Рефераты. Особенности законотворчества в Российской Федерации

Однако с момента вступления Путина в должность Пре­зидента последовательное усиление роли Думы как легитимного властного центра и арены разрешения политиче­ских конфликтов было приостановлено. Процесс пошел в обратную сторону. Избрание в Думу в 1999 году пропрезидентского большинства и усиленная работа Президента по навязыванию государству своей воли привели к изо­ляции парламента. Роль парламента заметно изменилась по сравнению с периодом Ельцина. Политическая и фи­зическая слабость Ельцина и, несомненно, импульсив­ная, но все же не подводившая его политическая интуиция позволили парламенту стать чем-то вроде противовеса президентству. При Ельцине баланс между ветвями вла­сти был асимметричным. Президент обладал властью над парламентом, но парламент все же ухитрялся ограничи­вать полномочия Президента и его влияние на публич­ную политику в некоторых значительных областях. Это происходило из-за того, что парламенту удалось найти собственные институциональные средства преодоления фрагментации и создания большинства по вопросам за­конодательства.

В Государственной Думе это выразилось в формировании «коалиции четы­рех» фракций в 2000—2003 годах, а с 2004 года — в то­тальном господстве «Единой России». Что же касается Совета Федерации, то реформы Путина 2000 года лишили верхнюю палату какой-либо политической независимо­сти, позволив ему сформировать большинство в палате по своему выбору. Таким образом, в настоящее время ни одна из палат не имеет ни средств, ни намерений критико­вать Президента. Подобное положение дел вряд ли надо­лго сохранится. Однако переход к более сбалансирован­ным отношениям между ветвями власти потребует значи­тельных изменений с обеих сторон. Президенту придется отказаться от целого ряда неформальных полномочий, ко­торыми он сейчас располагает, а парламенту потребуется зарабатывать независимый политический мандат у элек­тората.

2.2.Российское законодательство  в современных условиях

Современное российское законодательство находится на пере­ходном этапе его преобразования из инструмента командно-административного установления в средство обеспечения политиче­ской и экономической свободы личности, подлинного народовла­стия. Правообразующей базой обновленного российского законода­тельства служит Конституция Российской Федерации, которая объе­диняет и цементирует многоуровневую систему нормативных правовых актов России, определяет пути ее развития.

Становление новой правовой системы протекает довольно сложно и противоречиво в условиях серьезного политического и экономического кризиса и падения жизненного уровня населения. Создание качественно нового законодательства находится в началь­ной стадии, наталкивается на многочисленные рифы и подводные течения антидемократического, а нередко и авторитарного характе­ра, противостояние федеральной власти и региональных структур, законодательных и исполнительных органов.

Безусловно, нет необходимости в том, чтобы ныне все изменить в законодательстве, отбросить и забыть всю предшествующую зако­нодательную практику, включая и многовековой опыт создания и действия правовой системы царской России. Установление новых норм и институтов связано с сохранением прежних, оправдавших себя и способных эффективно действовать в новых условиях, юри­дических установлений. Преемственность — непременное качество правовой системы России. Однако такая преемственность должна иметь аналитически-творческий характер, предполагающий отказ от неоправдавших себя правовых предписаний, узаконивающих ко­мандно-административные методы руководства, ограничивающих свободу и политическую активность граждан/

 Современному российскому законодательству свойственны определенные объективно обусловленные черты, которые постепен­но воплощаются в жизнь и которыми призван руководствоваться российский законодатель. Одним из основополагающих положений является то, что законодательство страны представляет собой важ­нейший инструмент демократизации всех сторон жизни российского общества, обеспечения полновластия народа, установления, гаран­тии и охраны прав и свобод личности. В политической сфере с помощью закона осуществлены и продолжают осуществляться такие поистине революционные преобразования, как кардинальное изме­нение избирательной системы и деятельности представительных органов страны, обеспечение многопартийности и возможности су­ществования оппозиции, гласности, политического плюрализма, контроля за конституционностью принимаемых правовых актов, подлинная свобода слова, митингов, демонстраций. Закон служит гарантией права наций и народностей на свободное и независимое развитие, сохранение и формирование языка, быта, культурных тра­диций малочисленных народов. Ликвидирован ряд несправедливо­стей относительно подвергнутых репрессиям народов, проживаю­щих в Российской Федерации. Существенно преобразуется духовная жизнь общества: создаются условия для свободы мнений и идеоло­гического плюрализма, свободного развития теоретической мысли; запрещена цензура.

Закон должен быть ориентирован прежде всего на человека, на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, на гу­манизацию всего стиля жизни. Правовая система базируется на за­крепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина — обязанностью государства. Знаменателен тот факт, что пересмотр положений гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» пред­полагает особую, более сложную процедуру, чем изменение ряда других глав Конституции.

