Рефераты. Реформы Петра Первого

ВОЕВОДА

Уездная
канцелярия

Камер-коллегия

Штатс-коллегия

Ревизион-ноллегия

 

 

Юстиц-коллегия

 

 



Ломке было подвергнуто и все областное управление. Указ 18 декабря 1708 года извещал о намерении создать 8 губерний. До осуществления губернской реформы страна делилась на 250 уездов, непосредственно подчинявшихся центральным учреждениям в Москве – приказам. Теперь между уездной администрацией и приказами должна была появиться промежуточная инстанция – губернские власти. Во главе губернской администрации стояли губернаторы, пользовавшиеся на управляемой территории всей полнотой судебной, административной и военной власти. Губернаторами Пётр назначал близких себе людей. Во главе Петербургской губернии был поставлен Меньшиков, Воронежской – адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин, Казанской – его брат Пётр Матвеевич, Московской – боярин Тихон Никитич Стрешнёв. Губернские учреждения должны были начать работать с 1710 года. Вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую и Ингерманляндская. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. У губернатора был свой штат помощников. В 1713г. была сделана попытка создать при губернаторе "консилиум" (совет) из местных дворян.

 Губернские учреждения должны были укрепить местную администрацию. Огромные права губернатора позволяли ему оперативно подавлять вспышки недовольства в самом зародыше. Учреждение губерний давало правительству ещё одно преимущество – появилась возможность более эффективно взимать налоги, набирать рекрутов и мобилизовывать людей на строительные работы. Эффективность обеспечивалась наличием в распоряжении губернаторов воинских команд, используемых и для выколачивания недоимок, и для привлечения на службу в армию и во флот крестьян и горожан.

  В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Воевода руководил канцеляриями рекрутского сбора, розыскных, провиантских дел, таможней и другими учреждениями. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный  продворянский  характер  и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на  местах. Но она одновременно  еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.




1.4 Реформа сословного устройства русского общества

 

Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания,  повысить их культуру,  сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей,  которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.

Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим  призванием, умело  править страной  и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр  установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а  затем  должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712,1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Реформы в сфере образования и культуры

Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье- бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась “школа математических и навигацких наук”, ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 - 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - “гимназия” пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.

Светское образование потребовало массу новых учебников. В 1703 г. вышла в свет “Арифметика, сиречь Наука числительная...” Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили “Таблицы логарифмов и синусов”.  В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф. П. Поликарпов, Ф.Прокопович и др.

Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило развитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, была открыта государственная библиотека. Большие собрания книг принадлежали князю Д. М. Голицину, графу Б. П. Шереметеву, графу А. А. Матвееву и др. С декабря 1702 г. стало выходить первое периодическое издание- газета “Ведомости”.

В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии, картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В. Э Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д.Г. Мессершмидтом, Ф.Ф. Веневениным, И. Унковским и др.

Широкий размах приобрели геологические изыскания. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Геннин, В.К. Татищев, Я.В. Брюс.

Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М.И. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания “потаенных судов” (подводных лодок); И.Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известным механиком петровского времени был А.К. Нартов - изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.

Был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. Крупнейшими из них были: двухтомная “Гистория Свейской войны”, создававшаяся при участии самого Петра I; “Ядро российской истории” - написана секретарем русского посольства в Швеции А.И. Манкиевым в 1715г.; “Гистория о царе Петре Алексеевиче”, составленная видным дипломатом Петровской эпохи князем Б.И. Куракиным и опубликованная в конце XIX в.

 По инициативе Петра в Росси было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению предъявлять “как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов”, а также “старые надписи на каменах, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно”. С этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание “раритетов” которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в. 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней был открыт университет и гимназия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.