Рефераты. Приватизация и аренда на Украине

Во многих работах зарубежных авторов, посвященных лизингу, можно встретить цитату из "Риторики" Аристотеля о том, что богатство есть не владение имуществом на основе права собственности, а право на пользование им. Историки называют и более позднюю дату: воспоминание о лизинге есть в "Законах" Хаммурапи около 1800 г. до н. э. Римская империя также не осталась в стороне - связанные с лизингом действия нашли свое отображение в "Институциях" Юстиниана. В Англии лизинг был распространен с 1284 г. Но особенное развитие получил он во время промышленных революций. Например, предметом лизинга в Х!Х веке были железнодорожные вагоны, сдаваемые отдельными компаниями собственникам шахт для перевозки угля. Надо отметить, что отсюда и пошло право арендаторов покупать имущество, которое они сдавали, после окончания срока аренды. Однако действительно распространенным явлением лизинг стан в США. Отцом лизинга считается Генри Шонфенльд, организовавший в 1952 г. компанию  United States Leasing Corp., открывшую в 1959 г. свои филиалы в Англии и Канаде.                                                      

Теперь лизингом называют имущественные отношения, складывающиеся таким образом: одна организация (пользователь) обращается к другой (лизинговой компании) с просьбой приобрести необходимое ей оборудование и передать его ей во временное пользование. Лизинговой компании может и не быть (тогда ее функции будет выполнять сама промышленная компания), но практически все крупные компании-производители имеют ее.

В зависимости от условий, предусмотренных участниками лизинга, различают несколько его видов, хотя границу между ними провести трудно. Главными являются финансовый и оперативный лизинг. В данном случае критерием для выделения понятий есть объем обязанностей лизингодателя на срок использования оборудования. Название первого обусловлено тем, что лизинговая компания финансирует соглашение; срок аренды в этом случае приближается к сроку полной амортизации оборудования В конце действия соглашения оборудование можно купить, продолжить аренду или договорные отношения.

Разновидностью финансового лизинга является обратный лизинг. В этом случай собственник оборудования продает его лизинговой компании и одновременно составляет договор лизинга на проданное оборудование ; таким способ можно улучшить свое финансовое положение

При оперативном лизинге оборудование сдается на период значительно меньший, чем срок его службы. В это случае оборудование сдается в аренду несколько раз. Иначе различают лизинг с полной оплатой (финансовый) и частичной (оперативный).

В зависимости от того, кто осуществляет обслуживание оборудования, лизинг делится на чистый (нетто) и брутто. В брутто главная обязанность по обслуживанию лежит на лизингодателе.

Очень интересной для Украины является такая разновидность лизинга, как финансовый левередж (рычаг). В этом случае для внедрения крупных лизинговых проектов (строительство заводов, фабрик, путей) объединяются капиталы нескольких лизинговых компаний Преимуществом такого способа является то, что указанные компании не имеют права регресса на построенный при помощи их средств объект.

Правовое регулирование лизинга в западных странах осуществляется по-разному. Отдельное законодательство по лизингу есть в Бельгии, Франции, Италии, ФРГ. Однако в США и Англии лизинговые операции регулируются не специальными законодательными актами, а судебными решениями и лизинговой практикой известных компаний. Следует отметить, что законы о лизинге имеют всего по 5 - 8 статей, поэтому принятие их в Украине не потребует много времени.

В США налоговые инспекторы заняты разграничением договоров лизинга  и условной продажи для поиска припрятанного налога. Критерий - наличие нормального уровня арендной платы сравнительно с рыночной практикой. Однако такой критерий

субъективен по своему характеру, и потому возникает много судебных процессов; сами американцы признаются, что разобраться в таких нормативных актах трудно даже специалистам. Правовой основой в этом вопросе является Кодекс внутренних доходов США и Правила проведения лизинговых операций, которые периодически печатает служба налогообложения.

В Англии договор лизинга - это соглашение долгосрочного действия, а настоящий договор лизинга носит название аренды-продажи. При этом включение в текст договоренности опциона на право последующей покупки арендованного оборудования автоматически лишает право называться этому договору договором лизинга; это отличие надо запомнить.

Договор лизинга признается таким, если:

1) он составлен на срок, не меньший 75% срока амортизации;  

2) в нем предусмотрена полная или практически полная выплата стоимости оборудования.

Во Франции договор лизинга называется договором кредит-аренды. Соответствующий закон там был принят 3 июля 1966 г. под названием "Закон о предприятиях, практикующих кредит-аренду".

Критерии лизинга во Франции:

1) оборудование должно быть специально купленным для посяедующей сдачи в аренду;

2) арендатор имеет право купить собственность по окончании срока действия договора по цене, устанавливаемой на момент сеставления договора;

3) опцион на право последующей покупки оборудования является обязательным.

Критерии лизинга в ФРГ:

1) срок контракта - от 40 до 80% срока амортизации;

2) стоимость опциона должна соотноситься со стоимостью оборудования.

В Бельгии лизинг регулируется королевским  постановлением от  10 ноября 1967 г. Критерии этого лизинга:  

1) оборудование должно использоваться арендатором только с профессиональной цепью;

2) оборудование должно быть специально купленным по заказу будущего арендатора;

3) срок аренды должен соотноситься со сроком эксплуатации оборудования;

4) арендную плату следует устанавливать так, чтобы вернуть стоимость арендуемого имущества в срок действия договора;

5) опцион на право последующей покупки оборудования по остаточной стоимости является обязательным.

