Рефераты. Право и мораль

     1.  нравственная  основа  права,  является   важной   составной

          величиной общей регулятивной потенции права;

      2. право  должно  быть  нравственным,   законы   должны   быть

          справедливыми и гуманными.

       Величайшую нравственную  ценность  представляют  собой  основные  права  человека  –  юридическое   выражение   его    свободы    и    достоинства. Фактическая   реализация   этих    прав    является    условием    обретения человеческого  счастья.

       С точки зрения Е. А.  Лукашевой,  исследование  проблемы  взаимодействия права и морали следует начинать с  генезиса  и  социальной  сущности  нормы, выявления  ее  места  в  системе  общественных   отношений,   в   социальной деятельности людей.

         Нормативная структура  –  один  из  важнейших  признаков правовой  и  моральной  системы. Нормативность  характерна  и  для  различных  форм  сознания (политического,    правового,    морального,    эстетического).

         Общественное  сознание  на  основе  практической  деятельности  вырабатывает общие принципы, ценности, оценки, суждения, которые  вплетаются  в  реальные общественные отношения, выступая регулятором поведения людей. Поэтому  норма является сплавом общественных отношений и сознания, она органично  проникает и в отношения, и в сознание и придает им энергию социального регулятора.

       Необходима  твердая  правовая организация, которая  могла  бы  присоединить  к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный  надзор власти. Только организация твердого  правового  порядка  вносит  в  общество прочное и устойчивое замирение различных общественных  элементов.  Но  когда достигается эта цель более прочного внешнего замирения, создается  и  лучшая почва для развития нравственных отношений. Под охранительной  сенью  закона, обеспечивающего общественный порядок, утверждаются и упрочиваются  моральные

связи.

    С другой стороны, запрещая и карая злые проявления  человеческой  воли,

право имеет известное воспитательное значение. Оно  уничтожает  необузданный произвол человеческих страстей и в самом внутреннем мире человека  оставляет следы своего воздействия.

      Право  и  мораль  имеют  общее  функциональное  назначение:  они формируют  эталоны   и   стандарты   поведения,   составляющие  ценностно- нормативную ориентацию общества.

       Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали  является  их сближение, взаимопроникновение.  В  процессе  совместного  регулирования  общественных   отношений возникает качественно новое явление - морально-правовое воздействие.

          Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность,  так как сохранением нравственных отношений является не только право  законодателя,  но  и его обязанность.

         На  действие  норм  морали   оказывают   влияние   весь   уклад   жизни

общества,  само   социальное   общение   индивидов.   Учреждения    культуры воспитывают   граждан   в   духе   правового   и   нравственного   сознания. Активную  роль  в   воспитании   нравственной   культуры   личности   играет положительный  пример   сограждан,  способствующий   тому,  что  моральные требования   становятся     убеждением,    составной     частью самосознания  человека.  Это способствует  возрастанию  эффективности      правового регулирования  общественных  отношений. Выполнению  требований  норм   права  воспринимается  гражданами  как  долг  перед  обществом   и   государством. Таким образом,  расширяется  и  углубляется  взаимодействие  права  и  морали.

         Таким образом, если право и мораль, отделившись друг от друга, избирают  для  себя  самостоятельные пути развития, то они все же не  утрачивают  своего  взаимодействия. Там, где право отказывается давать  какие-либо  предписания, выступает со своими велениями мораль.  Если  же  мораль  не  способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на  помощь  ей является право со своими средствами внешнего принуждения.

                             § 3.3. Противоречия между правом и моралью

          Между правом и нравственностью могут быть  и  противоречия. Противоречия эти устранимы.  Эти противоречия преодолеваются, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения корректив  в действующее законодательство.

         Обособление  нравственности  от  права  обусловливается   развитием   личности,   когда    пробудившиеся    сознание  отказывается  следовать  во  всем  принудительному  руководству  общества  и  требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий.

        Первым  шагом  к  обособлению  права от морали  является установление  правил,  точно  и  подробно  определяющих

отношения отдельных лиц друг к другу и к обществу.

       Правила и законы морали  предоставляют  нравственному  чувству  каждого отдельного  человека  определить  подробности  и  избрать  меру   исполнения  нравственных велений.  Нравственные заповеди  не  должны  ни  связывать  свободы человека мелочными и подробными определениями его  действий,  ни  тем  более  навязывать ему соблюдения правил поведения при посредстве актов принуждения и насилия. Они  должны  лишь  руководить его свободной деятельностью  и  давать  опорные  пункты  для  его собственных решений.

          Коренные нравственные  заповеди  навсегда  и  для  всех  должны сохранить свое безусловное значение, но в отношении  к  осуществлению  их человеку должна быть предоставлена полная свобода.

        Право, напротив,  должно  усвоить  для   себя   твердые   и   определенные   нормы, принудительно  господствующие  в  жизни.  Будучи  призванным  к  тому,   чтобы  устранять споры, возникающие в обществе,  оно  должно  выработать  точные  и  подробные правила, определяющие устои общественной жизни. Оно  должно быть свободным от изменчивых и временных колебаний  личного  чувства,  ибо  только  в  этом  случае оно  может  служить   задаче   установления  общественного мира. Право должно  установить  определенные  нормы,  наделенные  авторитетом,   непререкаемостью  и  с  неизменной    последовательностью

применяющиеся ко всем случаям.

