Рефераты. Правовое государство: смысловые грани доктрины (из истории философии права)

Государство как бы заслоняет для права все иные факторы, пропускает их через себя, огосударствляет их и через себя связывает с ними право в процессе законотворческой деятельности. Получается, что государство само создает или санкционирует рамки своей деятельности, само их корректирует, сужает или расширяет их, и как бы само себя делает правовым, в частности, путем самопознания и самосовершенствования государства и законодательства.

В случае признания права производным не только и не столько от государства, сколько от сверхгосударственных факторов (Бога, природы, сознания, общества и т.д.), право признается иерархически более приоритетным фактором по отношению к государству, генетически ему предшествующим, потенциально и актуально предопределяющим его цели и деятельность. В то же время признается, что государство может выступать как фактор опосредованного правотворчества и правореализации, но при этом в правовом государстве его законодательство должно соответствовать праву.

Государство в такой трактовке не заслоняет и не заменяет все иные правосозидающие и правоопределяющие факторы. Оно частично воспринимает, преобразует, воплощает в законодательстве в ходе законотворческой деятельности идущие от них импульсы правотворчества, но не исключает их прямое влияние на формирование и реализацию права. Космические, природные, социальные, психологические и иные факторы определяют ценности права, его содержание.

Государство, с одной стороны, как бы творит одну из решающих форм права определенного исторического периода - законодательство, а с другой стороны - познает, включает в законодательство и оказывает поддержку (санкционирует) то, что определяется и порождается не им самим и зависит во многом не от него. Государство выступает в данном случае мощным преобразующим и генерирующим фактором поддержки и защиты определенных правовых явлений, институтов, норм, природа которых как бы проникает сквозь государство из более глубинных факторов социальной и космической жизни. Государство оказывается прозрачной для непосредственного действия других факторов средой, в то же время корректирующей, трансформирующей их действие с помощью механизмов (фильтров, призм) преобразования, «вплетения», интеграции в нормы законодательства различных социальных интересов, сил, воздействий и т.д. Государство рассматривается как явление недостаточное для создания и предопределения всех правовых явлений, идей и норм, права в целом.

Данное правопонимание может быть дифференцированно на несколько основных разновидностей, так или иначе оттеняющих понимание правового государства (естественно-правовое, социологическое, психологическое и др.). Правовое государство в этом случае - государство, связанное, определенное в конечном счете не самим государством, а правом, как явлением, обусловленным системой космических, природных, социальных и иных факторов (впрочем, как и само государство).

В данном случае значительный познавательный потенциал содержит синтетический (или интегративный088 ) подход в правопонимании, основанный прежде всего на второй точке зрения, не сводящей право к государству, но признающей, что для определенной части правовых явлений и особенно для законотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государства важное значение может иметь и государственное (этатистское) объяснение права и правового государства. В этом случае правовое государство - государство, деятельность которого предопределяется, ограничивается как загосударственными (сверхгосударственными) правоопределяющими факторами (природными, социальными разного уровня, и т.д.), так и самим государством, имеющим возможность выявлять и создавать право в форме законодательства и в значительной мере - интегрировать в процессе законотворчества и правоприменения все иные факторы формирования и выявления права.

Очевидно, что создание правового государства - прежде всего формирование зрелой правовой культуры, правового и нравственного воспитания общества. Нельзя не согласиться с Г.В.Мальцевым о том, что «в обществе, развращенном и безнравственном, невозможно достичь высокого уровня правового развития, а о создании правового государства нечего даже и говорить»089 .

Современная доктрина правового государства в своем составе имеет концепции и идеи разного уровня - от философско-правового и общетеоретического до вопросов отраслевого законодательства и прикладного характера. Общие смысловые контуры исторически развивающейся доктрины правового государства включают, по нашему мнению, по крайней мере:

смысловой состав понятия права с учетом особенностей правопонимания правовых школ и обусловленные ими интерпретации правового государства; понятие и признаки правового государства;

соотношение права и государства со смежными явлениями (социальными нормами, властью, политикой); факторы, определяющие природу, назначение права и государства и их соотношение;

соотношение права, его форм и уровней с государством и его формами и структурно-функциональными элементами и органами;

интерпретацию соотношения права и закона, правового государства и государства законности;

определение пределов правового воздействия на государство и ветви власти; смысловые аспекты суверенитета правового государства как субъекта международной политико-правовой системы государств;

необходимые для правового государства устройство, методы его деятельности и функции, политико-правовые институты;

систему прав и свобод человека и гражданина как существенный момент содержания права и предмет защиты правового государства; определение соотношения народа, нации, человека и гражданина;

вопросы о становлении правового государства на практике, о путях формирования правового государства, этапах и возможных направлениях и ступенях его эволюции;

уровни правового государства; национальное правовое государство и его интеграция в мировую систему правовых государств; и т.д.

