27. Национально-государственное устройство РФ.
НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства.
Основы НГУ содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя»:
* Распространение суверенитета на всю ее территорию.
* Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов.
* Установление субъектного состава.
* Государственная целостность – единство системы гос. власти.
* Равноправие и самоопределение народов.
* Равноправие субъектов во взаимоотношении с федеральными ОГВ.
* Единство и равенство федерального гражданства.
Более детально – в главе 3 «Субъекты РФ»:
> Перечислен состав субъектов.
> Основы статуса каждого из видов субъектов.
> Порядок изменения статуса субъектов.
> Порядок изменения границ между субъектами и федерацией.
> Государственный язык и право на установление родного языка.
> Гарантии прав коренных малочисленных народов.
> Государственная символика.
> Предметы ведения РФ и субъектов.
> Порядок действия федеральных законов по предметам ведения.
> Основы формирования системы ОГВ субъектов.
> Право РФ на участие в международных объединениях.
Принципы НГУ:
5. Добровольность объединения.
6. Суверенность и равноправие.
7. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.
8. Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным.
9. Государственная целоствность.
10. Разграничение предметов ведения и полномочий.
11. Равноправие субъектов.
28. Формы НГУ.
Государственное устройство м.б. унитарным и федеративным.
Унитарное – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы. Простое – состоит только из а.т.е. Сложное – а.т.е. + автономные образования.
Федерация – добровольное объединение государств в союзное государство на основе федерального договора. Характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяется по вертикали. Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство.
Способы возникновения федерации:
- Договорной – предполагает объединение добровольно и самостоятельно (СССР).
- Конституционный – объединение на основе Конституции страны или иного конституционного договора, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (Россия 1918 г.)
По признаку объединения:
1. Национальные федерации.
2. Национально-территориальные.
3. Территориальные.
По устройству:
- симметричные – по статусу все составные части равны;
- ассиметричные.
29. Административно-территориальное деление РФ.
АТД – деление территории государства на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных ОГВ и ОМС. АТД осуществляется на основе принципов:
1. Экономический – г-во делится с учетом экономических связей, существующих в системе РФ.
2. Национальный – всесторонний учет национального состава населения.
3. Максимальное приближение государственного аппарата и ОМС к населению.
4. Конституции и Уставы субъектов РФ различают АТЕ первичные ( районы в городах, поселки, сельские поселения) и базовые (районы, города, области, республики и краевые подчинения). Традиционные а.т.е.:
Район – а.т.е., составная часть республики, края, области, авт. округа, авт. обл.
Город – место сосредоточения большого количества промышленных и др. предприятий и учреждений.
Поселок – отличается от города меньшими размерами территории и численности населения (рабочий, дачный, курортный).
Сельское поселение - подавляющее кол-во населения занято сельским хозяйством (хутор, деревня, село).
Нетрадиционные а.т.е.: административные округа, муниципальные районы, микрорайоны.
Существуют еще национальные районы – территории, на которой компактно проживают численно небольшие группы национальностей (Алтайский край). Закрытые а.-т. образования – терр. образования, которые расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и иных материалов, военные объекты.
30. Виды и типы субъектов.
31. Их конституционный статус.
См. главу 3 Конституции РФ. Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов.
Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. Они обладают учредительной властью, принимая свои Конституции, Уставы, собственным законодательством, территориальным верховенством.
В Конституции РФ закреплен принцип равноправия субъектов Федерации в отношениях с Федерацией. Однако субъекты не тождественны.
Субъекты Федерации не являются суверенными от России — они ее составные части. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. Они не являются субъектами международного публичного права и осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах, установленных федеральным законом.
Можно выделить три разновидности субъектов РФ:
* республики, имеющие статус государства (их 21);
* политико-территориальные образования: края (их 6), области (их 49), го- рода федерального значения (их два — Москва и Санкт-Петербург);
* национально-территориальные образования: автономная область (одна) и автономные округа (их 10). Всего субъектов РФ—89.
1. Республики в составе РФ образованы на национально-территориальной основе. Статус республики характеризуется прежде всего тем, что она является государством. Особенности конституционно-правового положения республики отражены в тексте федеральной Конституции и конституции республики, и заключаются в следующем. Как государство она имеет свою конституцию, государственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства и т. п.). Республики вправе в соответствии со ст. 68 Конституции РФ устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. Некоторые республики ввели также свое гражданство.
2. Края, области, города федерального значения являются государственно- территориальными образованиями в составе РФ. Правовое положение этих субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными органами. Устав края, области, города федерального значения закрепляет организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, организацию местного самоуправления, а также другие волосы.
3.Автономная область и автономные округа— национально-территориальные образования, которые можно охарактеризовать как форму обеспечения малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможность их сохранения и развития в виде государственного образования. Автономные образования, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации, имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Конституцией предусматривается при определенных условиях возможность принятия федеральных законов об автономных образованиях, что не исключает реализации ими права иметь свой устав, в котором закрепляется их статус, организация органов государственной власти и т. п.
Статус субъекта РФ может быть изменена соответствии с федеральным конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией РФ (ч. 5 ст. 66).
Под изменением статуса субъекта Федерации понимается переход субъекта Федерации из одного вида в другой в рамках перечня, предусмотренного ст. 5 Конституции РФ. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его названия, если оно не связано с изменением вида субъекта Федерации; изменение границ между субъектами Федерации; изменение прав и обязанностей субъекта Федерации в связи с передачей ему в соответствии со ст. 78 Конституции части своих полномочий Федерацией и пр.
Изменение статуса субъекта Федерации может быть осуществлено под взаимному согласию субъекта федерации и Федерации.
32. Механизм государственной власти.
Государственная власть - с одной стороны, она является средством социального управления, представляет собою отношение между людьми, их организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив). В то же время это отношение обеспечивает выявление и преобладание властной воли, связано со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица. В целях реализации своих функций власть использует особую систему средств и методов воздействия.
ГВ, обладая всеми этими признаками, опирается в реализации своих функций на государственный аппарат, к которому относится большинство образованных в государстве ОГВ (а это прежде всего органы исполнительной власти, органы судебной власти, прокуратуры, «силовые» государственные ведомства и обслуживающие учреждения представительных органов), которые состоят из чиновников (должностных лиц), не обладающих властными полномочиями. Считается, что это наиболее существенная часть государственного механизма, так как депутаты и министры приходят и уходят, а аппарат остается и осуществляет важнейшие функции государства. Все это в значительной мере сказывается на формах и методах осуществления государственной власти.
Практически во всех демократических странах в качестве конституционной основы осуществления государственной власти используется принцип разделения властей.
О структуре (гос. органах) см. ниже.
33. Понятие и признаки государственных органов.
Государственный орган - это коллектив граждан или гражданин определенного государства, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный данным государством на осуществление его задач и функций и действующий в установленном государством порядке.
Признаки органа государства:
1. конституционно-правовой статус органа,
2. особенности его формирования,
3. характер государственно-властных полномочий,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11