Рефераты. Плата за пользование лесным фондом в 2007 году

Согласно ст. 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы устанавливается как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Соответственно, на федеральном уровне должно быть принято постановление Правительства РФ, которым будут утверждены вышеуказанные ставки платы.

В соответствии со ст. 74 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением следующих случаев использования лесов:

- для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;

- для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений;

- для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

- в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Установление порядка заключения договоров аренды не является новацией нового Лесного кодекса. Так, в Лесном кодексе Российской Федерации 1997 г (от 29.01.1997 N 22-ФЗ) этот вопрос регулировался гл. 6, в том числе ст. 31 "Договор аренды участка лесного фонда", 32 "Форма и государственная регистрация договора аренды участка лесного фонда", 33 "Условия договора аренды участка лесного фонда", 34 "Порядок предоставления участков лесного фонда в аренду", а в соответствии со ст. 105 Лесного кодекса 1997 г. размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определялись договором аренды участка лесного фонда.

К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом. В вышеуказанном договоре должны приводиться местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины. В соответствии со ст. 75 Лесного кодекса срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

Согласно ст. 76 Лесного кодекса плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы. При этом минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений устанавливается как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

Порядок утверждения применяемых в этих случаях ставок платы за единицу объема заготавливаемой древесины аналогичен порядку утверждения ставок за единицу объема лесных ресурсов при аренде лесных участков.

Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением отдельных случаев, к которым относится, в частности, заготовка гражданами древесины для собственных нужд.

Статьей 78 Лесного кодекса установлены общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, а ст. 79 Кодекса - порядок организации проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. Взимание платы за участие в аукционе не допускается.

Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на "шаг аукциона". Если после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, аукцион признается несостоявшимся. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона (ст. 80 Лесного кодекса).

Многие эксперты возлагают большие надежды на более эффективную реализацию лесных ресурсов на аукционах, проводимых по правилам, определяемым новым Лесным кодексом. Установленные ранее правила лесных аукционов создавали условия для продажи непрофильным организациям лучшего, отборного, транспортно освоенного лесного фонда, а традиционные лесопользователи, несущие значительные дополнительные расходы на социальные нужды и строительство лесовозных дорог, не могли конкурировать с фирмами-однодневками. Кроме того, сдерживающими факторами аукционной деятельности являлись кризисное состояние лесозаготовительной отрасли, закрепление основной части лесного фонда за неэффективными арендаторами, непродуманная практика выделения лесозаготовителям лимитов на лесосечный фонд во многих субъектах Российской Федерации. Таким образом, распространенные ранее виды приобретения права лесопользования, такие как аренда участков лесного фонда и распределение лесосечного фонда по лимитам, были крайне невыгодны собственнику лесов - государству. Упущенная выгода от использования заниженных по сравнению с аукционной ценой ставок лесных податей составляла, по оценке Счетной палаты, около 5 млрд руб. ежегодно.

В целом, уровень ставок лесных податей в Российской Федерации несравнимо ниже их уровня во всех развитых странах: более чем в 50 раз по сравнению с США, Финляндией и Швецией, в 10 раз - по сравнению с Канадой.

Негативные последствия занижения ставок лесных податей очевидны: нерациональное использование лесосечного фонда; незначительная дифференциация ставок по породно-размерно-качественным характеристикам древесины, не соответствующая фактической потребительской стоимости сортиментов; отсутствие у лесопользователей заинтересованности в развитии инфраструктуры арендуемых участков лесного фонда и в ведении на этих участках долговременного целевого хозяйства; рост доли экспорта круглых лесоматериалов в общем объеме производства.

Следует ожидать, что вышеуказанные отрицательные тенденции будут преодолены при введении нового платного механизма лесопользования в 2007 г.

Отметим, что еще до принятия Лесного кодекса Рослесхоз проводил определенную работу по выработке новых подходов к разработке ставок платы за лесопользование с учетом накопленного опыта в Российской Федерации и в других странах. Известно, что в ходе проведения этой работы апробировались несколько моделей установления ставок и вырабатывался единый методологический подход в формировании наиболее приемлемой из них.

Заключение


В настоящее время еще преждевременно делать окончательный вывод о реализации тех или иных направлений и подходов Рослесхоза к установлению размеров ставок платы, которые должны быть утверждены Правительством РФ в соответствии с нормами принятого в 2006 г. Лесного кодекса. Многие эксперты высказывали пожелания, чтобы новые ставки платы и порядок реализации древесины на аукционах в максимальной степени учитывали рентную составляющую. Напомним, что в Российской Федерации платежи за древесину, отпускаемую на корню, стали исчисляться в конце XIX века как земельная рента, когда Лесной департамент России выпустил для этого специальное наставление. Последний раз лесные таксы Российской империи были рассчитаны чиновниками губернских лесных комитетов в 1914 - 1916 гг. Эти "царские" таксы просуществовали в России до 1930 г. Выдающийся российский экономист М.М. Орлов в свое время говорил, что формула лесной ренты проста, но считать по ней непросто. Адаптируя методику расчета корневой стоимости древесины, предложенную в 1928 г. М.М. Орловым, к современным условиям, известный ученый С.В. Починков (Росгипролес) предлагал следующий порядок вычислений.

Сначала изучается лесной рынок: технологическая структура спроса на лесоматериалы круглые (по сортиментам); динамика фактических цен производителей; производственно-технические связи; транспортные расходы.

Затем на основе рыночных цен на конечную лесопродукцию определяется потребительская ценность (эффективность) различных сортиментов круглого леса. Фактические цены на сортименты круглого леса корректируются в соответствии с их рыночной эффективностью.

Далее на основе баланса заготовки и продажи древесного сырья и откорректированных цен на сортименты круглого леса рассчитываются средневзвешенные цены на лесоматериалы круглые по породно-качественно-размерным группам. В свою очередь, на основе сортиментных таблиц и откорректированных средневзвешенных цен на лесоматериалы круглые по породно-качественно-размерным группам рассчитывается товарная стоимость стволов по породам, ступеням толщины, разрядам высот, качеству.

С использованием пооперационных норм выработки и нормативов расхода топлива, электроэнергии, материалов (запасных частей) рассчитывается нормативная себестоимость заготовки стволов в зависимости от породы, ступени толщины, удаленности участка лесного фонда и других производственных факторов. Вычитанием из товарной стоимости нормативной себестоимости заготовки и нормальной предпринимательской прибыли определяется корневая (рентная) стоимость стволов. И, наконец, на основе распределения стволов в насаждении по породам, диаметрам, качеству рассчитывается корневая стоимость ликвидного запаса древесины на участке лесного фонда.

По мнению многих специалистов, отечественный исторический опыт управления лесным сектором, в том числе накопленный в Российской империи, являет собой убедительный пример высокодоходного хозяйствования в лесах, находящихся в государственной собственности.

В Российской Федерации должны быть разработаны нормативные акты, которые позволят повысить эффективность вложений в лесной комплекс, что, в свою очередь, создаст предпосылки для более полной реализации лесного потенциала, а также превращения Российской Федерации в полноправного партнера в международной торговле лесной продукцией с высоким удельным весом переработки.

Короче работа украдена из сети Интернет.

 

 

Литература

1. Плата за пользование лесным фондом в 2007 году "Налоговый вестник", 2007, N 3 В.В.Петрунин

2. Подробный комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации см.: НВ: комментарии... - 2007. - N 2. - С. 2 - 14; N 3. - С. 19 - 31.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.