Рефераты. Роль президента Российской Федерации в правотворчестве p> Особая юридическая сила федеральных конституционных законов заключается и в том, что они принимаются обеими палатами Федерального
Собрания: тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации и двумя третями — от общего числа депутатов Государственной Думы и не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение в парламент.
Президент Российской Федерации независимо от того, имеются ли у него возражения по принятому парламентом федеральному конституционному закону или нет, обязан в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции подписать и обнародовать его[8].

Подписание Президентом принятого Федеральным Собранием закона является одной из форм его участия в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса, позволяет ему быть активным участником законодательного процесса. В то же время опыт последних пяти лет показывает, что вопросы взаимоотношений Президента, Государственной Думы,
Совета Федерации на всех стадиях законодательного процесса недостаточно урегулированы федеральным законодательством. На это обратил внимание и
Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному
Собранию. В 1998 году, отметил Президент РФ, он подписал 193 федеральных закона, отклонил 67 (как правило, в связи с имеющимися противоречиями
Конституции или федеральным законам), а 9 законов вернул без рассмотрения в
Государственную Думу из-за различных нарушений, допущенных при их принятии.
Президент обратил особое внимание на утверждение Государственной Думой и
Советом Федерации федеральных законов, не обеспеченных финансовыми источниками, и правовой нигилизм государственных чиновников[9].

Вопрос о том, имеет ли право Президент РФ возвращать принятые палатами
Федерального Собрания законы без их рассмотрения, разъясняет
Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. “О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации”. В этом документе дается определение понятия “принятый федеральный закон" и указывается четыре нарушения, при которых Президент может вернуть федеральный закон без его рассмотрения в Государственную Думу. Это может произойти в следующих случаях:

- непрерывности законодательного процесса;

- несоблюдении сроков направления принятого федерального закона

Президенту;

- если нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат

Федерального Собрания и само принятие закона;

- если установленные Конституцией требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.

Так, полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе РФ обобщая практику рассмотрения и принятия федеральных законов
Государственной Думой, называет семь нарушений установленных Конституцией
РФ условий и процедур принятия федеральных законов, являющихся причиной для возвращения закона без рассмотрения:

1) законопроект внесен ненадлежащим субъектом;

2) отсутствует заключение Правительства в необходимых для этого случаях;

3) закон не рассмотрен Советом Федерации, когда это является обязательным;

4) нарушены сроки направления закона в Совет Федерации, рассмотрения в
Совете Федерации и направления Президента на промульгацию;

5) федеральный конституционный закон принят по вопросу, не предусмотренному Конституцией Российской Федерации;

6) процедура голосования в палате Федерального Собрания ставит под сомнение результаты волеизъявления палаты (прежде всего по количеству голосов, установленному Конституцией для принятия закона);

7) текст присланного для подписания и обнародования закона не соответствует тексту, за который голосовали депутаты[10].

Однако, как отмечает представитель Президента РФ в Государственной
Думе, из этих семи пунктов наиболее показательными являются 6 и 7.

Часть 2 статьи 107 Конституции России установила, что Президент России в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует федеральный закон.
Двухнедельный срок для подписания Президентом закона установлен
Конституцией для ознакомления с его содержанием специалистов аппарата
Президента.

К числу исключительных полномочий Президента РФ, прежде всего, относится право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).
Нормативное содержание этого права раскрывается в статье 84 Конституции РФ, где нормируется право главы государства вносить законопроекты в
Государственную Думу. Наличие такого права не лишает Президента РФ возможности выступить с законодательным почином. Но в первом случае инициатива Президента порождает обязанность Государственной Думы рассмотреть внесенный им законопроект, причем Регламент Государственной
Думы предусматривает, что внесенные Президентом законопроекты рассматриваются Государственной Думой в первоочередном порядке.

По поручениям Президента РФ или Руководителя Администрации Президента
РФ главные управления Президента РФ, иные подразделения Администрации
Президента РФ и федеральные органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов федеральных законов, которые предполагаются к внесению в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Президента РФ.