В целом, в результате краткого и, отчасти, фрагментарного исторического обзора идей, синтез которых составил доктрину правового государства, можно сделать следующие выводы об эволюции и содержании этих идей:

1. Доктрина правового государства - многозначное по смыслу явление. Кроме либеральных (республиканских и монархических) концепций правового государства, в ХХ в. имели место фашистская концепция «национал-социалистского правового государства» 1930-х гг. служившая романтическим прикрытием преступного режима, и незавершенная социалистическая теория правового государства090 , а также идеи о правовых теократических государствах, ориентированные на различные религиозные правовые системы и преследующие разные политические и идеологические цели. Поскольку в истории данная доктрина используется и оказывается объектом и средством борьбы разных политических сил в различных целях, необходимо более дифференцировано подходить к разновидностям данной доктрины, учитывать ее реальный смысл и контекст.

2.Доктрина правового государства в истории мысли последних двух веков является одним из основных, но не единственным вариантом моделирования в общественном сознании совершенной и справедливой организации власти. Основной альтернативой доктрине светского правового государства является концепция теократического властвования.

3. История свидетельствует о том, что доктрина правового государства имеет переменное и исторически развивающееся содержание как по составу входящих в не¨ элементов, так и по их смыслу. В то же время прослеживается тенденция сохранения идейно-теоретического «ядра» и системы основных компонентов доктрины. В этом смысле доктрина правового государства является естественным продуктом развития политического и правового сознания человечества.

4. Смысл доктрины прежде всего зависит от понимания права, государства и их взаимосвязи, а также от состава, сочетания и смысловых характеристик идей и концепций, в совокупности составляющих данную доктрину и их корреляции с фундаментальными мировоззренческими идеями о государстве и праве и ценностями политико-правовой теории в целом. Наиболее перспективной представляется концепция правового государства на основе синтетического или интегративного правопонимания.

5. Доктрина правового государства в качестве доминирующей тенденции осмысления современного государства и прогнозирования его развития, включает в себя либеральную и гуманистическую интерпретацию ряда вопросов теории права и государства.

Список литературы

001 Настоящая статья опубликована в журнале: Научные труды "Адилет" (Алматы), № 1 (9), 2001. С. 5 - 35.

002 Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С.94.

003 См.: Ударцев С.Ф. Политико-правовые идеи Лао-цзы // Лао-цзы. Дао дэ цзин. Алматы: ВШП "(дiлет", 2000.

004 Аристотель. Политика // Соч. в 4-х т. Т.4. М., 1984. С.597. "Это ясно и на основании логических соображений: ведь закон есть некий порядок; благозаконие, несомненно, есть хороший порядок; а чрезмерно большое количество не допускает порядка", - писал Аристотель, возможно, имея в виду и империю своего ученика - А.Македонского (там же).

005 Там же. С. 591. В другом месте он заметил: "Законодатель должен стремиться увидеть государство, тот или иной род людей и вообще всякое иное общение людей наслаждающимися благой жизнью и возможным для них счастьем" (там же. С.593).

006 Там же. С. 596.

007 См.: там же. С. 604.

008 Дигесты Юстиниана. М., 1996. С.23.

009 Там же. С.25.

010 См.: Гай. О праве гражданском и естественном // Институции. Кн. 1-4. М., 1997. С.17.

011 Антифонт. О правде // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Рук. научного проекта Г.Ю.Семигин. М., 1999. Т.I. С.137.

012 Аристотель. Никомахова этика // Антология мировой правовой мысли... Т.I. С.168.

013 Цицерон. О законах // Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966. С.102.

014 Там же. С.102.

015 См.: там же. С.100, 114.

016 Там же. С. 104.

017 См.: там же. С.108.

018 См.: там же. С.133-134. Магистрат, по Цицерону, - это говорящий закон, а закон - это безмолвный магистрат.

019 Августин. О граде божием // Антология мировой правовой мысли... Т.II. С.197.

020 Платон. Горгий // Соч. в 3-х т. Т. 1. М., 1968. С.307-308.

021 Там же. С. 308.

022 См.: там же. С.313-314. В последующем в истории мысли проблемы соотношения права и силы нашли яркое отражение в произведениях Н.Макиавелли, Б.Спинозы, Т.Гоббса и др.

023 Там же. С.315, 317.

024 См.: Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собр. трудов. М., 1999. С.53.

025 Шан цзюнь шу // Древнекитайская философия. Собр. текстов в двух томах. Т.2. М., 1973. С.213.

026 Исократ. Ареопагитик // Антология мировой правовой мысли... Т.I. С.175.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.