Рефераты. Подготовка государственных служащих России

Обратимся ко второй группе, которая включает в себя профессиональные принципы. Согласно следованию прописанных в этой группе норм, каждый чиновник должен не только обладать специальными знаниями в области права, политологии, социологии, экономики, социальной психологии, истории и теории мирового и отечественного государственного управления, но и должен уметь пользоваться этими знаниями. Для того, чтобы полученные госслужащими знания не устаревали и постоянно обновлялись, специалисты должны непрерывно и постоянно получать дополнительное профессиональное образование. Для этого разрабатываются системные и систематические программы, обеспечивающие непрерывное пополнение знаний и навыков работников государственной службы.

Третья группа, включающая внутрикорпоративные принципы, основана на привитие навыков управленческой работы, в том числе лидерских качеств. Для достижения этих целей с государственными служащими часто занимаются психологи, способствующие быстрому получению и усвоению лидерского отношения. Также внутрикорпоративная группа включает солидарность, взаимодействие и взаимную поддержку на государственной службе, повышение социального статуса и имиджа государственной службы, чести и достоинства государственного служащего. Как видно, внутрикорпоративные принципы тесно переплетаются с принципами, заложенными в общегражданской группе. Следование всем принципам, прописанным в нормативных актах, способствует тому, что исходным результатом подготовки госслужащих должен стать идеально функционирующий государственный аппарат. Кроме того, подготовка госслужащих, в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, должна содержать следующие элементы: профессиональную подготовку кадров для государственной службы; профессиональную переподготовка государственных служащих; повышение квалификации государственных служащих; стажировку государственных служащих[[4]].

 

1.3. Подготовка профессиональных государственных служащих


Под профессиональной подготовкой кадров для гражданской службы имеется в виду процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по замещаемой должности государственной службы[[5]].

Под профессиональными знаниями на государственной службе понимается целостная и систематизированная совокупность знаний в области государства и права, науки управления, политологии, экономики, социологии, психологии о теории и практике реализации полномочий органов государственной власти[[6]].

По мнению экспертов, для того, чтобы государственные служащие четко осознавали, поставленные перед ними задачи, необходимо, чтобы наряду с теоретическими знаниями, они получали исчерпывающую информацию о задачах, функциях, правах и обязанностях, способах и средствах достижения высоких результатов, которых ждут от государственных служащих. Именно такая совокупность теоретических знаний и четкое осознание поставленных задач сделают государственного служащего высокопрофессиональным специалистом, владеющим профессиональными знаниями, всегда готовым к решению служебных задач. Профессиональные задачи государственных служащих включают в себя следующие направления. Во-первых, включают реализацию основных направлений государственной административной политики и решение задач социальной политики. Во-вторых, включают правовое регулирование социальных и экономических процессов в отраслях и сферах государственной деятельности на основе законодательства об управлении, разграничении компетенции и функций государственных органов. В-третьих, включают анализ реальных ситуаций, складывающихся в государственных органах, поиск путей согласования различных интересов, определение причин и упреждение социальных конфликтов. В-четвертых, включают организацию выполнения решений федеральных государственных органов, налаживание учета и проверки исполнения этих решений, обеспечение контроля над ходом их выполнения. В-пятых, включают выработку стратегической программы по исполнению должностных обязанностей согласно должностному регламенту[[7]].

Реализация задач, поставленных перед государственными чиновниками, предполагает четкое следование теоретическим знаниям с конечным результатом, воплощенным в решении служебных задач. Под умениями на государственной службе понимаются профессиональные знания государственного служащего, воплощенные в решение конкретных служебных задач в соответствии с замещаемой должностью. Так, государственный служащий обязан уметь быстро и продуктивно вникать в ситуацию, которая требует немедленного разрешения проблемы.

Под навыками на государственной службе понимаются умения государственного служащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального служебного времени[[8]]. Навыки, естественно, появляются только в том случае, если государственный служащий трудится по приобретенной им специальности. Навыки – это знания, которые позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты. Из этого можно сделать вывод: профессиональные знания, умения и навыки - показатели профессионализма государственного служащего, определяющие профессиональную пригодность и компетентность государственного служащего.

