· в неё входят: идеи; концепции; правовые принципы; оценка перспектив развития права; цели, задачи принятия нормативно-правовых актов.
Необходимо отметить, что на основании Конституции РФ в России признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 ч.1, 2).
В структуру правосознания иногда включают следующий элемент:
3) Поведенческий (волевой) – это определённая готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных, основанная на правовой психологии и идеологии.
Элементы правосознания проявляются в его определённых функциях: гносеологической (познавательной), регулятивной, оценочной, прогностической, моделирующей, коммуникативной.
Правосознание можно классифицировать по следующим основаниям:
по субъектам:
1. индивидуальное правосознание – это личное отношение человека к праву;
2. групповое правосознание – это отношение к праву групп, коллективов и т. п.;
3. общественное – это правосознание всего общества.
И по уровню:
1. обыденное правосознание – это отношение к праву обывателя или специалиста, для которого право не является основным занятием;
2. профессиональное правосознание – это правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, адвокатов);
3. научное правосознание – это правосознание, свойственное учёным-правоведам, специалистам в области правовой науки.
Высокая степень развитости правосознания характеризуется:
· признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защите его прав и свобод (что закреплено в ст. 2 Конституции РФ);
· осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважением к правам и свободам других людей;
· правовой установкой граждан на правомерное поведение;
· знанием гражданами норм Конституции, положений важных законов и иных нормативно-правовых актов;
· широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;
· позитивным отношением к суду.
Во-вторых, правовую культуру определяет уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов), образовательную (деятельность студентов и слушателей юридических образовательных учреждений и пр.) и практическую (правотворческая и правореализующая деятельность).
От правотворческой деятельности, её уровня развития и качества существенно зависит правовая культура. При осуществление правотворчества должны соблюдаться принципы: законности, научности, демократизма, системности.
Соответственно влияет на правовую культуру и правореализация, а в частности правоприменение – властная деятельность компетентных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений, имеющая своей целью воплотить содержание правовых норм в жизнь. На качество правоприменительной деятельности оказывает влияние множество факторов: структура государственного аппарата, порядок взаимодействия его органов, профессионализм правоприменителя, его культура и многое другое.
Высокий уровень правовой деятельности предполагает:
· наличие сильной юридической науки;
· качественное преподавание юридических дисциплин в учебных заведениях;
· вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом;
· высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;
· соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;
· развитость и совершенство государственного аппарата;
· авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения;
· наличие гарантий независимости судебной власти;
· демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учёт приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;
· высокое качество правоприменительной деятельности.
В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы нормативно-правовых актов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Важен уровень любого нормативно-правового акта каждый из них должен правовым. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым требованиям, с точки зрения его формы: быть по возможности кратким и что, особенно важно, понятным для населения, т. е. обладать ясностью, а вся необходимая дополнительная информация (определения, термины и пр.) должны быть доступны для населения; также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации.
Важно и состояние правоприменитильных правовых актов (например: решение и приговор судов, акты прокуроров) и правореализационных (например: договоры в хозяйственном обороте).
При оценке вышеуказанных нормативно-правовых актов, а также таких текстов правового характера, как научные и публицистические тексты на правовые темы, можно судить об уровне развития правовой культуры.
Совершенство системы нормативно правовых актов можно достигнуть благодаря:
· наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;
· соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых актов (подзаконных) – законам;
· чёткой иерархии нормативно-правовых актов;
· высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.
Функции правовой культуры
Прежде всего, обратимся к самому значению слова “функция”. В толковом словаре русского языка даётся такое определение: функция (от лат. function – осуществление, исполнение) – обязанность, круг деятельности; назначение, роль; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Правовая культура выполняет одновременно несколько функций:
1) Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства;
2) Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые);
3) Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах;
4) Правосоциализаторская функция заключается во влиянии на формирование правовых качеств личности;
5) Прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей;
6) Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.;
7) Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5