      Угрозы, содержащиеся  в  законах,  есть  прямое  побуждение  к  осуществлению  юридических норм, наказание за  их  неисполнение.  Но  чем  более  право  усваивает  подобный  характер,  тем  более  стремится  оно  к  отрешению  от  непосредственной  связи  с   нравственностью,   идеалом   которой   является  свободное  осуществление  закона  независимо  от  контроля  власти  и   силы  принуждения.  С постепенным усложнением общественных  отношений  и  с  постоянно  возрастающим  разнообразием  положений  и  мнений  сама  собой   открывается  возможность  столкновения  между  нравственным  сознанием  отдельных  лиц  и  убеждениями среды, к  которой  они  принадлежат. Если  в  случаях  подобных  столкновений  общество  рассматривает  все  свои  этические  требования  как  нормы,  подлежащие  принудительному  осуществлению,  это   должно   вызывать протесты  и  противодействие  со  стороны  лиц,   не   согласных   с   этими  требованиями.  Принудительная  система нравственности в случае несогласия лица  с  общими  требованиями  не  оставляет  иных  выходов,  как  лицемерие  для  слабых  и  мученичество  для  сильных.  Отнимая  у  человека  возможность  делать  добро  по  собственному  побуждению и постичь истину силой собственного внутреннего развития, она,  в сущности, преграждает  доступ  к  высшему  нравственному  совершенствованию.

                               § 3.4.Отличительные особенности

       Право, по сравнению с  нравственностью,  отличается  точностью  и  ограниченностью своих предписаний. Подобно  нравственности,  оно  ограничивает произвол отдельных лиц,  налагая  на  них  известные  обязательства во избежание общих споров и столкновений. Но  в  то  время как право ограничивает свои требования строго обозначенными  пределами,  устанавливая  в  каждом  случае  совершенно  ясные  и  определенные предписания, нравственность, как мы  понимаем  ее  в  настоящее  время,  не  ставит  каких-либо  границ   для   своих  предписаний. Требуя от  нас  служения  людям,  исполнения  закона  морали,  нравственность  не  определяет  подробно  ни  формы,   ни  пределов этого служения, предоставляя нам самим  найти  в  каждом  отдельном случае соответствующий способ  выполнения  нравственных  заветов. Для достижения  нравственного  совершенства  нет,  и  не  может быть, никаких  заранее  установленных  рамок;  это  область  постоянного стремления к добру, высшая цель которого переходит за  пределы всяких личных соображений и расчетов, чтобы торжествовать  победу над эгоизмом и подвигах самозабвения и  самопожертвования.

      Нравственность  не удовлетворяется,  подобно  праву,  требованием  внешних действий, но вменяет людям в обязанность также  и  добрые  чувства.  Если   право   и  принимает во внимание внутренние мотивы, то не при исполнении,  а  при нарушении закона, там, где  требуется  определить  виновность  лица.

      Условия общественной жизни требуют,  чтобы  известные предписания исполнялись  во  что  бы  то  ни  стало.  Взаимодействие людей  в  обществе было бы немыслимо, если бы такие деяния, как воровство и  убийство,  ставились исключительно в зависимость от добровольного усмотрения  отдельных  лиц.  Общество должно требовать обязательного  исполнения  норм, запрещающих  подобные деяния.

                                


                                  Заключение

          Выполнение  правовых норм в значительной мере обуславливаются  тем,  в  какой  мере  они  соответствуют  требованиям  морали.  Нормы  права  не  должны  противоречить  положительным устоям общества. Вместе с тем требования  общественной  морали  непременно учитываются государственными органами при правотворчестве.

        Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С  помощью  норм права государство добивается  утверждения  прогрессивных  норм  морали,  которые в свою очередь способствуют укреплению морального авторитета  права,  воспринимаемого как социальная  ценность  всего  общества.

      Соблюдение  норм  права  входит  в  содержание  нравственного  долга  граждан  в  обществе.  С  развитием морального и правового сознания повышается авторитет  норм  права,  совершенствуются как нормы морали, так и нормы права.

      Право  должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости  в обществе. Судебные и  другие  правоприменительные  органы  обращаются  при  определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые  правовые  нормы  непосредственно  закрепляют  моральные  нормы,  усиливая   их   юридическими  санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм  и  нравственных  устоев.

       Эффективность правовых норм, их исполнение  во  многом  обусловливается  тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы  правовые  нормы  работали, они, по крайней мере, не  должны  противоречить  правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества. 

       Значение морали  неуклонно возрастает, причем  должно  постоянно  усиливаться  взаимодействие  правовых и моральных факторов, их взаимная поддержка, а  не  поглощение права моралью; чем лучше будет налажено это  взаимодействие,  тем  успешнее будет движение общества по пути прогресса.

      Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует  укреплению  общественного порядка.  Мораль возвышает качество правового и,  в  целом,  всего  общественного порядка.

      Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое  нарушение  моральных  норм  является  противоправным  деянием.  В  некоторых  случаях право  способствует  избавлению  общества  от  устаревших  моральных  догм.

     В завершении данной работы хотелось бы подчеркнуть, что рассмотреть  данный  вопрос  в  полном  объеме  и  на  всех  примерах  просто не представляется возможным,  а  потому  в  работе  отражены  лишь отдельные аспекты темы.





















Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.