Рефераты. Понятие, виды и элементы предпринимательских правоотношений

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организацион­но-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Решение о реорганизации юридического лица должно доводиться его учредителями (участниками) до сведения кредиторов. Последние вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является данное юридическое лицо, и возмеще­ния убытков.


5.    Субъекты, имеющие особое правовое положение: фонды, страховые компании и др.

 

В соответствии с действующим законодательством фондом признается не имеющая членства организация, учрежденная гра­жданами и (или) юридическими лицами на основе доброволь­ных имущественных взносов, преследующая социальные, благо­творительные, культурные, образовательные или иные общест­венно полезные цели. В связи с классификацией фондов по стремлениям и целям 7 мая 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», который прежде все­го регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и лик­видации негосударственных пенсионных фондов (далее — фонд), а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосу­дарственное пенсионное обеспечение участников фонда на ос­новании договоров о негосударственном пенсионном обеспече­нии населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность данного фонда по негосударственному пенсион­ному обеспечению населения включает аккумулирование пенси­онных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенси­онных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Учредителями или учредителем фонда могут быть как юридические, так и физические лица. Фонд приобре­тает права юридического лица с даты государственной регистра­ции, а право на осуществление деятельности по негосударствен­ному пенсионному обеспечению населения — с даты получения разрешения (лицензии) на осуществление указанной деятельно­сти. Учредительными документами фонда являются устав (ут­верждается его учредителями или учредителем) и учредительный договор (заключается его учредителями). В соответствии с уста­вом фонд выполняет следующие основные функции:

•     разрабатывает условия негосударственного пенсионного
обеспечения участников;

•     заключает пенсионные договоры;

•     аккумулирует пенсионные взносы;

•     ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и уча­стников о состоянии указанных счетов;

•     заключает договоры с управляющим;

•     формирует и размещает самостоятельно или через управ­ляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;

•     ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном Феде­ральным законом «О бухгалтерском учете»;

•     осуществляет актуарные расчеты;


6.    Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления как субъекты предпринимательского права


Государственное и муниципальное унитарное предприятие — коммерческая организация, которая не наделена правом собст­венности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия.

Правовое положение унитарных предприятий до принятия Закона «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях» регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий», постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «Об утверждении Типо­вого устава казенного завода», постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. «О порядке планирования и финанси­рования деятельности казенных заводов».

В унитарной форме могут создаваться только государствен­ные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководи­тель, назначаемый собственником (либо уполномоченным соб­ственником органом).

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам пред­приятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры эко­номического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. Вместе с тем  есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана дейст­виями учредителя-собственника.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Уставный фонд полностью оплачивается собственником до го­сударственной регистрации. Размер уставного фонда составляет 1000-кратный размер минимальной оплаты труда.

Если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие изве­щает кредиторов.

Унитарное предприятие может создать дочернее унитарное предприятие путем передачи ему части имущества в хозяйствен­ное ведение.

Собственник решает вопросы: создания, реорганизации и лик­видации предприятия; определения предмета и целей его дея­тельности; контроля за использованием и сохранностью имуще­ства. Собственник имеет право на получение части прибыли.

В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функ­ционируют в режиме оперативного управления этим имущест­вом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), выполняет следующие функ­ции:

•     владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями
своей деятельности и заданиями собственника;

•     распоряжается имуществом лишь с согласия собственника;

•     самостоятельно реализует продукцию, если иное не уста­новлено правовыми актами;

Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудование.

Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использо­ваться в системе государственного предпринимательства. Госу­дарственное предпринимательство в странах с рыночной эконо­микой довольно широко представлено прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений, в кото­рых частные и коллективные формы не могут обеспечить доста­точную норму прибыли для расширенного воспроизводства.

В унитарных предприятиях в отличие от хозяйственных това­риществ и обществ руководство их деятельностью осуществляется единоличным руководителем (директором), назначаемым собст­венником — государственным органом или органом местного самоуправления и подчиненным ему. Правительство или уполномоченные им органы исполнительной власти заключают с руководителем предприятия контракт, базирующийся на граждан­ском законодательстве. Отсутствие Закона «Об унитарных пред­приятиях» дает возможность федеральным органам и организа­циям местного самоуправления определять права и обязанности руководителя по управлению предприятием на свое усмотрение.

