Рефераты. Право и мораль

        По мнению Агешина, « под моралью принято понимать совокупность принципов или норм поведения людей, регулирующих их отношения друг к другу, а также к обществу, к определенному классу, и государству, к родине, к семье и так далее и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества или определенного класса».

         Мораль зародилась раньше права, так как наряду с обычаями  она регулировала первобытно-общиные отношения.  Нормы морали являются продуктом человеческого развития.

         Мораль  возникает  и  развивается  на   основе   потребности   общества

регулировать поведение людей в различных сферах их жизни.  Мораль  считается одним из  самых  доступных  способов  осмысления  людьми  сложных  процессов социального  бытия.  Коренной  проблемой   морали   является   регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает:  моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.

                                § 2.1. Термин «мораль»

       Мораль  – предмет  изучения этики; общественный институт, выполняющий  функцию  регулирования  поведения человека.  Функцию  согласования  действий множества людей и  выполняет  мораль  наряду  с  другими  формами  общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними  и  вместе  с  тем  представляя  собой нечто специфическое.  Мораль  регулирует  поведение  человека  во  всех  без исключения сферах его общественной жизни – в труде  и  быту,  в  политике  и науке, в семье и общественных местах,  хотя  и  играет  в  них  неодинаковую роль.

       Критериями человеческих норм, оценок,  убеждений  выступают  категории  добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций  даются моральная интерпретация и оценка всех общественных  отношений,  поступков  и действий людей.

                              § 2.2. Функции морали

         Агешин в своей работе «Политика, право, мораль» считает, что социальное назначение морали заключается в постоянном воспроизведении отношений нравственной зависимости между людьми. Осознание этой зависимости служит необходимым условием свободы выбора и нравственной  ответственности личности перед обществом, важнейшим фактором поддержания жизнеспособности общества, социального прогресса. Область отношений, регулируемых моралью, охватывает поведение  и сознание людей во всех без исключения сферах. 

          Специфическая  сущность  морали конкретно раскрывается во взаимодействии  функций. Эти функции сформированы таким образом:

    - регулятивная, (включает в себя оценочно-императивную,  ориентирующую, отчасти коммуникационную);

     - воспитательная,  (содержит  в  себе  отчасти  оценочно-императивную,

       мотивационную);

     - познавательная, (содержит ориентирующую и прогностическую);

     - оценочно-императивная,

     - ориентирующая,

     - мотивационная,

     - коммуникативная (обеспечивает общение людей),

      - прогностическая и др.

         Моральное регулирование, по мнению Агешина, предполагает наличие идеала, выражающего представление общества или класса о нравственном совершенстве, систему норм; соблюдение которых необходимо для функционирования общества, достижения им своих моральных целей; особые формы социального контроля, обеспечивающего реализацию моральных норм.

        Также Агешин считает, что эффективность морального регулирования определяется тем, насколько личность усвоила требования морали; насколько эти требования соблюдаются ею сознательно, самостоятельно.

        Элементами  морального  регулирования  являются:

    1.идеал,    выражающий    представление    общества,    классов,

социальной  группы  о  нравственном  совершенстве;

    2.система норм, соблюдение которых является  необходимым  условием

функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;

    3.особые формы  социального  контроля,  обеспечивающие  реализацию

моральных норм, в том числе общественное мнение.

Регулятивная функция. Особенностью регулирования поведения людей  является  его оценочно-императивное  содержание.

         Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества, т.е. каждый сам строит  свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.

         Идет саморегуляция личности и социальной сферы в целом.

Познавательная функция:. мораль интересует  знание  не  само  по  себе (как науку), а знание,  преломленное  в  ценностях  или  освещающее  условия морального выбора. Эта функция морали  не  тождественна  научному  познанию. Она дает индивиду не просто знание  объектов самих по  себе,  а  ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей.

           Мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но  не  в

качестве закона, а в качестве регулятивной идеи,  ориентируясь  по  которой,

можно построить свою жизнь.

 Воспитательная.  Нравственное  воспитание  всегда  считалось   основой

всякого другого. Нравственность  не приучает  к  соблюдению  свода

правил, воспитывает способность  руководствоваться  идеальными

нормами  и  соображениями.

