Рефераты. Реформы Петра Первого

Артиллерийский капитан.

III ранга

Флота лейтенант

 

Капитан

или

ротмистр

 

Титулярный советник

 

 

Артиллерийский капитан

 

Артиллерийский лейтенант

 

Штабс-капитан или штабс-ротмистр

 

Коллежский секретарь

 

Х

 

 

 

Сенатский секретарь

 

ХI

 

Флота мичман

 

Поручик

Губернский секретарь

 

ХII

Артиллерийский констебль

 

Поручик

Сенатский регистратор

 

ХIII

 

Прапорщик или корнет

Коллежский регистратор

 

ХIV



        «Создание регулярной армии было частью задачи, которую ставил перед собой Пётр, получив нарвский урок. Пётр не мыслил без флота могущества своего государства, не представлял без кораблей своей жизни. Создание флота было для него первейшим долгом после создания армии, естественным продолжением дела, некогда начатого его отцом, царём Алексеем Михайловичем, при котором в Дединове на Оке был спущен первый русский корабль «Орёл». Все эти чувства хорошо отражены в преамбуле Морского устава 1720 года».[8]







1.2.2 Создание регулярного военно-морского флота

 

        «Строительство петровского флота, как известно, началось в Воронеже в 1695 – 1696 годах. Сам Пётр был незаурядным кораблестроителем, предложившим много новых технических решений, начиная с проектирования и кончая использованием морских судов. Одновременно со строительством кораблей в Петербурге и Кронштадте создавались мощные военно-морские  базы, дополненные базой в Эстляндии (Рогервик; ныне Палтийски). В Кронштадте строилась уникальная система каналов и шлюзов, которая позволяла беспрепятственно ремонтировать, вооружать и даже хранить в межсезонье на берегу огромные корабли».[9]

На 4 ноября 1696 года было назначено заседание Боярской Думы, к  которому Петр подготовил записку с названием: “Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова”. Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1: “... воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий, о чем надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?”. Дума  постановила такой приговор: “Морским судам быть…”.

Всем жителям московского государства необходимо участвовать в постройке  кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине с двора.  Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены. Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в  соседних пристанях.

Дело судостроения шло довольно успешно. В 1698 году были построены требуемые суда.

           Азовская победа привела ко многим переменам в России.

           Кроме того, Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позже,  в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей.

Посольство, кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян.

Поручив управление страной князю Федору Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство выехало  2 марта 1697 года из Москвы. Посольство назвали “великим” из-за его многочисленности. Его возглавляли три посла: Лефорт, Головин и Возницын. В числе волонтеров находился Петр Михайлов – под такой фамилией значился царь.

Посольство сопровождал многочисленный обслуживающий персонал: священники, лекари, переводчики, хлебники. В месте с солдатами охраны общая численность составляла 250 человек, а обоз насчитывал 1000 саней.

          Посольство направилось в Голландию. Путь туда пролегал через

Курляндию, Бранденбург, Германию. Повсюду в их честь  устраивали торжественные  приемы, а Петру иногда не удавалось сохранить инкогнито.

          В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения Голландии –  город Сардам.

          Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в

Амстердам, где было достигнуто соглашение о том, что волонтеры будут обучаться кораблестроению на верфи Ост-Индской компании. Конец августа и начало сентября прошли в освоении премудростей кораблестроения. 9 сентября был заложен фрегат “Петр и Павел”, который в середине ноября был спущен на воду. В выданном царю аттестате корабельным мастером Полем было засвидетельствовано, что “Петр Михайлов, находившийся в свите великого московского посольства... был прилежным и разумным плотником...; кроме того, под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно, что может, сколько мы сами разумеем, в том и другом упражняться”.

          Но царю было мало одной практики.  Он решает посетить “владычицу морей” Англию, где он мог изучить ремесло инженера-кораблестроителя. В январе 1698 года Петр прибывает в Лондон. Там Петр работал на верфях, осматривал  предприятия, побывал в Оксфордском университете, несколько раз съездил в Гринвичскую обсерваторию и на монетный двор.

          Так одна из задач посольства была выполнена: волонтеры постигли азы кораблестроения. Большие трудности пришлось преодолеть при закупке оружия и найме специалистов. Тем не менее, удалось приобрести 10 тысяч ружей, 5 тысяч мушкетов, 3200 штыков, корабельные припасы и прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов, а также боцманы, шлюзные мастера и т.д.

          Но главная задача посольства не была выполнена: Голландия отказалась вступить в войну с Турцией на стороне России.

          Великое посольство отправляется в Вену, чтобы предотвратить возможность заключения сепаратного мира австрийцев с османами и достижения согласия продолжать войну с ними. Однако и это не удалось. Австрия уже вела переговоры о мире с Османской империей.

У Петра теплилась надежда склонить к продолжению войны Венецию,  но тревожные вести из Москвы разрушили все его планы. Царю пришлось возвратиться в Россию.

           К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры. Они прибыли в Воронеж, где их назначили на корабли, готовящиеся к Керченскому походу. В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле “экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность.

          В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему императору из Москвы: “из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и  Германию,  только четверо выдержали экзамен, сделанный самим государем в Воронеже. Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счет, или возвратить выданные на поездку деньги”.

Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов, князь А. Голицын, Ф. Плещеев. Другим же наука не далась.

Петровское время стало расцветом галерного флота, известного с античных времён. Пётр правильно оценил его значение для борьбы с противником в мелководных шхерах Финского и Ботнического заливов.

        «Флот нуждался в офицерском составе, знающем военно-морское дело, а верфи в кораблестроителях. Ни тех, ни других в России не было, и царь идёт на необычный шаг – посылает за границу молодых дворян для изучения морского дела. В декабре 1696 года Петру пришла мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за границей специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян. Программа их обучения предусматривала овладение минимумом военно-морских знаний, а затем и искусством кораблестроения».[10]

           Создание мощного российского флота послужило началом овладения всем морем. В 1710 году при участии морских сил были освобождены Выборг, Рига, о. Эзель, Ревель. В 1713 году со взятием Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из Финского залива.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.