Рефераты. Права и свободы человека в России p> В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, - в любом месте он обладает естественными основными правами и свободами, вне зависимости от того является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или какой-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

В-четвертых, проблема прав человека - всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод человека нашло свое выражение в документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ
(1991 г.). Государства-участники подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка.

Признание и соблюдение основных прав и свобод человека - основа безопасности, стабильности отношений, как в отдельных странах, так и во всем мире. «Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими»- говорил А. Сахаров. Уверенность человека в том, что и другие люди имеют, знают и действуют в соответствии с общепринятыми правами и свободами, правилами, условиями взаимоотношений позволяет предвидеть ситуацию, ожидать определенной реакции и поведения членов человеческого сообщества.
Соблюдение прав человека- это отсутствие страха, ненависти, агрессии, войн.
Этот позитивный фактор подчеркивается в преамбуле Всеобщей декларации прав человека: «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы справедливости и всеобщего мира».[4]

Есть понятие «Основные Фундаментальные права и свободы человека». Это те права, которые закреплены в международных нормах и в основном законе государства, в Конституции, - часто их еще называют конституционные права и свободы. Кроме этих прав в различных законах, подзаконных актах закреплено еще множество наших прав.

Например, ст.27 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством. Это право подтверждает ст.15
Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Конституция РФ закрепляет это право следующим образом:»1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ст.44).[5] Вот эти права и являются основными, фундаментальными, конституционными.

Далее эти права, как правило, развиваются, разворачиваются в конкретных нормах. Так в Законе РФ «Основы законодательства Российской
Федерации о культуре» подробно определены права человека в области культуры: право на творчество, право на личную культурную самобытность, право на гуманитарное и художественное образование, право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности и т.п., но называть их основными уже нельзя.

Язык международных документов и наше законодательство применяет понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?

Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах, а также о системе защиты и механизмах их реализации, то трудно провести между ними четкую границу. Вместе с тем есть в этих понятиях определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин)-государство», то различия выразятся в следующем.

«Свободы человека- сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения, вмешательства других лиц.»[6] Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод.

Права человека - установленные и гарантируемые государством возможности, правомочия, потенции действий человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная сфера, направление деятельности индивида.
Государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области.

Говоря о юридических характеристиках прав человека нужно различать
«права и свободы человека» в объективном и субъективном смысле, также как это имеет место в понимании права вообще.

В объективном смысле права и свободы человека- это система международных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение , правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства.

В субъективном смысле права и свободы человека- это принадлежащая конкретному лицу возможность (правомочие) предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством действия, поступка, поведения.

Развитие знания о правах человека, их постепенное международно- правовое закрепление привело к выводу об исторически последовательных больших группах прав, которые называют поколениями прав. Начиная с 80-х, утвердилось разделение прав на три поколения.

К первому поколению относятся гражданские и политические права. Это самое «старое» из общепризнаваемых прав человека поколение, которое выросло из европейской и американской политико-правовой философии 18 века. Они нашли свое подтверждение в первых документах ООН – во Всеобщей декларации прав человека (1948г.) и в региональных соглашениях - в Европейской
Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.)

Ко второму поколению относят социально-экономические права. Их признание явилось результатом идеологического, правового компромисса между социалистическими и капиталистическими государствами. В Европе на признание таких прав, по всей вероятности повлияла социальная ориентация стран, ощущаемый ими потенциал не только для провозглашения таких прав, но и обеспечения гарантий их реализации.

К третьему поколению относят коллективные права, права меньшинств, права народов. В 80-е годы ООН разрабатывает документы о правах меньшинств, правах народов, принимаются региональные международные нормы, свой вклад вносит Хельсинский процесс, Совещание по безопасности и сотрудничеству в
Европе.

2.Развитие института прав и свобод в России. Обновление конституционно- правовой доктрины в начале 90-х годов.

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношения человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в предшествующих союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября
1991г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным советом РСФСР в 1991 году Декларацией прав и свобод человека и гражданина.
Последняя повлекла за собой полное обновление раздела 2 Конституции 1978 года «Государство и личность». Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.

1.Декларация прав и свобод человека и гражданина, последующее конституционное законодательство России и новая Конституция отказались от классового подхода при закреплении правового статуса личности. Этот принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве.

Особенно яркое отражение он получил в первой российской Конституции
1918 года. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось их беспощадное подавление.
Отдельные группы лиц лишались прав, которыми они пользовались в ущерб интересам социалистической революции. Эта норма воспроизводилась и в
Конституции России 1925 года. В последующих конституциях, как Союза ССР, так и России, провозглашавших поэтапно сначала «построение основ социализма», затем «развитого социалистического общества», формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его оставалась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких- либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», затем «в соответствии с целями коммунистического строительства». По
Конституции РСФСР 1978 года в ее начальной редакции даже свобода научного, технического и художественного творчества гарантировалась гражданам в соответствии с «целями коммунистического строительства» (ст. 45). Эти положения Конституции свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.

Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, нарушению ее свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилось в физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».

Классово-идеологический критерий неприменим в демократическом, правовом государстве. В Конституции 1993 года как одна из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Признается и политическое многообразие. Конституция признает и защищает право каждого человек не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.

2. В основу новой концепции прав человека положен иной подход к субъекту правового статуса личности. Это выражено, прежде всего, в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория
«права человека».

«В социалистической доктрине человек, его права не признавались в правовом, политическом аспектах как самозначимые категории. Понятие
«человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящийся», «эксплуататор», затем
«гражданин».»[7] Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной. Первый шаг к выходу за рамки этих понятий сделали
Конституция СССР 1977 года, соответственно Конституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность», однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободы граждан». И лишь после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года понятие «права человека» получило конституционное признание. Понятия
«права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своему содержанию, отражая различные аспекты статуса личности. Вот почему
Конституция 1993 года, характеризуя этот статус, применяет категорию «права и свободы человека и гражданина», объединяющую оба названных понятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.