Рефераты. Налоговое законодательство

     Однако анализ налогового законодательства субъектов Федерации позволяет сделать вывод о спонтанном характере его развития, не учитывая интересы рынка в целом.

     Это выражается в некоторой оторванности налогового законодательства от основных институтов и принципов, уже установившихся на федеральном уровне; в эпизодическом характере регулирования определенных типов отношений; недостаточном внимании к установлению механизмов исчисления и оценки стоимости природных ресурсов, принадлежащих территориям: и, наконец, в неприятии соответствующих мер по усилению территориального и местного контроля за налогом на имущество предприятий и физических лиц.

     Проблема может быть поставлена гораздо шире – определить влияние налоговой и экономической политики субъекта Федерации на процесс принятия законодательных актов в налоговой сфере. Разная социально – экономическая политика субъектов не способствует становлению единого налогового пространства и усложняет реализацию регулятивных, контрольных и других функций налогообложения.

     В законодательстве субъектов Федерации неоправданно велика доля о льготном налогообложении и особых режимах уплаты налогов, что часто неадекватно возможностям бюджетов разного уровня. Наблюдается тенденция к замене налоговых механизмов мерами финансового взыскания, бюджетного регулирования, административного контроля. Тем не менее положительным моментом в развитии налогового законодательства регионов является повышение стимулирующей и координирующей функций налогообложения.

     Сфера налогового регулирования, входящая в компетенцию субъектов Российской Федерации, включает общие и особенные налоговые нормы. Существует значительное видовое разнообразие налоговых норм и законодательных актов, которые можно разделить на три группы. К первой относятся законы субъектов Федерации, включающие нормы, регулирующие налоговую и бюджетную политику, налоговую систему. Они определяют общие принципы налоговой политики на территории региона, виды налогов, собираемых в рамках конкретного субъекта Федерации и на территории муниципальных образований, формы и методы налоговой деятельности субъекта Федерации. Ко второй группе относятся законы, обеспечивающие регулятивные функции налогообложения для обеспечения социально – экономических интересов региона, законы о налоговых льготах и налоговом кредитовании. К третьей группе относятся законы о ставках  местных налогов, о порядке исчисления и уплаты налогов на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.

     Как отмечалось выше, в развитии налогового законодательства субъектов Федерации наблюдаются определенные тенденции к установлению чрезмерного количества налоговых льгот, что, при ослаблении государственного контроля, наносит ущерб интересам бюджетного процесса. Налоговые льготы для развития регионов и усилением ответственности за их использование.

     Развитие налогового законодательства субъектов Федерации осуществляется в рамках их конституционных полномочий. Конституция РФ в гл..3 закрепила новых статус российских субъектов Федерации как равных внутри государственных территориальных  образований.

     Конституция РФ обеспечивает и защищает значительную часть прав субъектов Федерации, определяет границы их полномочий во внешнеполитической деятельности, устанавливает в пределах их компетенции полномочия в финансовой сфере, ограничивает рядом условий возможность выхода их Федерации по собственному волеизъявлению. Наряду с этим в круг полномочий субъектов входит определенная часть самостоятельных политических и значительная часть экономических прав, в том числе и в налогово-бюджетной сфере. К сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов относятся установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и др.

     Государственные налогово-бюджетные меры, в соответствии с Конституцией РФ, являются важными инструментами обеспечения федеральной и региональной финансово – экономической сбалансированности при существовании различных форм собственности, методами стимулирования национального производства.

     Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 утверждены « Основные положения региональной политики в Российской Федерации», определившие методы и формы реализации различных направлений региональной политики, включая совершенствование финансовых и налоговых отношений между Федерацией и ее субъектами, между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В основных положениях устанавливается система мер для реализации региональной экономической политики в налогово-бюджетной сфере, целью которой является закрепление за субъектами постоянных и достаточных финансовых и налоговых источников доходов для самостоятельности формирования бюджетов. Фактически Указом  были закреплены уже сложившиеся тенденции в развитии налогового законодательства субъектов Федерации.

     Принимая налоговые законы, субъекты Федерации должны обеспечить:

во- первых, бездефицитность собственного бюджета и бюджетов местного самоуправления;

во – вторых, разграничение собственно налоговых полномочий субъекта и Федерации по осуществлению социально – экономической политики, формированию доходных и расходных статей бюджетов, использованию налогов;

     налоговое регулирование собственными методами и свое право принятия решений о масштабах и направлениях использования бюджетных средств.

     Налоговые освобождения субъектам Федерации предоставляются на программной основе, включающей заключение договоров о налоговом кредитовании и долгосрочных финансовых соглашений, анализ инвестиционных проектов и разработку схемы инвестиционного процесса.

