После 2-й мировой войны проблема двойного гражданства рассматривалась Комиссией международного права ООН, которая разработала проекты конвенций о сокращении случаев двугражданства и об искоренении его в будущем. Эти проекты предусматривали: государства должны воздерживаться от предоставления гражданства детям, которые родились не на территории данного государства; при принятии гражданства другого государства прежнее гражданство утрачивается; если законодательство государства предусматривает приобретение гражданства в результате заключения брака, развода или усыновления, то приобретение нового гражданства должно влечь за собой потерю прежнего; межгосударственные договоры об уступке территории должны содержать постановления (например, об оптации гражданства), гарантирующие, что жители уступаемой территории не окажутся Б., Однако после общей дискуссии по докладу Комиссия международного права пришла к заключению, что необходимые предпосылки для принятия конвенций о двойном гражданстве ещё не созрели, и рассмотрение этого вопроса было временно отложено.
В некоторых случаях к Б. применяется критерий «эффективного гражданства». Так, при выборе членов Международного суда ООН и Комиссии международного права ООН Б. считается гражданином того государства, в котором он обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.
Воинская обязанность в случаях двойного (множественного) гражданства
А.В. Белов.
Во многих работах, посвященных двойному гражданству, отмечается, что проблема исполнения воинского долга лицами с двойным (множественным) гражданством является серьезным недостатком данного правового института.
Вопросы выполнения воинской обязанности бипатридами часто были предметом межгосударственных споров. Это связано с тем, что лицо, имеющее двойное или множественное гражданство, подлежит призыву на военную службу в государствах своего гражданства. Проходить ее, конечно, лицо будет только в одном государстве. Причем другое государство, гражданином которого данное лицо также является, вправе, если это окажется в пределах его юрисдикции, привлечь данное лицо к ответственности за прохождение военной службы в иностранном государстве или уклонение от призыва на военную службу. И хотя первое государство имеет право предоставить ему защиту, практически она оказывается бессильной.
Случаи межгосударственных споров по поводу выполнения воинского долга бипатридами известны с начала XIX в. Так, лицо, которое обладало гражданством Франции, в Англии подлежало привлечению к ответственности за государственную измену, если его отец родился в Англии и это лицо было взято в плен во время выступления против Англии в составе иностранных войск. Великобритания даже после обретения США независимости притязала на обладание американцами государственной принадлежности бывшей метрополии. В результате коллизии английского и американского права при посещении английских портов американскими моряками, которые первоначально обладали британским подданством по «праву почвы», т. е. были прирожденными подданными Великобритании, их в этом государстве призывали на военную службу, а при уклонении от нее — подвергали уголовному преследованию. Попытки США защитить этих лиц отклонялись. Аналогичная ситуация с бипатридами складывалась и между другими странами.
Несмотря на всю сложность правовых последствий, связанных с рассматриваемым аспектом двойного гражданства, и, прежде всего для самого физического лица, обладающего несколькими гражданствами, проблема обязательной воинской службы бипатридов поддается международно-правовому регулированию.
Проблему двойной воинской обязанности в случаях двойного гражданства в международной практике решают с помощью двух диаметрально противоположных подходов. Первый заключается в том, чтобы путем заключения соответствующих международных соглашений предотвратить, запретить, ликвидировать случаи двойного гражданства у граждан договаривающихся государств. Результатом таких соглашений будет полное отсутствие проблемы двойной воинской обязанности по причине отсутствия самих лиц с двойным гражданством. Второй подход основывается на том, чтобы при допущении двойного гражданства ликвидировать отдельные негативные последствия, связанные с данным институтом права, и в частности двойную воинскую обязанность.
Не останавливаясь на международных соглашениях первого из указанных подходов, который применяют ряд арабских государств, заключивших соответствующий Договор между членами Лиги арабских государств о гражданстве 1954 г., а также Российская Федерация, имеющая действующие международные договоры, направленные на предотвращение и запрещение двойного гражданства, перейдем к международным договорам и межгосударственным соглашениям, реализующим идею второго подхода. Так, существуют международные договоры, регулирующие вопросы двойного гражданства в целом, и отдельные межгосударственные соглашения, направленные исключительно на решение проблемы двойной воинской обязанности в случаях множественного гражданства.
Примерами отдельных международных соглашений по вопросам военной службы в случаях двойного гражданства являются договоры США с европейскими странами — Норвегией (1930), Швецией (1933), Швейцарией (1937) и Финляндией (1939), международные договоры между отдельными европейскими странами — между Швейцарией и Францией (1958), Францией и Израилем (1959), Францией и Испанией (1970), а также соглашения о военной службе между Аргентиной и Финляндией (1963), Аргентиной и Великобританией (1963) и др. Так, договоры 30-х годов США с указанными европейскими странами содержали положение о том, что лица с двойным гражданством обязаны нести военную службу в том государстве, на территории которого они имели основное местожительство и с которым были наиболее тесно связаны. В случае исполнения этими лицами воинской обязанности на территории одного договаривающегося государства они считались исполнившими ее в отношении другого договаривающегося государства. Эти договоры определяли государство прохождения обязательной воинской службы бипатридов с учетом критерия эффективного гражданства.
