Рефераты. Международные неправительственные организации

Некоторые неправительственные организации не имеют фиксированного членства; существуют лишь регистрационные центры этих организаций в различных странах.

Нередко в одной и той же неправительственной организации встречается членство нескольких категорий. Международная ассоциация социального обеспечения имеет, например, действитель­ных (полноправных) и ассоциированных (с правом совещательно­го голоса) членов.

Бюджеты неправительственных организаций, как правило, складываются из взносов национальных организаций, отдельных лиц, частных пожертвований, фондов, а иногда и взносов прави­тельств (например, Всемирная федерация глухих, Международная добровольная служба).

Каких-либо специальных международно-правовых актов, регулирующих деятельность МНПО, не существует. Некоторые правовые отношения МНПО регулируются внутренним законодательством отдельных стран и чаще всего по аналогии с правовым положением национальных неправительственных организаций.

Характеризуя правовую природу МНПО, следует отметить, что в российской доктрине международного права преобладают мнения о том, что они не являются субъектами международного права, однако вполне могут выступать в качестве субъектов международно-правовых отношений1.

Учитывая практический вклад неправительственных организаций в развитие современных международных отношений и права, разные ученые признают за ними субъектов международного права со специальной правосубъектностью2.

Главная функция международных неправительственных организаций заклю­чается в установлении связей между государствами и негосударственными сегментами. В этом случае неправительственные органи­зации выступают как бы в качестве неполитического образования и способны действовать в таком качестве как на национальном, так и международном уровне. Такая возможность основывается на возрастающем доверии. Одним из факторов, способствующих ус­тановлению доверия между правительствами и неправительствен­ными организациями, является то, что многие неправительствен­ные организации проходят национальную регистрацию своих уч­редительных актов, в которых изложены их цели и задачи.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах. Назовем некоторые из них:

·                    Информационная: МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Также они распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

·                    Консультативная: МНПО дают советы и консультации

организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

·                    Правотворческая: МНПО традиционно участвует в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например, Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.

·                   Контрольная: все больше возрастает роль МНПО в обеспечении

соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО, действующих в области прав человека и демократии, например, Международная амнистия, Международная федерация прав человека, Международная комиссия юристов, контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функции выполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например, Международный Зеленый Крест.

·                    Следственная: МНПО неоднократно создавали специальные

следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 году), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например, Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.


2.2 Статус международных неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других международных организациях


В настоящее время большинство специализированных учреждений и вспомогательных органов ООН имеют постоянные отношения с международными неправительственными организациями и предоставляют им различные категории консультативного статуса.

Хотя первенство в установлении консультативных отношений с МНПО и принадлежит старейшему специализированному учреждению ООН – МОТ, но Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) имеет более разработанную систему связей с МНПО, что позволяет осуществлять активное сотрудничество с большим количеством МНПО.

Среди специализированных учреждений ООН ЮНЕСКО выделяется широтой диапазона своей деятельности. Роль ЮНЕСКО в межгосударственном сотрудничестве в области образования, науки и культуры довольна велика1.

Первоначальные положения об отношениях между ЮНЕСКО и МНПО были сформулированы в Уставе ЮНЕСКО.

Согласно п. 4 ст. 10 Устава ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры может принимать надлежащие меры для организации консультаций и обеспечения сотрудничества с международными неправительственными организациями, занимающимися вопросами, входящими в круг ее ведения, а также возлагать на них конкретные поручения. Это сотрудничество может также осуществляться путем участия представителей указанных организаций в работе консультативных комитетов, созданных Генеральной конференцией1.

Международные неправительственные организации в силу целого ряда причин долгое время более эффективно, чем межправительственные организации, действовали в областях обра­зования, науки и культуры, и некоторые из них, например, Между­народный совет научных союзов, накопили немалый опыт в осу­ществлении крупных международных программ.

Первоначально ЮНЕСКО, так же как и ЭКОСОС, предоставляла различные категории консультативного статуса постоянно сотрудничавшим с организацией неправительственным организа­циям на официальной основе. Были установлены три категории консультативного статуса:

А – консультативная и сотрудничающая категория (высшая);

В – информационная и консультативная категория;

С – категория взаимной информации.

Руководствуясь этими положениями, ЮНЕСКО установила официальные отношения на трех различных уровнях или в рамках трех различных категорий примерно с 580 неправительственными организациями.

В соответствии с положениями п. 13 ст. 4 Устава ЮНЕСКО Генеральная конференция может приглашать (по рекомендации исполнительного совета) представителей организаций категории С участ­вовать в работе совещательных комитетов, образованных Гене­ральной конференцией.

Кроме того, важной особенностью ст. 11 п. 4 является указание на отношения лишь с МНПО. Это объясняется тем, что, во-первых, национальные неправитель­ственные организации сотрудничают с национальными комиссия­ми ЮНЕСКО и, во-вторых, тем, что ЮНЕСКО стремилась устано­вить отношения с организациями, выражающими мнение возмож­но более широкого круга общественности или специалистов.

Статус неправительственных организаций, установленный ст. 11 Устава ЮНЕСКО, неуклонно повышался посредством принятия Генеральной конференцией соответствующих директив в 1960, 1966 и 1995 гг. Последняя из них – директива, касающаяся отношений ЮНЕСКО с неправительственными организациями, была принята на 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Ст. 1 Директивы ЮНЕСКО 1995г. устанавливает две категории МНПО:

1.                 вступающие в консультативные отношения;

2.                 поддерживающие ассоциативные связи.

Общими для обеих категорий МНПО являются следующие обязанности:

·                   регулярно информировать Генерального директора о своей деятельности, которая соответствует программам ЮНЕСКО, и о помощи, оказываемой ими для достижения целей ЮНЕСКО;

·                   знакомить своих членов с программами деятельности ЮНЕ­СКО и результатами, которые их могут заинтересовать;

·                   по просьбе Генерального директора давать советы и оказывать помощь в связи с консультацией по подготовке программ и ис­следований ЮНЕСКО в рамках их компетенции; вносить вклад своей деятельностью в реализацию программ ЮНЕСКО, включать в повестку своих совещаний специальные вопросы, имеющие отношение к программам ЮНЕСКО;

·                   приглашать представителей ЮНЕСКО на свои совещания, по­вестка дня которых представляет интерес для ЮНЕСКО; предоставлять Генеральному директору периодические отчеты о своей деятельности, совещаниях и поддержке, оказываемой ЮНЕСКО;

·                   вносить существенный вклад в подготовку доклада Исполнительного совета Генеральной конференции о вкладе НПО в деятельность ЮНЕСКО;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.