При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Решение о реорганизации юридического лица должно доводиться его учредителями (участниками) до сведения кредиторов. Последние вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является данное юридическое лицо, и возмещения убытков.
5. Субъекты, имеющие особое правовое положение: фонды, страховые компании и др.
В соответствии с действующим законодательством фондом признается не имеющая членства организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. В связи с классификацией фондов по стремлениям и целям 7 мая 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», который прежде всего регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов (далее — фонд), а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.
Фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность данного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Учредителями или учредителем фонда могут быть как юридические, так и физические лица. Фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации, а право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения — с даты получения разрешения (лицензии) на осуществление указанной деятельности. Учредительными документами фонда являются устав (утверждается его учредителями или учредителем) и учредительный договор (заключается его учредителями). В соответствии с уставом фонд выполняет следующие основные функции:
• разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
• заключает пенсионные договоры;
• аккумулирует пенсионные взносы;
• ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;
• заключает договоры с управляющим;
• формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;
• ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
• осуществляет актуарные расчеты;
6. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления как субъекты предпринимательского права
Государственное и муниципальное унитарное предприятие — коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия.
Правовое положение унитарных предприятий до принятия Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий», постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «Об утверждении Типового устава казенного завода», постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов».
В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры экономического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. Вместе с тем есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.
Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Уставный фонд полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда составляет 1000-кратный размер минимальной оплаты труда.
Если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие извещает кредиторов.
Унитарное предприятие может создать дочернее унитарное предприятие путем передачи ему части имущества в хозяйственное ведение.
Собственник решает вопросы: создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определения предмета и целей его деятельности; контроля за использованием и сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли.
В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями.
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), выполняет следующие функции:
• владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника;
• распоряжается имуществом лишь с согласия собственника;
• самостоятельно реализует продукцию, если иное не установлено правовыми актами;
Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудование.
Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства. Государственное предпринимательство в странах с рыночной экономикой довольно широко представлено прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений, в которых частные и коллективные формы не могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства.
В унитарных предприятиях в отличие от хозяйственных товариществ и обществ руководство их деятельностью осуществляется единоличным руководителем (директором), назначаемым собственником — государственным органом или органом местного самоуправления и подчиненным ему. Правительство или уполномоченные им органы исполнительной власти заключают с руководителем предприятия контракт, базирующийся на гражданском законодательстве. Отсутствие Закона «Об унитарных предприятиях» дает возможность федеральным органам и организациям местного самоуправления определять права и обязанности руководителя по управлению предприятием на свое усмотрение.
Типовым уставом казенного завода, созданного на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия, и другими нормативными актами установлены жесткая отчетность руководителя предприятия и персональная ответственность за результаты хозяйственной деятельности вверенного ему предприятия.
Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным хозяйственным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам. В зарубежных странах в отличие от наших госпредприятий все субъекты государственного предпринимательства обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственно-коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет государству корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости — подвергать их реорганизации и даже ликвидации.
Практика показывает, что глубокое обновление госсобственности может успешно осуществляться путем ее реформирования, разгосударствления. Оно предполагает переход от монополии государственных предприятий к многообразию организационно-правовых форм.
Заключение
Предпринимательская деятельность с образованием юридического лица определена гражданским законодательством как некоммерческая организация, у которой извлечение прибыли не является основной целью деятельности. При ее осуществлении полученная прибыль не должна распределяться между участниками (ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации могут создаваться в следующих формах: потребительских кооперативов; общественных объединений; религиозных объединений; благотворительных фондов; учреждений; товариществ собственников жилья; федеральных нотариальных палат; садоводческих, огороднических и дачных товариществ либо партнерств; государственных корпораций; страховщиков; ассоциаций и союзов.
Участники некоммерческих организаций лишаются большинства существенных прав, в частности права на участие в распределении прибыли, на долю в имуществе организации при прекращении членства, на получение «ликвидационной квоты». Экономическая ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности практически сведена к нулю (исключение составляет потребительский кооператив, который по отмеченным признакам вполне можно отнести к коммерческой организации). Подтверждением правового статуса потребительского кооператива как коммерческой организации служит письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 1996 г. № С5-7/03-92 «О некоторых положениях Федерального закона «О некоммерческих организациях», в п. 1 которого указывается, что данный Закон не распространяется на потребительские Кооперативы, их деятельность регулируется нормами ГК РФ, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами.
Задачи
Задача I
Государственное предприятие заключило договор с коммерческой фирмой на реализацию излишнего оборудования. Еще до того, как стороны приступили к выполнению договорных обязательств, государственное предприятие было преобразовано в казенное. Госкомимущество РФ запретил предприятию исполнять договор и потребовал его расторжения. Коммерческая фирма требует исполнения договора под угрозой применения штрафных санкций, ссылаясь на то, что решение о преобразовании предприятия в казенное не может затрагивать обязательства, возникшее до того, как статус предприятия был изменен.
Спор поступил на рассмотрение арбитражного суда. Как решить дело?
Задача 2
Индивидуальный предприниматель Иванов - один из участников полного товарищества по торговле недвижимостью - решил расширить свое дело, организовав еще одно предприятие в форме товарищества на вере.
Найдя заинтересованную фирму, Иванов предложил ей в новом предприятии роль полного товарища, сохранив за собой статус вкладчика. В учредительном договоре товарищества было предусмотрено, что руководить им будет сам Иванов в качестве директора. Поскольку доля Иванова в складочном капитале составила 90%, предприятие получило название "Коммандитное товарищество "Иванов и компания"". Вскоре поели регистрации предприятия второй его участник попытался отстранить Иванова от руководства фирмой на том основании, что будучи вкладчиком, Иванов мог бы руководить товариществом на вере лишь на основе доверенности, которая ему выдавалась. На это Иванов заявил, что ему как органу юридического лица - директору - доверенность на совершение сделок от имени товарищества - не требуется. Возникший спор был перенесен на рассмотрение третейского суда.
Выступая в роли арбитра, рассмотрите доводы сторон и вынесите решение. Дайте понятие органа юридического лица. Какую роль в реализации дееспособности юридического лица играют его органы?
Список литературы
1. Коммерческое право. Учебник – М.: Русская Деловая Литература, 1999г.
2. Предпринимательское право: Учебник для вузов/ под ред. проф. Н. М. Коршунова – М. 2003г.
[1] Предпринимательское право: Учебник для вузов/ под ред. проф. Н. М. Коршунова – М. 2003г.
Страницы: 1, 2, 3