По мнению Агешина, « под моралью принято понимать совокупность принципов или норм поведения людей, регулирующих их отношения друг к другу, а также к обществу, к определенному классу, и государству, к родине, к семье и так далее и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества или определенного класса».
Мораль зародилась раньше права, так как наряду с обычаями она регулировала первобытно-общиные отношения. Нормы морали являются продуктом человеческого развития.
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества
регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.
§ 2.1. Термин «мораль»
Мораль – предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Функцию согласования действий множества людей и выполняет мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.
Критериями человеческих норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
§ 2.2. Функции морали
Агешин в своей работе «Политика, право, мораль» считает, что социальное назначение морали заключается в постоянном воспроизведении отношений нравственной зависимости между людьми. Осознание этой зависимости служит необходимым условием свободы выбора и нравственной ответственности личности перед обществом, важнейшим фактором поддержания жизнеспособности общества, социального прогресса. Область отношений, регулируемых моралью, охватывает поведение и сознание людей во всех без исключения сферах.
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии функций. Эти функции сформированы таким образом:
- регулятивная, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную);
- воспитательная, (содержит в себе отчасти оценочно-императивную,
мотивационную);
- познавательная, (содержит ориентирующую и прогностическую);
- оценочно-императивная,
- ориентирующая,
- мотивационная,
- коммуникативная (обеспечивает общение людей),
- прогностическая и др.
Моральное регулирование, по мнению Агешина, предполагает наличие идеала, выражающего представление общества или класса о нравственном совершенстве, систему норм; соблюдение которых необходимо для функционирования общества, достижения им своих моральных целей; особые формы социального контроля, обеспечивающего реализацию моральных норм.
Также Агешин считает, что эффективность морального регулирования определяется тем, насколько личность усвоила требования морали; насколько эти требования соблюдаются ею сознательно, самостоятельно.
Элементами морального регулирования являются:
1.идеал, выражающий представление общества, классов,
социальной группы о нравственном совершенстве;
2.система норм, соблюдение которых является необходимым условием
функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
3.особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию
моральных норм, в том числе общественное мнение.
Регулятивная функция. Особенностью регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание.
Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества, т.е. каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.
Идет саморегуляция личности и социальной сферы в целом.
Познавательная функция:. мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей.
Мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в
качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой,
можно построить свою жизнь.
Воспитательная. Нравственное воспитание всегда считалось основой
всякого другого. Нравственность не приучает к соблюдению свода
правил, воспитывает способность руководствоваться идеальными
нормами и соображениями.
В реальности они всегда тесно взаимосвязаны друг с другом. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.
Глава 3. Право и мораль.
Право и мораль – самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою особую ценность. Более того, по природе и происхождению они вообще находятся в различных плоскостях.
§ 3.1.Единство права и морали
Право и мораль имеют общие черты, свойства, проявляющиеся в том, что они входят в содержание культуры общества. Они являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Общей целью права и морали является согласование интересов личности и общества, обеспечение и возвышение достоинства человека, поддержание общественного порядка.
Их единство основывается на общности культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
По мнению Лукашевой, право и мораль, как социальные регуляторы имеют дело с проблемами свободой воли личности и его ответственности за свои действия. Данная проблема привлекла пристальное внимание общественной мысли, прежде всего, философской, этической, правовой.
Мутагиров в своей работе «Права и свободы человека» очень четко выразил права и свободы человека, рассмотрев их исходя из всех концепций, аспектов и институтов защиты и реализации прав и свобод. Его слова: «…фундаментальные человеческие права составляют основу всех остальных прав – прежде всего, гражданских и политических». Несомненно, государство закрепляет за каждым гражданином и человеком возможность защиты его основных прав и свобод. Однако, по справедливому замечанию Мутагирова, лучшим и наиболее действенным защитником прав, свобод, чести достоинства человека может стать он сам, но при условии, что он будет знать обо всех своих правах и свободах, о нормах и правилах взаимоотношений свободных индивидов, являющихся основой и гражданского и политического обществ.
К общим чертам права и морали относится следующее:
1. являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
2. имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;
3. им свойственна общая цель, а именно утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
4. они состоят из общих правил поведения, выражающих определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержания на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
5. имеют нормативный характер, т.е. и в тех и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативное последствие для нарушителей нормы;
6. представляют собой средства активного воздействия на поведения людей.
И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.
Общность права и морали, порожденная едиными общественными отношениями, дополняется общностью их функционального значения, право и мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами поведения людей.
Право во всех его проявлениях – как нормативная система, движение
общественных отношений, правосудие, должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.
Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности.
Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение –воздействие на поведение людей.
Общее в праве и морали обусловлено еще и тем, что их нормы всегда
являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность – пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях.
§ 3.2. Взаимосвязь права и морали
Мораль и право тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обуславливается тем, что законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования. Воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.
Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что:
Страницы: 1, 2, 3