Предусмотрен особый порядок участия Президента РФ в процессе принятия закона о поправке к Конституции РФ (главы 3-8). Согласно статье 134
Основного закона, он может вносить предложения о поправках и пересмотре
Конституции РФ. В соответствии со статьей 136 Конституции РФ и статьей 2
Федерального закона от 4 марта 1998 г. “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” поправки к главам 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона.

Таким образом, глава государства, участвуя в работе над законом о поправке, в срок не позднее 14 дней с момента получения закона, подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

Однако обязательным условием для вступления в силу закона о поправке к
Конституции РФ является его одобрение органами законодательной власти не менее, чем 2/3 субъектов Федерации.

Принятая поправка к Конституции РФ вносится Президентом РФ в текст
Основного закона в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке.

Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Кстати, такие послания в присутствии Президента не обсуждаются.

Президент России обращается с посланиями к Федеральному Собранию лично. Послание Президента не является обязательным для исполнения
Федеральным Собранием актом, а носит рекомендательный характер, содержит законодательные инициативы Президента, а также его видение перспектив развития конституционного строя России, взаимоотношений России со странами
СНГ и другими государствами мира. Так, 24 февраля 1994 г. Президент обратился с Посланием к Федеральному Собранию по вопросам укрепления
Российского государства, основных направлениях внутренней и внешней политики. Это было первое после принятия Конституции России Послание
Президента Федеральному Собранию.

Темы ежегодных посланий Президента РФ зависят от политической ситуации в стране: в 1994 г. — “Об укреплении Российского государства”; в 1995 г. —
“О действенности государственной власти в России”; в 1996 г. — “Россия, за которую мы в ответе”; в 1997г. — “Порядок во власти — порядок в стране”; в
1998г. — “Общими силами — к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)”; в 1999 г. — “Россия на рубеже эпох” и так далее.

Таким образом, ежегодные послания Президента России Федеральному
Собранию — это программа сотрудничества всех ветвей власти, годовая программа-минимум по укреплению конституционного строя России, ее внутренней и внешней политики, программа законодательных инициатив
Президента по укреплению правового государства. Послание, не являясь обязательным для Федерального Собрания, тем не менее, учитывается парламентом при принятии пакета законодательных актов. Первыми, в частности, были приняты законы о статусе депутатов Федерального Собрания, о
Конституционном Суде России и ряд других. Послание оказывает большое влияние на общественное мнение в стране, о чем свидетельствует Послание
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в марте 1999 г.[11]

Кроме того, ежегодное послание Президента России - особая разновидность официального политико-правового документа и относится к актам президента.

§3. Правовые акты Президента РФ и их юридическая природа

Многогранная деятельность Президента РФ осуществляется через правовые акты, издаваемые им в соответствии со статьей 90 Конституции РФ.

Президент Российской Федерации издает правовые акты (указы и распоряжения), которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные. К правовым актам относятся указы и распоряжения – содержащие правовые нормы, будучи обнародованными они приобретают государственно-властный характер, т.е. становятся обязательными для исполнения либо всеми гражданами (нормативные акты) или должностными лицами, государственными органами (индивидуальные акты).

Нормативные акты Президента РФ содержат нормы права, регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер, индивидуальные (правоприменительные) — носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления[12]. Они вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.

К индивидуальным актам могут относиться указы и распоряжения
Президента РФ, которые касаются конкретных отношений или лиц. Например, указы Президента РФ о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и так далее. Такого рода указы не содержат каких- либо общих правил, т.е. юридических норм. Указы и распоряжения Президент
Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России.
Издаваемые Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Ненормативный (правоприменительный) указ представляет собой форму выражения властных полномочий Президента РФ по конкретным вопросам, рассчитан на однократную реализацию и всегда персонифицирован. Согласно пункту 3 распоряжения Президента РФ от 5 февраля 1993 г. “О порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской
Федерации” ненормативные указы издаются по вопросам, касающимся назначения и освобождения от должности руководителей исполнительной власти и администрации Президента РФ, приобретения гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения классных чинов, почетных званий, высших воинских и специальных званий, помилования и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.