В соответствии с установленными указами Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации и законодательными актами субъектов Российской Федерации Профессиональная, качественная, подготовка для государственной службы осуществляется на основании договора на обучение. Заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе. Порядок, предусмотренный в договоре, также прописан в нормативных актах. В рамках указанного договора, а также по согласованию образовательного учреждения профессионального образования с государственным органом в этом государственном органе осуществляются практика и стажировка обучающихся[[9]].

Ответственность за организацию и проведение профессиональной подготовки гражданских государственных служащих, обновление их теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов возлагается на руководителей государственных органов и кадровые службы.

 

1.4. Иностранный опыт в подготовке госслужащих в РФ на примере Японии

 

На настоящий момент институт государственной службы в России находится в стадии становления, поиска эффективных форм и методов реализации возложенных на него функций. Эти процессы идут нелегко, поэтому зарубежный опыт, в частности Японии, часто применяется для решения проблемы и достижения высоких результатов. Япония – это одна их тех немногих стран, где количество государственных служащих существенно ниже, чем в других развитых странах. Они составляют лишь 8,1% общего числа работающего населения. Для сравнения: в Германии — 15,1%, в США — 15,5, во Франции — 22,6%[[10]]. Государственные служащие в Японии для достижения совершенствования технической политики, принципов социального партнерства, регулирования взаимоотношений работодателей и наемных работников, социального страхования и т.д. прибегают к методу пяти систем. Метод пяти систем стал основой стремительного развития Японского государства и его быстрого поднятия до стран с высочайшим уровнем жизни. Он включает в себя особенную систему подготовки государственных служащих, зиждущуюся на системе пожизненного найма, системе кадровой ротации, системе репутаций, система подготовки на рабочем месте, системе оплаты труда. В сумме системы составляют отлично действующий единый механизм, формирующий мощную мотивационную среду, обеспечивающую подготовку высокопрофессиональных чиновников и полную реализацию их творческих и интеллектуальных способностей. В такой обстановке мотивационная среда направляет усилия и потенциал госслужащего на решение проблем, стоящих перед регионом и страной в целом. По словам экспертов, это то, чего не хватает российскому институту государственной службы. У госслужащих в России нет заинтересованности в целенаправленном и результативном труде[[11]]. По этой причине в России частично пытаются внедрить систему профессиональной подготовки японских госслужащих, но в нашей стране методы, применяемые в Японии плохо приживаются. Видимо, сказывается особенность менталитета и индивидуальный путь развития России.

Глава 2. Особенности подготовки госслужащих в РФ

 

2.1. Общая характеристика профессиональной подготовки госслужащих в РФ


Вопрос качественной подготовки специалистов, занятых в системе государственной службы, сегодня становится все более актуальным, поэтому резко возрастают требования к профессиональным учреждениям, готовящих госслужащих, ужесточаются методы подготовки. Опыт развития мировой экономики доказывает, что вложение средств в подготовку компетентных, профессиональных государственных служащих является одним из самых выгодных, так как именно от них напрямую зависит благополучие и процветание государства. Одна из колоссальных проблем, которая периодически ставит Россию в тупик - острая нехватка профессионально подготовленных государственных служащих на всех уровнях иерархии. Удручающая ситуация сегодня сложилась во всех государственных структурах, от органов местного самоуправления до федеральных органов управления. По словам экспертов, «это не удивительно, если низок профессиональный управленческий уровень всего современного общества, то и кадры аппарата госслужбы, набираемые из этого же общества, не могут быть существенно выше этого уровня»[[12]].

Если обратиться к статистическим данным, то становится явственно видно, что профессионально подготовленными в области государственного управления считают себя только 3,5% опрошенных руководителей, подготовку в вопросах права и психологии управления имеют менее 4%, а полностью владеют методами работы в условиях рынка только 0,7%.[[13]] Имидж государственной службы за последние годы существенно упал, что не могло не привести к ухудшению качества ее кадрового состава. Согласно данным, в 2002 году число государственных служащих, не имеющих профессионального образования, составляло 27%. При этом, количество госслужащих, уровень которых не соответствует предъявляемым стандартам, продолжает увеличиваться.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.