Рефераты. Проблема двойного гражданства в зарубежных странах

  После 2-й мировой войны проблема двойного гражданства рассматривалась Комиссией международного права ООН, которая разработала проекты конвенций о сокращении случаев двугражданства и об искоренении его в будущем. Эти проекты предусматривали: государства должны воздерживаться от предоставления гражданства детям, которые родились не на территории данного государства; при принятии гражданства другого государства прежнее гражданство утрачивается; если законодательство государства предусматривает приобретение гражданства в результате заключения брака, развода или усыновления, то приобретение нового гражданства должно влечь за собой потерю прежнего; межгосударственные договоры об уступке территории должны содержать постановления (например, об оптации гражданства), гарантирующие, что жители уступаемой территории не окажутся Б., Однако после общей дискуссии по докладу Комиссия международного права пришла к заключению, что необходимые предпосылки для принятия конвенций о двойном гражданстве ещё не созрели, и рассмотрение этого вопроса было временно отложено.

            В некоторых случаях к Б. применяется критерий «эффективного гражданства». Так, при выборе членов Международного суда ООН и Комиссии международного права ООН Б. считается гражданином того государства, в котором он обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.


Воинская обязанность в случаях двойного      (множественного) гражданства

А.В. Белов.

Во многих работах,  посвященных двойному гражданству, отмечается, что проблема исполнения воинского долга лицами с двойным (множествен­ным) гражданством является серьезным недостатком данного правового ин­ститута.

Вопросы выполнения воинской обязанности бипатридами часто были предметом межгосударственных споров. Это связано с тем, что лицо, имею­щее двойное или множественное гражданство, подлежит призыву на воен­ную службу в государствах своего гражданства. Проходить ее, конечно, лицо будет только в одном государстве. Причем другое государство, гражданином которого данное лицо также является, вправе, если это окажется в пределах его юрисдикции, привлечь данное лицо к ответственности за прохождение военной службы в иностранном государстве или уклонение от призыва на военную службу. И хотя первое государство имеет право предоставить ему защиту, практически она оказывается бессильной.

Случаи межгосударственных споров по поводу выполнения воинского долга бипатридами известны с начала XIX в. Так, лицо, которое обладало гражданством Франции, в Англии подлежало привлечению к ответственно­сти за государственную измену, если его отец родился в Англии и это лицо было взято в плен во время выступления против Англии в составе иностран­ных войск. Великобритания даже после обретения США независимости притязала на обладание американцами государственной принадлежности бывшей метрополии. В результате коллизии английского и американского права при посещении английских портов американскими моряками, кото­рые первоначально обладали британским подданством по «праву почвы», т. е. были прирожденными подданными Великобритании, их в этом государстве призывали на военную службу, а при уклонении от нее — подвергали уголов­ному преследованию. Попытки США защитить этих лиц отклонялись. Ана­логичная ситуация с бипатридами складывалась и между другими странами.

Несмотря на всю сложность правовых последствий, связанных с рас­сматриваемым аспектом двойного гражданства, и, прежде всего для самого физического лица, обладающего несколькими гражданствами, проблема обязательной воинской службы бипатридов поддается международно-пра­вовому регулированию.

Проблему двойной воинской обязанности в случаях двойного граж­данства в международной практике решают с помощью двух диаметрально противоположных подходов. Первый заключается в том, чтобы путем за­ключения соответствующих международных соглашений предотвратить, запретить, ликвидировать случаи двойного гражданства у граждан договари­вающихся государств. Результатом таких соглашений будет полное отсут­ствие проблемы двойной воинской обязанности по причине отсутствия са­мих лиц с двойным гражданством. Второй подход основывается на том, чтобы при допущении двойного гражданства ликвидировать отдельные не­гативные последствия, связанные с данным институтом права, и в частно­сти двойную воинскую обязанность.

Не останавливаясь на международных соглашениях первого из ука­занных подходов, который применяют ряд арабских государств, заключив­ших соответствующий Договор между членами Лиги арабских государств о гражданстве 1954 г., а также Российская Федерация, имеющая действую­щие международные договоры, направленные на предотвращение и запре­щение двойного гражданства, перейдем к международным договорам и меж­государственным соглашениям, реализующим идею второго подхода. Так, существуют международные договоры, регулирующие вопросы двойного гражданства в целом, и отдельные межгосударственные соглашения, на­правленные исключительно на решение проблемы двойной воинской обя­занности в случаях множественного гражданства.

Примерами отдельных международных соглашений по вопросам во­енной службы в случаях двойного гражданства являются договоры США с европейскими странами — Норвегией (1930), Швецией (1933), Швейца­рией (1937) и Финляндией (1939), международные договоры между отдель­ными европейскими странами — между Швейцарией и Францией (1958), Францией и Израилем (1959), Францией и Испанией (1970), а также согла­шения о военной службе между Аргентиной и Финляндией (1963), Арген­тиной и Великобританией (1963) и др. Так, договоры 30-х годов США с ука­занными европейскими странами содержали положение о том, что лица с двойным гражданством обязаны нести военную службу в том государ­стве, на территории которого они имели основное местожительство и с ко­торым были наиболее тесно связаны. В случае исполнения этими лицами воинской обязанности на территории одного договаривающегося государ­ства они считались исполнившими ее в отношении другого договаривающегося государства. Эти договоры определяли государство прохождения обязательной воинской службы бипатридов с учетом критерия эффектив­ного гражданства.