     Правовые нормы, регулирующие эти отношения, должны быть составной частью закона о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Российской Федерации. Пока же это делается на уровне отдельных федеральных актов. Примером может служить постановление Правительства РФ « О практике аграрных преобразований в Нижегородской области» от 15 апреля 1994 г., в котором регламентируется механизм выделения области бюджетных ассигнований и определяются налоговые льготы сельскохозяйственным, перерабатывающим и другим предприятиям. Нижегородская область получила от Правительства РФ налоговые льготы для оборонных предприятий. Налоги, перечисляемые в федеральный бюджет, остаются оборонным предприятием в виде инвестиционного налогового кредита под очень низкий процент на пять лет, но условием, что эти средства будут реализованы на перспективные конверсионные программы.

     Другое программное финансирование и создание для этих целей специального налогового – бюджетного режима предусматривается в соответствии с Указом Президента РФ «О проведении в Тульской области эксперимента по созданию организационно – правовых и экономических условий развития агропромышленного комплекса» от 10 марта 1994 г. № 457. Для реализации основной инвестиционной задачи – создания оптового продовольственного рынка в области – установлены особые принципы налогово-бюджетной политики. Государственная Дума РФ приняла Закон об установлении на период эксперимента на территории Тульской области особого порядка налогообложения  и финансирования предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

     Наряду с программными мероприятиями на уровне федерального налогообложения, предусматривающими особый режим сбора налогов для отдельных регионов и отраслей, субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают систему налоговых мер.

     Налоговые нормы, включающие особые режимы налогообложения, устанавливаются субъектами Федерации не только для стимулирования общественно необходимых видов производственной деятельности и обеспечения занятости, но и для привлечения капиталовложений, связанных с улучшением экологической обстановки. Например, распоряжением правительства Москвы от 16 февраля 1994 г. Внесены дополнения в акт о налоговых льготах, поощряющих инвестиции в производственную сферу г.Москвы, касающихся экономической направленности капиталовложений. Специальные налоговые режимы, поощряющие инвестиции, содержатся также в Законах г.Москвы «О ставках налога на имущество физических лиц» от 21 февраля 1996 г.; «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий» от 2 марта 1994 г.; «О льготах по налогу на приобретение автотранспортных средств, плате за землю и государственной пошлине» от 16 марта 1994 г.; «О гостиничном сборе» от 23 ноября 1994 г.; «Об основах малого предпринимательства в Москве» от 28 июня 1995 г.; «О налоговом кредите в городе Москва» от 1 июня 1996 г.; «О ставках и льготах по налогу на прибыль» от 24 июля 1994 г.; «О налоговых льготах в городе Москва» от 1 июля 1996 г.; а также в Законе «О льготном налогообложении в Московской области» от 6 декабря 1995 г.

     Стимулирующие налоговые режимы не являются гарантией стабильности областного или местного бюджета и должны вводиться при одновременном поиске новых источников их пополнения. Кроме того, необходимо совершенствование правового режима контроля за обоснованностью и эффективностью предоставления налоговых освобождений и согласование налогового процесса с бюджетом. Налоговый процесс не должен ущемлять бюджетный. Законодательство о бюджетных правах субъектов Федерации и местных властей должно предусматривать нормы, обеспечивающие стабильность бюджетных поступлений и усиление тенденций к использованию не только налоговых рычагов, но и рычагов государственного фондового рынка.

     В зарубежных финансовых системах эффективно используются государственные, региональные, муниципальные облигационные займы, казначейские векселя, другие ценные бумаги для финансирования инвестиционных программ. Субъекты Российской Федерации также начинают внедрять государственные долговые бумаги на разных уровнях, в ряде субъектов проведена эмиссия областных займов для жилищного строительства и социальных проектов. Но выпуск таких ценных бумаг требует более серьезных гарантий стабильности бюджета области или другого субъекта Федерации, что в значительной мере связано с совершенствованием правовых норм во всех звеньях финансового права Федерации, включая наряду с налогово-бюджетной сферой правовое регулирование рынка государственных ценных бумаг и инвестиционное законодательство. Законодательное закрепление принципов бюджетного выравнивания, четкое разграничение налогово-бюджетных уровней позволяет обеспечить достаточные гарантии владельцам государственных долговых обязательств.

     Принятая 26 мая 1994 г. Правительством РФ Государственная инвестиционная программа пока не является территориально ориентированной; уже в ближайшее время потребуется создание на федеральном уровне специального Фонда регионального развития и соответствующего правого акта бюджетного финансирования, утверждаемого законодательным органом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.