Рефераты. Понятие и источники Конституционного права p>37. Компетенция Президента РФ.

67. Основы взаимодействия Президента РФ с Федеральным Собранием РФ.

Полномочия Президента России, чтобы удобнее было проанализировать их, могут быть объединены в несколько групп.

1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью - дают
Президенту возможность формировать Правительство и контролировать его работу. См. ст. 83. Ключевым полномочием является право принять решение об отставке Правительства.

2. Полномочия по взаимодействию с федеральными законодательной и судебной властями.

В рамках системы сдержек и противовесов и строятся отношения между
Президентом и Федеральным Собранием РФ, что позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею.

Глава государства в соответствии со ст. 84 Конституции назначает выборы
Государственной Думы. Конституцией 1993 г. Президенту предоставлено право распустить ГосДуму. Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим устоям государственности.

Конституция предусматривает три основания роспуска ГосДумы Президентом: - ч. 3 ст. 111, ч. 3 ст. 117, ч. 4 ст. 117. При этом Конституция устанавливает и условия, при которых роспуск ГосДумы невозможен - ч. 3 ст.
92, ч. 3, 4,5 ст. 109.

Глава государства обладает правом законодательной инициативы (ст. 84
Конституции), позволяющим ему ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие (включая
Конституцию).

Президент имеет право вето - отклонить закон, принятый ФС. Конституция не указывает мотивы, которыми руководствуется глава государства.

Президент не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования.

Средством влияния главы государства на деятельность ФС является и п. «е» ст. 84 Конституции. Правовая природа послания Президента парламенту четко законом не определена. С одной стороны, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, из чего можно сделать вывод об обязательном характере общих установок и конкретных поручений, содержащихся в послании. С другой стороны, послание не является нормативным актом, не может противоречить законам, принимаемым федеральным собранием и каким-либо образом ограничивать правотворческую деятельность парламента.

Президент взаимодействует и с судебной ветвью власти. См. п. «е» ст. 83
Конституции.

3. Полномочия в области безопасности и обороны. См. п. «ж, з» ст. 83, ст.
87, ст. 88 Конституции. Режим военного положения должен быть определен федеральным конституционным законом.

4. Полномочия в области внешней политики и международных отношений. См. ст.
86 Конституции. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях и др.

Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

5. Иные полномочия Президента — решение о назначении референдума (п. «в» ст. 84 Конституции), решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Российской
Федерации, присваивает почетные звания РФ.

38. Конституционный статус Федераьного Собрания РФ.

Согласно ст. 94 законодательная власть в РФ принадлежит Федеральному
Собранию. Это означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа РФ, формируется на основе всеобщего участия населения в политическом процесс.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации и ГосДумы
(ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства. Нижняя палата выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палата призвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (ч.
2 ст. 95).

Основной характеристикой ФС является его право на принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов. Принятие всех федеральных законов отнесено к компетенция Гос Думы, избираемой непосредственно населением РФ. Принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства отнесенное к компетенции Федерального
Собрания.

Палаты парламента действуют не в порядке кратковременных периодических сессий, а практически постоянно — это является необходимым условием активной роли парламента в политической жизни общества.

Вследствие наделения обеих палат различными полномочиями, Конституция установила раздельный порядок заседания Совета Федерации и ГосДумы. Как правило, заседания палат проходят открыто. См. ст. 100.

Для обеспечения порядка организации работы парламента депутаты каждой из палат избирают из своего состава Председателя и его заместителей, образуют комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов. См. ст. 101.

Свои Регламенты. В нем имеются разделы о полномочиях и порядке избрания
Председателя палаты и его заместителей, о порядке проведения заседания, перечень комитетов и комиссий, их численность и т. п.


38, 42. Состав, порядок формирования и деятельность Федерального Собрания
РФ.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации и
Государственной Думы (ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства.

Нижняя палата выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов.

Верхняя палата призвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (в состав Совета
Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95). Таким образом, максимально возможное число мандатов Совета
Федерации —178. Численность ГосДумы составляет 450 депутатов (ч. 3 ст. 95).

См. ст. 97 Конституции РФ.

ГД избирается на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. В
1995 г. 225 депутатов избирались по партийным спискам (пропорциональная система); по одномандатным избирательным округам (мажоритарная система относительного большинства) избирались также 225 депутатов.

ГосДума начинает свою работу на тридцатый день после избрания. Этот месячный срок между ее избранием и первым заседанием установлен для подведения полных итогов выборов и регистрации ЦИК избранных депутатов.
Однако в случае необходимости Президент РФ имеет право созывать вновь избранную ГосДуму ранее этого срока (ч. 2 ст. 99). Первое заседание
Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Совет Федерации на свое первое заседание собирается также на тридцатый день после своего созыва. Первое заседание открывает Президент РФ; затем его ведет старейший по возрасту депутат Совета Федерации до того, как будет избран Председатель Совета Федерации.

40. Общая компетенция Федерального собрания РФ.

41. Компетенция палат Федерального Собрания.

Конституция определяет полномочиями Совета Федерации, закрепленными в РФ ст. 102.

*При рассмотрении пунктов «б» и «в» следует иметь в виду, что Президент
России в соответствии со ст. 88 Конституции имеет право вводить чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87 и военное. В этих случаях Президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию.

*Решение вопроса об импичменте Президента отнесено к компетенции Совета
Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату
Федерального Собрания.

*Кадровые назначения, указанные в пп. «ж» и «з», осуществляются по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83).

*Счетная палата — специальный орган, призванный оказывать помощь
Федеральному Собранию в осуществлении контроля над исполнением федерального бюджета.

К полномочиям ГосДумы Конституция относит ст. 103.

*К п. «б» - согласно Конституции Правительство РФ ответственно перед
Федеральным Собранием РФ, а именно перед ГосДумой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия
Правительству. По поводу этих решений предусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий между Президентом РФ и Государственной Думой.
Согласно ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена
Президентом РФ в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. При этом Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает
Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству РФ (ст. 117);

*К п. «д» - этот институт (УПЧ) является новым для РФ, однако в большинстве развитых стран он давно играет важную роль в защите прав человека и гражданина. Как правило, это ведомство рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры.

*Амнистия - акты о полном или частичном освобождении от ответственности
(как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления.

*К п. «ж» - нижней палате российского парламента предоставлено право лишь возбуждения вопроса об импичменте в то время, как окончательное решение по данному обвинению принимает Совет Федерации.

43. Законодательный процесс.

1 стадия – Законодательная инициатива.(Ст. 104). Ее формы:

* внесение в ГД законопроектов и поправок к законопроектам;

* законодательное предложение о разработке и принятии новых ФКЗ и ФЗ;

* внесение изменений и дополнений в действующее законодательство;

* в форме предложений о поправках и пересмотре положений ФКЗ.

Необходимые условия:

* предоставление текстов законопроектов;

* обоснование необходимости его принятия;

* предоставление справок о состоянии законодательства в этой сфере;

* предоставление финансового и экономического обоснования.

2 стадия – Рассмотрение законопроекта ГосДумой.

Регламентом ГД детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждаются положения законопроекта, оценивается его концепция и необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.