             В реальности они всегда тесно взаимосвязаны  друг  с  другом.  Именно  в  целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на  бытие  человека. А также для успешного функционирования и развития  морали  важно  свободное, не ущемленное проявление всех  ее  функций,  их  гармоническая  целостность, единство.

                                 Глава 3. Право и мораль.

        Право и мораль –  самостоятельные,  суверенные  нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою  особую  ценность.  Более  того,  по природе и происхождению они вообще находятся в различных плоскостях.  



                                § 3.1.Единство права и морали

        Право и мораль имеют общие черты,  свойства, проявляющиеся в том, что они входят в содержание культуры  общества. Они являются ценностными  формами  сознания,  имеют  нормативное  содержание   и   служат регуляторами  поведения  людей.  Общей  целью  права и морали  является согласование  интересов  личности  и  общества,  обеспечение  и   возвышение достоинства человека, поддержание общественного порядка.

        Их единство  основывается  на  общности   культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

       По мнению Лукашевой, право и мораль, как социальные регуляторы имеют дело с проблемами свободой воли личности и его ответственности за свои действия. Данная проблема привлекла пристальное внимание общественной мысли, прежде  всего, философской, этической, правовой.

       Мутагиров в своей работе «Права и свободы человека» очень четко выразил права и свободы человека, рассмотрев их исходя из всех концепций, аспектов и институтов защиты и реализации прав и свобод. Его слова: «…фундаментальные человеческие права составляют основу всех остальных прав – прежде всего, гражданских и политических». Несомненно, государство закрепляет за каждым гражданином и человеком возможность защиты его основных прав и свобод. Однако, по справедливому замечанию Мутагирова, лучшим и наиболее действенным защитником прав, свобод, чести достоинства человека может стать он сам, но при условии, что он будет знать обо всех своих правах и свободах, о нормах и правилах взаимоотношений свободных индивидов, являющихся основой и гражданского и политического обществ.

         К общим чертам  права и морали относится следующее:

1.     являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;

2.     имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;

3.     им свойственна общая цель, а именно утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;

4.     они состоят из общих правил поведения, выражающих определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержания на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;

5.     имеют нормативный характер, т.е. и в тех и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативное последствие для нарушителей нормы;

6.     представляют собой средства активного воздействия на поведения людей.

      И право и мораль обладают  способностью  проникать  в  самые  различные области  общественной  жизни.  Ни  право,  ни   мораль   не   ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей  в широких областях  их  социального  взаимодействия. Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.

       Общность права и морали, порожденная едиными общественными отношениями, дополняется общностью их функционального значения, право и мораль  формируют эталоны  и  стандарты,   включаемые   в   ценностно-нормативную   ориентацию общества. Предписания  права  и  морали  вырастают  из  деятельности  людей, приобретающих  в  результате  многократной повторяемости нормативный  характер  и  выступающих  регуляторами  поведения людей.

       Право во всех его  проявлениях  –  как  нормативная  система,  движение

общественных отношений, правосудие, должно  быть  пронизано  нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из  важных  условий  его  эффективности.

       Правовая жизнь общества не может развиваться  вне  моральных  категорий гуманизма  и  социальной  справедливости,   совести   и   чести,   добра   и человеческого   достоинства,   свободы   и   ответственности.

      Правовые  и  нравственные  нормы  имеют  общее  целевое  назначение   –воздействие  на  поведение  людей.

      Общее в праве и морали обусловлено еще  и  тем,  что  их  нормы  всегда

являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.

        Право и  мораль  как  социальные  регуляторы  неизменно  имеют  дело  с проблемами свободной воли индивида и его ответственности  за  действия.  Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться  в  сложном  и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность –  пружины исторической активности человека, способ  его  существования  в  правовых  и нравственных отношениях.


                    § 3.2. Взаимосвязь права и морали

         Мораль  и  право  тесно  взаимосвязаны.  Эта взаимосвязь обуславливается тем, что законы   правового государства  воплощают  в  себе  высшие  моральные  требования. Воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали  на право.

         Правовая  система  государственно-организованного  общества  закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную  культуру населения страны, исходит из того, что:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.