В договоре о военной обязанности между Францией и Израилем от 30 июня 1959 г. было предусмотрено, что бипатриды, исключая тех, ко­торые приобрели свое второе гражданство в порядке натурализации, бу­дут нести военную службу в государстве постоянного места проживания. В случае постоянного проживания в третьем государстве эти лица в соот­ветствии с договором имеют право выбрать, в каком из государств они бу­дут проходить обязательную военную службу. Интересен факт, что лица, исполнившие воинскую обязанность на территории одного государства, имевшие постоянное местожительство на территории этого или третьего государства, считались исполнившими воинский долг и в отношении го­сударства своего второго гражданства, но до тех пор, пока они не переезжа­ли на постоянное местожительство в это второе государство. В случае же такого переезда они были обязаны вторично исполнить воинскую обя­занность.

Двусторонний договор 1970 г. между Францией и Испанией относи­тельно воинской обязанности в случае двойного гражданства предусматри­вал, что бипатрид обязан пройти обязательную воинскую службу на терри­тории того государства, где он наиболее длительно проживал в течение последних 12 месяцев перед наступлением 18-летнего возраста.

Протокол о воинской повинности в некоторых случаях многогражданства от 12 апреля 1930 г. является примером многостороннего межгосу­дарственного договора, регулирующего исключительно вопросы исполне­ния воинского долга лиц с двойным гражданством. Настоящий Протокол, в частности, устанавливает, что бипатрид, который обычно проживает в од­ной из стран своего гражданства и который наиболее тесно связан с этой страной, освобождается от воинской обязанности в другой стране.

Вопросы воинской обязанности регулируются практически во всех двусторонних и многосторонних международных договорах, признающих или допускающих двойное (множественное) гражданство, например: Кон­венция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г.,  Европейская конвенция о граждан­стве 1997 г., серия двусторонних соглашений о двойном гражданстве Ис­пании со странами Латинской Америки, в частности Договор о взаимном признании натурализации между Аргентиной и Испанией 1969 г., а также договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства с участием Российской Федерации (с Туркменистаном 1993 г.  и Таджикистаном 1995г.) и др.

Не останавливаясь конкретно на каждом из перечисленных междуна­родных договоров, рассмотрим их общие моменты в аспекте воинской обя­занности: во-первых, все вышеназванные договоры предусматривают, что лица имеющие гражданство каждого из договаривающихся государств, будут проходить воинскую службу только в одном из них: например, по Конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повин­ности в случаях многогражданства 1963 г. бипатриду до достижения девят­надцатилетнего возраста предоставлено право выбора государства одного из своих гражданств, где им будет исполняться воинская обязанность, ина­че он будет проходить воинскую службу на территории государства посто­янного проживания; во-вторых, лица с двойным гражданством, исполнив­шие воинскую обязанность в соответствии с вышеназванными договорами в отношении одного договаривающегося государства, гражданство кото­рого они имеют, на условиях, предусмотренных внутренним законода­тельством этого государства, будут считаться исполнившими воинскую обязанность в отношении другого договаривающегося государства, граж­данство которого они также имеют; в-третьих, большинство из этих дого­воров устанавливает, что воинский долг, исполненный в отношении одной из договаривающихся сторон, гражданство которой имеет бипатрид, до вступления в силу соответствующего договора или конвенции, считается также исполненным и в отношении другой договаривающейся стороны, гражданством которой также обладает данное лицо.

Представляют интерес по сути идентичные положения ст. 2 Протокола, вносящего поправки в Конвенцию о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства от 24 ноября 1977 г.,  и ст. 22 Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г., являю­щиеся важной новеллой, поскольку касаются вопросов освобождения от воинской обязанности или альтернативной гражданской службы бипатридов. Согласно этим положениям, лица, являющиеся гражданами государ­ства-участника, в котором не предусмотрено обязательной воинской служ­бы, считаются исполнившими воинскую обязанность, если постоянно проживают на территории этого государства-участника. Они могут тем не менее считаться исполнившими воинскую обязанность в отношении госу­дарства-участника или государств-участников, гражданами которых они также являются и в которых предусмотрена воинская служба, лишь в случае, если постоянное проживание продолжалось до определенного возраста, ко­торый каждое заинтересованное государство-участник укажет при подписа­нии или сдаче на хранение ратификационной грамоты, документов о приня­тии или присоединении. Граждане государства-участника, в котором не предусмотрено обязательной военной службы, также будут считаться исполнившими свою воинскую обязанность, независимо от мест их обычного проживания, если они добровольно вступили в вооруженные силы этого го­сударства-участника на общий и действительный срок, равный сроку дей­ствительной воинской службы в государстве-участнике или государствах-участниках, гражданство которых они также имеют.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.