Рефераты. Правовое регулирование экономической деятельности современной библиотеки

В законе Республики Тыва отражен норматив бюджетного финансирования на библиотечное дело. В частности, говорится о том, что органы управления культурой государственной власти местного самоуправления выделяют на развитие библиотечного дела от 15 до 25 процентов средств, утвержденных на культуру.

В законах Республики Саха (Якутия) и Псковской области говорится о том, что библиотеки, находящиеся на бюджетном финансировании, должны отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие, в то же время они должны в своей деятельности соблюдать нейтралитет в отношении политических партий и общественных движений, руководствоваться принципами гуманизма, политического и идеологического плюрализма.

В Псковской области в законе есть специальная статья «Централизованная библиотечная система» (ст. 7), в которой подчеркивается, что это есть основная форма существования библиотеки в настоящее время, и разъединение ЦБС не является целесообразным.

В законе «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов» Псковской области заложены конкретные нормативы развития библиотечной сети. В городах Пскове и Великих Луках на 100- 300 тысяч жителей должно функционировать не менее одной центральной библиотеки с филиалами, рационально размещенными в микрорайонах из расчета один филиал на 10-15 тысяч жителей. В районах на 5-30 тысяч жителей должно функционировать не менее одной центральной библиотеки с филиалами.

В волости предусмотрено несколько стационарных филиалов с зоной обслуживания от 200 до 600 жителей.

В данном законе конкретное раскрытие получили обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию библиотечного дела. В частности, органы власти должны обеспечивать реализацию прав граждан на бесплатное библиотечное обслуживание, гарантированное финансирование комплектования фондов, систематическое индексирование средств, выделяемых на эти цели: финансовое обеспечение деятельности центральных библиотек по осуществлению методической и координационной функций, развитие новых информационных технологий, сохранности фондов, подготовку и переподготовку библиотечных кадров, поддержку льготных форм библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения, предоставление библиотекам, организациям и частным лицам, финансирующим программы б области библиотечного дела, льгот по налогам и другим платежам.

Как правило, минимальные нормативы сети общедоступных библиотек в регионах учитывают формы расселения, их специфику.

Ряд законодательных актов о библиотечном деле, в том числе Закон Республики Саха (Якутия), имеют самостоятельные статьи об инвестиционной политике в библиотечном деле. В них говорится об обеспечении приоритетного выделения государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально-технической базы библиотечного дела, о недопустимости проектирования и строительства населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками с учетом нормативов, потребностей населения. Подчеркивается, что земельные участки под строительство библиотек выделяются на приоритетной основе. (См. «Библиотеки России в новой правовой среде», с. 36).

Закон закрепляет также ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, финансирующих деятельность библиотек, за обеспечение льгот библиотечным работникам сельской местности, надбавки к должностным окладам работникам библиотек за работу с инвалидами по зрению и инвалидами по другим заболеваниям, за непрерывный трудовой стаж.

В законе нашли отражение вопросы взаимоотношений между администрацией библиотеки и ее коллективом. Подчеркнуто, что трудовой коллектив вправе принимать Устав библиотеки, заключать коллективный договор с руководителем, создавать коллегиальные совещательные органы по основным направлениям деятельности библиотеки, создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.

Представляет интерес, принятый в декабре 1995 года закон Тульской области «О библиотечном деле». В нем развиваются базовые основы федерального закона, конкретизируется ряд его положений с учетом особенностей региона. Расширяются и конкретизируются права граждан в области библиотечного обслуживания с учетом местных условий. Создается механизм реализации прав слепых и слабовидящих граждан, других категорий инвалидов на библиотечное обслуживание, привлечены к этому органы социальной защиты и определен порядок возложения функций специализированных библиотек в районах и городах области.

В законе определена правовая база сохранения в библиотеках краеведческих документов вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности учреждения, владеющего ими. Определены пути сохранения страховых библиотечных фондов путем микрографии.

