Содержание
Введение …………………………………………………………………………...3
1. Понятие, виды и элементы предпринимательских правоотношений ..... 4
2. Субъекты предпринимательского права и их классификация …………10
3. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности …………………………………………………………………..12
4. Объединения субъектов предпринимательского права ………………....15
5. Субъекты, имеющие особое правовое положение: фонды, страховые компании и др. …………………………………………………………….17
6. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления как субъекты предпринимательского права .19
Заключение ………………………………………………………………………..23
Задачи ……………………………………………………………………………...24
Список литературы ……………………………………………………………….26
Введение
Проводимые в настоящее время в России рыночные реформы предусматривают создание свободного рынка товаров и услуг, расширение и укрепление сферы предпринимательской деятельности. В этих условиях основными действующими лицами в экономике страны становятся предприниматели.
Переход к рынку оказался для России тяжким испытанием, поскольку она устремилась в новую цивилизацию, имея за плечами слишком долгий опыт командно-административных методов руководства экономикой. Страну захлестывала рыночная стихия, несущая людям моральные и материальные потери.
Для того чтобы сдерживать эту стихию, необходимы новые формы и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений предпринимателей.
За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения.
Согласно п. 1 ст. 2 ныне действующего Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.
Эти отношения подразделяются на две группы:
1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. предприниматель — предприниматель);
2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. предприниматель — орган управления).
Обе группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения единый хозяйственно-правовой оборот.
В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности, как правило, возникают из договора.
Во вторую группу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например в связи с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. Сюда включаются отношения по государственному регулированию экономики, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, ценообразования и т.д. Характерной их чертой является обязательность исполнения адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления.
В сфере экономики обе названные группы отношений тесно взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.
Особенностью предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Как гласит ст. 23 ГК РФ, предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического лица, а также юридические лица.
В предпринимательских отношениях основным является понятие «хозяйствующий субъект» — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем это шире понятия «предприниматель», так как некоммерческая организация — учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.
Существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная, на систематическое получение какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.
На это обстоятельство указано в ч. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где говорится, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, а также в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г., где говорится, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью.
Предпринимательская деятельность отличается* рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о понятии более узком, чем понятие «хозяйственная деятельность».
Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются:
1) самостоятельность;
2) наличие цели, заключающейся в получении прибыли;
3) систематический характер получения прибыли;
4) хозяйственный риск;
5) факт государственной регистрации участников. Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.
1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.
Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.
Важное условие коммерческой свободы — свободное ценообразование. Однако в экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, выдающей команды: что делать, как и сколько. Однако он не свободен от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.
2. Предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса — предпринимательских способностей. Труд этот непростой и предполагает, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя — это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.
3. В ГК РФ уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли. Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью. Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли. Признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск — это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Рисковый характер деятельности не только может привести к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. ГК РФ предусматривает повышенную имущественную ответственность предпринимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Вместе с тем приведенное правило действует только в том случае, если иное не предусмотрено законом или договором. В условиях правовой неподготовленности значительной части населения страны предприниматели практически всегда могут внести в договор условие об ответственности за его нарушение по принципу вины. Кроме того, возможность трактовать непреодолимую силу довольно широко и не сводить ее лишь к стихийным бедствиям также позволяет виновному избежать ответственности.
Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им. Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.).
5. Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности — юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве. Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет за собой юридическую ответственность.
Страницы: 1, 2, 3