Рефераты. Правовые отношения с участием иностранных граждан

Так же они не несут  обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ.





3. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН


3.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране.

Действующее законодательство России различает постоянно проживающих и временно пребывающих в стране иностранных граж­дан. В статье 5 Закона СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" говорится, что иност­ранные граждане могут постоянно проживать в стране, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на ином за­конном основании, считаются временно пребывающими. Они обя­заны в установленном порядке зарегистрировать свои паспорта и выехать из страны по истечении определенного срока пребывания.

Принадлежность к той или иной категории имеет важное прак­тическое значение, поскольку объем прав и обязанностей иност­ранных граждан зависит о того, к какой категории они относятся. Правовой статус постоянно проживающих (домицилированных) иностранцев шире, чем иностранцев, лишь временно находящихся на территории Российской Федерации. Это касается, например, та­ких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользование ме­дицинской помощью, предоставление социального обеспечения.

Необходимо, однако, отметить и то, что прежнее законода­тельство относило иностранцев к той или иной категории в зави­симости от времени пребывания их в стране. Действующее законо­дательство проводит такое разделение, руководствуясь не критери­ем длительности пребывания, а правовыми основаниями нахождения лица, степенью устойчивости правовой связи его с государством.

Отмечая важную практическую роль деления иностранных граж­дан на постоянно проживающих и временно пребывающих, следует подчеркнуть, что оно не может быть признано достаточным, так как отражает не все особенности их правового статуса.

3.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям.

В работах по конституционному и между­народному праву уже предприняты попытки классификации иностранных граждан по самым различным основаниям. Анализ разно­образных точек зрения на вопрос о классификации иностранных граждан позволяет сделать определенные выводы.

Необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на конститу­ционно-правовой статус иностранных граждан, нельзя рассматри­вать в отрыве друг от друга.

В связи с этим представляется возможным указать следующие группы иностранцев:

— иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями;

— иностранные граждане, наделенные определенными имму­нитетами и привилегиями;

— иностранные граждане, получившие убежище[4].

К первой группе относятся постоянно проживающие и вре­менно пребывающие в Российской Федерации иностранцы, кото­рые подчинены юрисдикции России в полном объеме, наравне с ее собственными гражданами. Данная группа иностранцев является в Российской Федерации преобладающей, и с ней чаще всего сталки­ваются в ходе своей профессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России с самыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляется возможным. К ним относятся иностранные граж­дане, прибывшие в Российскую Федерацию для работы на различ­ных совместных предприятиях, иностранные студенты, журналис­ты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие.

К группе иностранных граждан, обладающих определенными иммунитетами и привилегиями, относятся сотрудники дипломати­ческих и консульских представительств[5], члены правительствен­ных и парламентских делегаций, работники межправительствен­ных организаций и некоторые другие лица.

В зависимости от характера и объема предоставляемых приви­легий и иммунитетов обладающие ими иностранные граждане мо­гут быть разделены на следующие подгруппы:

— пользующиеся полным иммунитетом;

— пользующиеся частичным иммунитетом.

К иностранным гражданам, пользующимся полным иммуни­тетом от юрисдикции Российской Федерации, относятся главы дипломатических представительств (в ранге послов, посланников, по­веренных в делах), члены дипломатического персонала представи­тельств (советники, торговые представители и их заместители, во­енные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей глав дипло­матических представительств и члены семей дипломатического пер­сонала представительств, если они проживают вместе с указанны­ми лицами и не являются российскими гражданами.

Кроме того, к ним относятся еще и представители иностран­ных государств (главы государств, правительств и т.д.), члены пар­ламентских и правительственных делегаций, приезжающие для уча­стия в межгосударственных переговорах и конференциях или с другими официальными поручениями, а также представители ино­странных государств, следующие для тех же целей транзитом через территорию нашей страны, и члены семей указанных лиц, сопро­вождающие их (если они не являются гражданами Российской Фе­дерации). К этой группе примыкают сотрудники некоторых меж­дународных организаций (ООН, СБСЕ и т.п.).



3.3. Беженцы и вынужденные переселенцы.

Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, по­лучившие в Российской Федерации убежище. Причем речь может идти только о тех лицах (беженцах), в отношении которых их государство не приняло решения о лишении гражданства или под­данства.

Присоединение Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) и Протоколу, касающемуся статуса беженцев (1966 г.), создало необходимость привести нормы российского права в соответствие с вышеперечисленными актами, и российский закон от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" регламентирует вопросы предоставления убежища уже в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Конституционно-правовой статус беженцев во многом сходен со статусом иностранных граждан, не обладающих иммунитетами и привилегиями. Между тем он имеет и ряд существенных особен­ностей, которые позволяют выделить беженцев в отдельную группу со своим особым правовым статусом. Прежде всего беженцы, в отли­чие от обычных иностранцев, не пользуются дипломатической за­щитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя формально и считаются его гражданами (под­данными). К сказанному следует добавить, что в соответствии со сложившимися нормами и обычаями современного международно­го права беженцы не подлежат выдаче на территории того государ­ства, где они могут подвергаться преследованию, поскольку иначе теряется смысл самого права убежища.

Беженец — прибывшее или желающее прибыть на терри­торию Российской Федерации лицо, не имеющее граж­данства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жи­тельства на территории другого государства вследствие со­вершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться наси­лию или иному преследованию по признаку расовой или на­циональной принадлежности, вероисповедания, языка, а так­же принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

В отличие от беженца понятие вынужденного переселенца относится, как правило, к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец.

Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, поки­нувшее место постоянного жительства на территории Российской Федерации, а также гражданин бывшего СССР, про­живавший на территории республики, входившей в состав CCCР, прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.



















4. ВЪЕЗД, ВЫЕЗД И ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РФ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

 

Иностранные  граждане  могут въезжать в Российскую Федерацию  и  выезжать  из  Российской   Федерации   при   наличии российской визы по действительным    документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской  Федерацией  в  этом  качестве, если  иное  не  предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии  российской  визы  по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым  Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное   обращение (лично или через представителя) в дипломатическое  представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

В случае, если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию   иностранных граждан или лиц без гражданства является надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.

 Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они:

1) при  обращении  за  российской  визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской  Федерации и выезда из   Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких   средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

2) в пункте пропуска через Государственную границу  Российской Федерации  нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения;

3) сообщили о себе или  о  целях  своего  пребывания  заведомо ложные сведения.

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если:

1) это    необходимо    в   целях   обеспечения   безопасности государства;

2) в период   своего  предыдущего  пребывания  в  Российской Федерации они были осуждены  в  соответствии с законодательством Российской  Федерации  за  совершение  тяжкого  или  особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания  были  выдворены за  пределы  Российской  Федерации  в принудительном порядке,  - в течение  пяти  лет  после   отбытия   наказания   за   совершенное преступление  или  в  течение  одного  года  со  дня  выдворения в принудительном порядке;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.