Следует заметить, что Россия оказалась лидером при введении лизингового законодательства: там действует Указ Президента от 17.09.94 г. о финансовом лизинге. Предметом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, а также (впервые в мире) имущественные права. Однако данный Указ не обязывает к тому, чтобы арендатор имел право на покупку арендуемого имущества: это противеречит практике Европы, но соответствует практике США. Предусмотрена резработка Временного положения о финансовом лизинге и подписание Россией международной Конвенции о финансовом лизинге.

В практике украинсого государства в договоре лизинга опцион на право последующей покупки короткой, без конкретных указаний на условия продажи, поэтому для продажи оборудования необходимо составить новый договор: купли-продажи. Это есть главное отличие отечественной практики от практики западных стран.

Преимущества и недостатки лизинга на современном этапе развития Украины:

1) лизинг выступает как коммерческий кредит, то есть кредит в натуральной форме, что дает возможность покупать современнее оборудование и технологии, а также наращивать сбыт изготовленной продукции и становится эффективным рычагом маркетинга для производителей;                                                   

2) лизинг позволяет шире пользоваться ускоренной амортизацией, то есть уменьшает срок окупаемости инвестицнй и риск, не увепичиеает арендную плату;

3)  лизинг помогает активнее пельзоваться инвестиционной скидкой, предусмотренной в Украине при налогообложении прибыли (50 % затрат предприятий на проведение научно-исследовательских работ, 100% - на реконструкцию, модериизацию и новое строительство; кстати, за всю историю США размер скидки не превышал 10% - кроме научно-исследоватепьских работ); было бы хорошо, если бы эти льготы возобновились с 1995 г.;

4) лизинг помог бы осуществить необходимую структурную перестройку экономики Украины в сторону энергосбережения, как это произошло с экономикой США после энергитеческого кризиса 1974 -1975 гг.;

5) очень эффективно лизинг действует при достаточном кредитовании и проверке финансового состояния предприятия, посколку не учитываются счетами долгов. Американские ученые называют это преимущество “косметическим”.

Учет лизингового оборудования лизингодателя осуществляется на счете 01 “Основные средства”, а лизингополучателя на 001 счете "Арендованные  основные средства" на карточках для учета основных средств установленной формы в первоначальной стоимости или стоимости по договору и о натурапьном виде. Затраты капитального характера дня лизингового оборудования также учитывают  на 01 счете, но уже у обоих  субъектов. Лизингополучатель имеет право на возмещение затрат, еспи это обусловлено договором. Зачисление осуществляется на основе актов проведенных работ или актов приема-передачи.

Лизинг нематериальных активов у лизингодателя осуществляется на счете 01 "Нематериальные активы", а у лизингополучателя на внебелансном счете 002 "Товары на соответствующем сохранении" ипи на упомянутом счете 001 "Арендные основные средства", хотя это не совсем верно.

В России расчеты по лизингу фиксируются на дебете счета 03 "Допгосрочные арендуемые основные средства-креднте счета 97 "Арендные обязательства";

6) в практике американских компаний очень часто встречаются лизинговые соотношения, условиями которых предусмотрено составление платежей в зависимости от производительности или интенсивности их использования;

7) недостатками украинского законодательстеа является то, что по Гражданскому кодексу Украины срок аренды оборудования не может превышать 1 года; тут, однако, есть выход - не указывеать срок аренды: тогда срок действия догоеора продлится до 10 лет;

8) исходя из вапютного зеконодетепьства, очень сложно оплачивать лизинг от иностранных арендодателей, даже при расчете бартером;                             

9) Украина с помощью лизиига может поднять свою авиастроительную промышленность, исходя из того, что теперь воздушные грузы - наиболее прибыльные и что государство обладает наилучшим в мире грузовым самолетом АН-225 "Мрiя" и имеет удобное геополитическое положение, позволяющее контролировать трудовые перевозки по направлениям: Западная Европа - Ближний Восток, Ближний Восток - Северная америка (через Северный полюс), Западная Европа - Дальний Восток через Байконур в Казахстане). Надо добавить, что Аэрофлот России взял в лизинг  5 аэробусов "А-310", давших ему 15% всех валютных поступлений. Украина имеет в    лизинге 2 аэробуса "Боинг737”, полностью себя окупающих,  но это вызывает недовольство отечественных авиастроителей, поскольку валюта идет за границу, поэтму нам необходимо брать не иностранные самолеты, а собственные, резработать необходимые дня этго схемы лизингового левереджа по финансированию сооружения авиастроительных заводов. Кстати, недавно акционированная российская междунар       одная авиакомпания создала самостоятельный подотдел, занимающийся грузовыми перевозками, - "Аэрофлот-карго"; последний использует меньшие по мощности груэоподъемные самолеты АН-124 . "Руслан" и ТУ-204С, и потому Украина имеет пока что значитеялные преимущества в этом секторе рынка воздушных транспортных услуг. Надо добавить, что объемы грузовых воздушных перевеозок возросли за последний год  в      1,7 раза;                                                               

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.