Рефераты. Налоговое право как основной институт финансового права

3.Налоговые реформы в первой половине XIX-началеXX

1При Александре I (177-1825, российский император с 1801) изменения в акты законодательства вносились в части следующих налогов: оборочный налог, гильдейский сбор, пошлина с наследств, гербовая подать, вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, посудный сбор с меди, существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируется система организации сбора налогов. В связи с проведением крестьянской реформы 1861 года была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовой налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков. При этом важнейшим источником государственной казны становятся подушный налог, питейный и таможенный сборы, соляного налога, акциза на дрожжи, акциза на керосин, акциза на табак.

2.В 1818 г. в России издан первый крупный труд в области налогообложения – «Опыт теории налогов» русского экономиста Н.И.Тургенева.

Налогообложение в Советской Росси, СССР и Российской Федерации.

5.Налоги «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа 1922-1929гг.

1.Основной источник доходов бюджета в этот период – эмиссия бумажных  денег, а также контрибуции. 8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учреждается Народный комиссариат финансов (Наркомфин) – центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства. Одним из первых изменений  налогового законодательства после октябрьской революции становится принятие Декрета Совета Народных Комиссаров, 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов» .Декретом предусматривались  твердые сроки налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты – «вплоть до расстрела».

2.В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право становятся средством классовой борьбы. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и СНК от 30\октября 1918г. вводится  единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. Взимался по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем – по плательщикам. Городская и деревенская беднота полностью освобождались от уплаты налога.

3.«Совершенствование» актов налогового законодательства продолжилось в годы гражданской войны. В 1819г. введено положение «Об изобретениях», по которому вознаграждения за изобретения не подлежат налогообложению.

       4 Главным источником доходов местных бюджетов в этот период становится розовый сбор за торговлю, первоначально установленный 3 декабря 1918г.

5  Новая экономическая политика (нэп) начала осуществляться в 1921г., по     решению Х съезда РКП(б). В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства, замена натуральной заработной платы денежной. Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, воспроизводившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Кроме того, вводится ряд «классовых налогов»:индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, трудгужналог.

 

6,Нвалоговая реформа 1930-1932г.г.

     В 1930-1932 г.г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался за счет изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. Налоги и налогообложение во многом утрачивают значение для бюджета.

7. Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941-1965гг.

     Во время Великой Отечественной войны продолжает действовать система обязательных платежей из прибыли государственных  предприятий. В связи с дополнительными потребностями бюджета вводятся новые налоги населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, военный налог, сбор с владельцев скота. В акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц, единой государственной пошлины, налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

8. Реформы налоговой системы в СССР в 1985-1991гг

1.      В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому  в соответствии с положениями Закона СССР от 38 июня 1987г. «О государственном предприятии» устанавливается плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определяется в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

2.      С принятием  30 июня  1987г. Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий  в бюджет. Указом Президиума Верховного Совета  СССР от 21 марта 1988г. устанавливается налог с владельцев транспортных средств .  14 июня 1990г. введен закон «О налога с предприятий, объединений и организаций», который установил обязанность предприятий, объединений и  организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

3.      Вносятся изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан. В соответствии с законом СССР от 23 апреля 1990г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» устанавливаются  самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

4.      Закрепление принципа самостоятельности республиканских и местных бюджетов фактически разрушало прежнюю устаревшую, но целостную налогово-бюджнтную систему СССР. В 1991г. налогообложение и налоговое законодательство используется бывшими Союзными республиками в политических целях – повсеместно принимаются собственные налоги.

5.      В 1990г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год становится Государственной налоговой службой (с1998г-Министерство РФ по налогам и сборам). В 1991г. Указом Президента СССР вводится налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

9.Становление налоговой системы РФ.

 1.Основы налоговой системы и системы налогового законодательства РФ формируются в октябре-декабре 1991 г. Законами РФ от 11 и 18 октября 1991г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6-7 декабря 1991г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о  подоходном налоге с физических лиц и т.д. Принят Закон РФ от 27 декабря 1991г. №2118-1 «Об основах налоговой системы  в РФ» . Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992г.

2.Кроме того в 1992г.было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РФ , преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции РФ.

   3.В  1998г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000г. – вторая.  В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства РФ.



2.Место и роль налогового права в системе российского права.

  Налоговое право РФ рассматривается, как правило, с трех точек зрения: как отрасль(подотрасль) российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

 Понятие и предмет налогового права.

Эффективное финансовое  обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует  выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных, социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов  являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения. В РФ отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права – финансовым правом. Под предметом финансового права понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.

В свою очередь, налоговое право – это отрасль системы права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) составляют предмет налогового права. Система таких отношений представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.