В договоре о военной обязанности между Францией и Израилем от 30 июня 1959 г. было предусмотрено, что бипатриды, исключая тех, которые приобрели свое второе гражданство в порядке натурализации, будут нести военную службу в государстве постоянного места проживания. В случае постоянного проживания в третьем государстве эти лица в соответствии с договором имеют право выбрать, в каком из государств они будут проходить обязательную военную службу. Интересен факт, что лица, исполнившие воинскую обязанность на территории одного государства, имевшие постоянное местожительство на территории этого или третьего государства, считались исполнившими воинский долг и в отношении государства своего второго гражданства, но до тех пор, пока они не переезжали на постоянное местожительство в это второе государство. В случае же такого переезда они были обязаны вторично исполнить воинскую обязанность.
Двусторонний договор 1970 г. между Францией и Испанией относительно воинской обязанности в случае двойного гражданства предусматривал, что бипатрид обязан пройти обязательную воинскую службу на территории того государства, где он наиболее длительно проживал в течение последних 12 месяцев перед наступлением 18-летнего возраста.
Протокол о воинской повинности в некоторых случаях многогражданства от 12 апреля 1930 г. является примером многостороннего межгосударственного договора, регулирующего исключительно вопросы исполнения воинского долга лиц с двойным гражданством. Настоящий Протокол, в частности, устанавливает, что бипатрид, который обычно проживает в одной из стран своего гражданства и который наиболее тесно связан с этой страной, освобождается от воинской обязанности в другой стране.
Вопросы воинской обязанности регулируются практически во всех двусторонних и многосторонних международных договорах, признающих или допускающих двойное (множественное) гражданство, например: Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г., серия двусторонних соглашений о двойном гражданстве Испании со странами Латинской Америки, в частности Договор о взаимном признании натурализации между Аргентиной и Испанией 1969 г., а также договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства с участием Российской Федерации (с Туркменистаном 1993 г. и Таджикистаном 1995г.) и др.
Не останавливаясь конкретно на каждом из перечисленных международных договоров, рассмотрим их общие моменты в аспекте воинской обязанности: во-первых, все вышеназванные договоры предусматривают, что лица имеющие гражданство каждого из договаривающихся государств, будут проходить воинскую службу только в одном из них: например, по Конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. бипатриду до достижения девятнадцатилетнего возраста предоставлено право выбора государства одного из своих гражданств, где им будет исполняться воинская обязанность, иначе он будет проходить воинскую службу на территории государства постоянного проживания; во-вторых, лица с двойным гражданством, исполнившие воинскую обязанность в соответствии с вышеназванными договорами в отношении одного договаривающегося государства, гражданство которого они имеют, на условиях, предусмотренных внутренним законодательством этого государства, будут считаться исполнившими воинскую обязанность в отношении другого договаривающегося государства, гражданство которого они также имеют; в-третьих, большинство из этих договоров устанавливает, что воинский долг, исполненный в отношении одной из договаривающихся сторон, гражданство которой имеет бипатрид, до вступления в силу соответствующего договора или конвенции, считается также исполненным и в отношении другой договаривающейся стороны, гражданством которой также обладает данное лицо.
Представляют интерес по сути идентичные положения ст. 2 Протокола, вносящего поправки в Конвенцию о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства от 24 ноября 1977 г., и ст. 22 Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г., являющиеся важной новеллой, поскольку касаются вопросов освобождения от воинской обязанности или альтернативной гражданской службы бипатридов. Согласно этим положениям, лица, являющиеся гражданами государства-участника, в котором не предусмотрено обязательной воинской службы, считаются исполнившими воинскую обязанность, если постоянно проживают на территории этого государства-участника. Они могут тем не менее считаться исполнившими воинскую обязанность в отношении государства-участника или государств-участников, гражданами которых они также являются и в которых предусмотрена воинская служба, лишь в случае, если постоянное проживание продолжалось до определенного возраста, который каждое заинтересованное государство-участник укажет при подписании или сдаче на хранение ратификационной грамоты, документов о принятии или присоединении. Граждане государства-участника, в котором не предусмотрено обязательной военной службы, также будут считаться исполнившими свою воинскую обязанность, независимо от мест их обычного проживания, если они добровольно вступили в вооруженные силы этого государства-участника на общий и действительный срок, равный сроку действительной воинской службы в государстве-участнике или государствах-участниках, гражданство которых они также имеют.
Страницы: 1, 2, 3