Законодательство основано на признании неприкосновенности личности, уважении человеческого достоинства, равенстве в правах независимо от национальной принадлежности, социального положения, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, партийной принадлежности, недопустимости лишения или ограничения естествен­ных неотъемлемых прав личности, на обеспечении свободы частной собственности, предпринимательства, идеологии и убеждений, приоб­ретения и изменения гражданства, права обжаловать в суд действия администрации, ущемляющие права и законные интересы граждан.

Законодательство в условиях рыночной экономики призвано за­ботиться о личности, ее охране и защите от стихии рынка, способст­вовать социализации общества. Для современной России оптималь­ной моделью является рыночная экономика с достаточно высоким уровнем государственной регламентации. С помощью закона регу­лируются в определенных пределах цены и тарифы, устанавливают­ся социальные льготы, пособия и выплаты для социально незащи­щенных слоев населения, гарантии при проведении приватизации, осуществляются индексирование зарплаты, совершенствование на­логообложения, защита прав потребителей и т. д. Правда, конкрет­ных законодательных решений, направленных на заботу о личности, удовлетворение ее материальных и духовных потребностей, социа­лизацию общества, ныне пока еще явно недостаточно, а те решения, которые приняты, не всегда материально обеспечены и реально ис­полнены. Ярким примером может служить, в частности, федераль­ный закон о ветеранах, который в значительной степени не выпол­няется в силу своей денежной необеспеченности.

За последние десятилетия все больше проявляется новая, посто­янно развивающаяся черта правового статуса личности, — провоз­глашение и охрана прав и свобод с помощью общепризнанных норм международного права.

 Российское законодательство служит предпосылкой и основой для нормального и эффективного функционирования хозяйственно­го механизма в условиях становления рыночных отношений. Ныне это одно из его основных назначений, главный путь реформирова­ния, поскольку рыночные реформы не могут осуществляться без достаточно развитой, научно обоснованной и эффективной норма­тивно-правовой базы. Хозяйственное законодательство призвано обеспечивать внешние условия, порядок эффективного функциони­рования экономического механизма и всех составляющих его под­разделений при обеспечении суверенитета товаропроизводителя, свободы предпринимательства и частной собственности.

Повышенное внимание к правовому регулированию хозяйст­венной деятельности определяется также и тем, что уровень разви­тия экономики, успехи хозяйственной деятельности, рост нацио­нального богатства и благосостояния людей служат исходным фун­даментом для качественного преобразования политической и государственно-правовой системы, становления гражданского обще­ства и правового государства, роста ценности права и укрепления законности, экологической безопасности. Успехи в хозяйственных преобразованиях— основа реального обеспечения народовластия, свободы личности.

Возрастание роли законодательства в сфере хозяйственных от­ношений достаточно хорошо просматривается на динамике законодательной деятельности. Ныне принято несравненно больше законов и иных нормативных актов по хозяйственным вопросам, нежели раньше, и именно они составляют основную часть правотворческих решений. Так, Государственная Дума за последние годы приняла по гражданскому праву и предпринимательству, финансам и кредиту законов больше, чем в какой-либо иной отрасли федерального зако­нодательства. Это объясняется и тем, что в данной сфере значитель­но расширен круг регулируемых отношений и созданы новые право­вые институты (малого предпринимательства, ценных бумаг и др.).

Законодательство призвано также упорядочивать цены в опре­деленных установленных пределах, защищать права потребителя, обеспечивать охрану и рациональное использование собственности, бороться с хозяйственными правонарушениями, незаконной моно­полистической деятельностью, ущербными, вредными для общества формами ведения хозяйства (производство наркотиков, продуктов ненадлежащего качества и т. д.). Именно с помощью правовых ры­чагов экономика призвана стать социализированной, соединяющей инициативу товаропроизводителя, его стремление получать макси­мальную прибыль с обеспечением потребностей личности, ее прав и свобод, заботой о социально незащищенных слоях общества (детях, инвалидах, пенсионерах и т. п.).

Для правовых актов настоящего времени, причем не только в сфере гражданского и предпринимательского права, характерно восстановление цивилистических понятий, используемых еще в римском праве и практически «забытых» в недавнем советском прошлом (офшор, залог, вексель, траст, ипотека и др.). Все активнее возвращаются в правовую систему такие проверенные, оправдавшие себя многовековой практикой, принципы, как диспозитивность, ра­венство сторон торгового оборота и др. Восстановлены в своих пра­вах частное право как самостоятельная отрасль, а также многие тра­диционные цивилистические воззрения и юридические принципы.

 Количественный анализ действующего нормативного массива в РФ показывает существенный рост объема как законов, так и под­законных нормативных правовых актов практически на всех уров­нях — федеральном, региональном и муниципальном. Можно сказать, что Россия в настоящее время переживает своеобразный правотворчсский бум. За последние годы Государственная Дума подготавливает в среднем за год от 200 до 300 законопроектов, а становятся законами примерно около 150-200. Ничего подобного не было в предшествующий, так называемый «застойный» период раз­вития нашего государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.