. Теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.

Используемые правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549 "Об утверждении

Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе" (с изм. от 15 мая, 6 октября, 24 декабря 1997 г., 4 марта

1998 г.)

3. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 (с изменениями от 16 мая

1997 г., 13 августа 1998 г.)

4. Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. N 696 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской

Федерации" (с изм. от 13 мая 2000 г.)

5. Распоряжение Президента РФ от 3 августа 1996 г. N 413-рп

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"
-----------------------
[1] Котенков А. А. Президент - парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья I). Государство и право, 1998, №9
[2] Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. Государство и право, 2001, №3
[3] Котенков А. А. Президент - парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья I). Государство и право, 1998, №9
[4] См.: Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549 "Об утверждении
Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе" (с изм. от 15 мая, 6 октября, 24 декабря 1997 г., 4 марта 1998 г.)
[5] См. подробнее: Окуньков Л А., Рощин В.А. Вето Президента. М., 1999. С.
352
[6] См.: Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
С. 111.
[7] Понятие “федеральный конституционный закон” впервые закреплено
Конституцией РФ 1993 г. Федеральные конституционные законы согласно
Конституции обладают особой юридической силой, их задача — обеспечение стабильности Конституции РФ, ее продолжение и развитие. Федеральные конституционные законы отличаются от федеральных законов тем, что принимаются по предметам ведения Российской Федерацией в особом порядке, имеют прямое действие на всей территории России. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст. 76 Конституции
РФ).
[8] См. подробнее: Коптелевская И. Конституционные законы - новое явление в законодательстве России // Вестник Конституционного Суда. 1994. № 1. С. 59-
63; Колесников Е.В. Закон как основной источник конституционного права
Российской Федерации // Личность и власть: Конституционные вопросы:
Межвузовский сборник научных работ. Ростов-на-Дону, 1995. С. 97-98
[9] См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию:
Россия на рубеже эпох // Российская газета 1999. 31 марта
[10] См. подробнее: Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений
Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9, 10.
[11] См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию:
Россия на рубеже эпох // Российская газета 1999. 31 марта.
[12] См.: Теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999. С.
355
[13] Суворов В.Н. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Академика О.Е.Кутафина. - 7-е издание. - М.: Юристъ, 2000. Стр 150.
[14] См.: Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. N 696 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской
Федерации" (с изм. от 13 мая 2000 г.)
[15] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N
8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"
[16] См.: Распоряжение Президента РФ от 3 августа 1996 г. N 413-рп
[17] Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 (с изменениями от 16 мая
1997 г., 13 августа 1998 г.)



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.