Рефераты. Права и свободы человека в России p> Первое из них подчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой, невмешательство государства во внутреннюю жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы.

Второе - исходит из незыблемых прав человека как гражданина в государстве, определяет его права и свободы в этом качестве.

Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.

В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя, основанного на принципах коллективизма, перед буржуазным строем с его индивидуализированным человеком, отчуждением людей. Принцип коллективности, коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.

В социалистической теории и практике это не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как необходимость безусловного признания всеми социалистических ценностей, полного единства взглядов, неправомерность иных политических позиций, отступающих от господствующей идеологии.

По новой концепции прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, приверженности одной господствующей идеологии, под ней уже не подразумевается полное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое ни в одном государстве. Люди всегда есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы. Основой коллективности в современный период явится объединение усилий всех государственных и общественно-политических структур для создания условий, удовлетворяющих интересы различных социальных слоев общества, утверждения легитимных механизмов достижения общественного согласия.

Такие согласованные государственные решения достигаются не принудительным подавлением политических оппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработки общего подхода к той или иной проблеме.

3.Еще одной чертой, качественно отличающей новую концепцию прав человека, является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности.
Этот постулат непосредственно вытекал из отмеченных выше исходных позиций, присущих социалистической концепции. Обоснованием такого подхода являлись положения о том, что государство само всеобъемлюще выражает общественные и личные интересы. Вследствие этого считалось, что у личности, как и общества в целом не могут быть политические интересы, противоречащие государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии - это воля народа». Если же такие интересы имелись, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства.

Одним из условий, обеспечивавших приоритет государственных интересов, являлось глобальное огосударствление общества, всех общественных формирований, которыми было поголовно охвачено советское общество, никогда не имевшее качество гражданского.

Исходное начало действующего конституционного и текущего законодательства- признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Государство уже не рассматривается как ассоциация, охватывающая все общество, как «самая массовая организация трудящихся». Оно трактуется как представитель общества, несущий перед ними, гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность.

В Конституции 1993 года записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

Признание взаимных прав, обязанностей и ответственности законодательно закреплено в Законе о гражданстве РФ.

4.Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст.17, ч.2, Конституции РФ).

В советском государстве теория о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не материалистических представлениях. Вместе с тем эта исходная в области прав человека позиция школы естественного права общепризнанна. Она отражена во всех международных документах о правах человека.

Советская же теория исходила из постулата о том, что права граждан предоставляются им социалистическим государством.

5. В Конституции РФ впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека.

В ст.15 закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17).

По советской концепции сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в «социалистическом» государстве. На практике не допускались какие-либо действия, связанные с проверкой на территории СССР применения норм международного права, реализацией права обращения граждан в международные организации за защитой прав человека, создание каких-либо общественных формирований, ставящих целью защиту этих прав.

Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.46, ч.3).

Рассмотренные выше основные черты советской и современной концепций прав человека получали своеобразное отражение в нормах каждой из конституций.

В Конституции 1918 года нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в отдельную ее часть. Они наряду с нормами иного характера содержались как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе «Общие положения».

Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в
Конституции СССР 1936 года ( в Конституции РСФСР 1937 года). Однако она являлась одной из последних глав в Конституции (гл.10 Конституции СССР).

В Конституции РСФСР 1978 года (вслед за Конституцией СССР 1977 года) был выделен раздел «Государство и личность», состоящий из двух глав
«Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Причем раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т.е. в начале Конституции. Значительно расширился перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользования достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государством и многие другие. Конституция расширила содержание прав, закреплявшихся и в прежнем Основном Законе, а также их гарантии, более полно определила основные обязанности граждан. Были включены нормы об основах правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Несмотря на все эти нововведения, основные сущностные черты социалистической концепции прав личности сохранились и в этой Конституции
«развитого социализма».

После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел
«Государство и личность» был существенно изменен, дан полностью в новой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (гл.5) и «Обязанности граждан Российской Федерации» (гл.6). В них получила воплощение новая концепция прав человека.

В Конституции Российской Федерации 1993 года нормы рассматриваемого института содержатся в гл.2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. ст. 17-64).

Сохраняя в качестве исходных принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция вместе с тем, по сравнению с прежней, юридически более точно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего следует отметить, что исходная для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в гл.1 Конституции.
Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто о них и в названии главы, как это было в последней редакции прежнего Основного Закона, хотя нормы такого рода в ней содержатся. Это оправданно и закономерно, поскольку конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией основного закона. Вместе с тем нет оснований для вывода о том, что обязанностям граждан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст.6), конкретно указаны некоторые важнейшие из них.

Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех, которые не подлежат такому ограничению.

Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл.2 к числу тех, которые не могут быть пересмотрены
Федеральным собранием.

3.Формы защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в
РФ.

Одной из важнейших задач федеративного государства является обеспечение единых стандартов осуществления и защиты прав человека во всех субъектах Федерации. Для России эта проблема особенно ак4туальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально- политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения.

Нарушению этих стандартов нередко способствуют содержащиеся в конституциях, уставах и законах многих субъектов Российской Федерации положения, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской
Федерации. Достаточно сказать, что в некоторых из них действие принципа равенства прав и свобод человека и гражданина распространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действие прав и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляются определенные преимущества гражданам, принадлежащим к титульной для данного субъекта
Федерации национальности. В практике Конституционного Суда неоднократно рассматривались дела о несоответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов РФ, регламентирующих избирательные права граждан, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.