Типовым уставом казенного завода, созданного на базе ликви­дируемого федерального государственного предприятия, и други­ми нормативными актами установлены жесткая отчетность руко­водителя предприятия и персональная ответственность за резуль­таты хозяйственной деятельности вверенного ему предприятия.

Широкие возможности для участия государства в предпри­нимательской деятельности открываются благодаря смешанным хозяйственным формам, акции которых принадлежат и государ­ству, и частным вкладчикам. В зарубежных странах в отличие от наших госпредприятий все субъекты государственного предпри­нимательства обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственно-коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет государству корректировать, на­правлять их деятельность, а при необходимости — подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

Практика показывает, что глубокое обновление госсобствен­ности может успешно осуществляться путем ее реформирова­ния, разгосударствления. Оно предполагает переход от монопо­лии государственных предприятий к многообразию организаци­онно-правовых форм.

Заключение

Предпринимательская деятельность с образованием юриди­ческого лица определена гражданским законодательством как некоммерческая организация, у которой извлечение прибыли не является основной целью деятельности. При ее осуществлении полученная прибыль не должна распределяться между участни­ками (ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации могут соз­даваться в следующих формах: потребительских кооперативов; общественных объединений; религиозных объединений; благо­творительных фондов; учреждений; товариществ собственников жилья; федеральных нотариальных палат; садоводческих, ого­роднических и дачных товариществ либо партнерств; государст­венных корпораций; страховщиков; ассоциаций и союзов.

Участники некоммерческих организаций лишаются большин­ства существенных прав, в частности права на участие в распре­делении прибыли, на долю в имуществе организации при пре­кращении членства, на получение «ликвидационной квоты». Эко­номическая ответственность участников некоммерческой орга­низации за результаты ее деятельности практически сведена к нулю (исключение составляет потребительский кооператив, который по отмеченным признакам вполне можно отнести к ком­мерческой организации). Подтверждением правового статуса потребительского кооператива как коммерческой организации служит письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 1996 г. № С5-7/03-92 «О некоторых положениях Федерального закона «О некоммерческих организациях», в п. 1 которого ука­зывается, что данный Закон не распространяется на потреби­тельские Кооперативы, их деятельность регулируется нормами ГК РФ, законами о потребительских кооперативах, иными за­конами и правовыми актами.

Задачи

                       Задача I

Государственное предприятие заключило договор с коммерческой фирмой на реализацию излишнего оборудования. Еще до того, как стороны приступили к выполнению договорных обязательств, государственное пред­приятие было преобразовано в казенное. Госкомимущество РФ запретил предприятию исполнять договор и потребовал его расторжения. Коммерче­ская фирма требует исполнения договора под угрозой применения штрафных санкций, ссылаясь на то, что решение о преобразовании предприятия в казен­ное не может затрагивать обязательства, возникшее до того, как статус пред­приятия был изменен.

Спор поступил на рассмотрение арбитражного суда. Как решить дело?


                    Задача 2

Индивидуальный предприниматель Иванов - один из участников полного товарищества по торговле недвижимостью - решил расширить свое дело, организовав еще одно предприятие в форме товарищества на вере.

Найдя заинтересованную фирму, Иванов предложил ей в новом пред­приятии роль полного товарища, сохранив за собой статус вкладчика. В уч­редительном договоре товарищества было предусмотрено, что руководить им будет сам Иванов в качестве директора. Поскольку доля Иванова в скла­дочном капитале составила 90%, предприятие получило название "Комман­дитное товарищество "Иванов и компания"". Вскоре поели регистрации пред­приятия второй его участник попытался отстранить Иванова от руководства фирмой на том основании, что будучи вкладчиком, Иванов мог бы руково­дить товариществом на вере лишь на основе доверенности, которая ему выда­валась. На это Иванов заявил, что ему как органу юридического лица - дирек­тору - доверенность на совершение сделок от имени товарищества - не требу­ется. Возникший спор был перенесен на рассмотрение третейского суда.

Выступая в роли арбитра, рассмотрите доводы сторон и вынесите ре­шение. Дайте понятие органа юридического лица. Какую роль в реализации дееспособности юридического лица играют его органы?

Список литературы

 

1. Коммерческое право. Учебник – М.: Русская Деловая Литература, 1999г.

2. Предпринимательское право: Учебник для вузов/ под ред. проф. Н. М. Коршунова – М. 2003г.


[1] Предпринимательское право: Учебник для вузов/ под ред. проф. Н. М. Коршунова – М. 2003г.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.