Законом определены дополнительные гарантии государственного финансирования библиотечной деятельности, в частности стимулирования местными органами власти и самоуправления программно-целевого финансирования деятельности библиотек. Определены формы материальной поддержки частным лицам, имеющим особо ценные книжные собрания, представляющие интерес в масштабах области.

Имеется раздел, гарантирующий обеспечение библиотечных учебных заведений учебными пособиями, выходящими на территории области, а также предусматривающий целевое финансирование приобретения учебников, издающихся в России.

В законе определены социальные гарантии работникам библиотек Тульской области: надбавки за стаж работы, надбавки работникам библиотек рабочих поселков, ежегодные пособия всем работникам библиотек.

Большое внимание социальной защите библиотечных работников уделено в законодательных актах Республики Мордовия, Мурманской области.

В Республике Мордовия утверждены надбавки работникам Национальной, центральных, городских и районных библиотек за непрерывный стаж работы в размере 20 процентов оклада через каждые последующие пять лет. В Мурманской области введены надбавки работникам библиотек методических центров в размере 25 процентов оклада.

Активная законотворческая деятельность в области библиотечного дела в регионах свидетельствует о том, что субъекты Российской Федерации пытаются самостоятельно с учетом местных условий решать задачи, связанные с развитием и совершенствованием библиотечного дела.

3. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек


В законе «О библиотечном деле» библиотекам дано право осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения предоставляемых услуг и социально-творческого развития коллектива при условии, что это не наносит ущерба основной деятельности. Определены и направления хозяйственной деятельности библиотек. Основными из них являются:

- использование библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;

- участие на конкурсной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;

- осуществление в установленном порядке сотрудничества с библиотечными учреждениями и другими организациями иностранных государств, в том числе ведение международного книгообмена, участие в реализации международных библиотечных и иных программ;

- реализация документов из своих фондов, не пользующихся спросом в данной библиотеке.

Разрешено также совершать иные действия, не противореча­щие законодательству.

Законодательной базой хозяйственной деятельности библиотечных учреждений являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О некоммерческих организациях», Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (от 29 декабря 1995 г.), Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.), Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» (1995 г.), а также ряд нормативных документов, прежде всего, «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет право некоммерческим организациям (к ним относятся и библиотеки) осуществлять предпринимательскую деятельность, если она не наносит ущерба в выполнении основных функций. Кодекс упорядочивает оформление договорных отношений библиотечных учреждений с юридическими и физическими лицами, определяет юридические положения в связи с нанесением имуществу библиотеки вреда. Кодекс определяет правовую поддержку и защиту со стороны государства качества выполняемых работ. По отношению к библиотекам это требование означает оказание пользователям услуг высокого каче­ства и оперативности.

В связи с пристальным вниманием налоговых органов к средствам, зарабатываемым библиотеками, библиотечным работникам необходимо знать и использовать в своей практике Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (декабрь 1995 г.), где четко записано, что прибыль государственных и муниципальных библиотек, полученная от их основной деятельности, не подлежит налогообложению.

В практической работе библиотек следует учитывать и Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (1993г.), который к объектам авторского права относит производные произведения (рефераты, обзорные материалы и т. д.). Данным законом библиотекам предоставлено право безвозмездно использовать произведения печати путем репродуцирования для замены утраченных, предоставления аналогичных материалов по запросам физических лиц в исследовательских целях. Библиотекам предоставлено также право использовать фонды аудиовизуальных носителей информации в деятельности фонотек, видеотек, действующих в структуре библиотечных учреждений.

Действие авторского права распространяется практически на большую часть продуктов информационной деятельности библиотек.

При этом авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения, а исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях,

В феврале 1995 г. вступил в действие Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В данном законе библиотека трактуется как одна из основных информационных систем, в которых реализуются информационные процессы, в том числе и автоматизированные. В нем подчеркивается, что деятельность библиотек и других информсистем по формированию государственных информационных ресурсов финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информационное обеспечение». Говорится о том, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.