Рефераты. Международное морское право

В таких проливах устанавливается транзитный про­ход (пролет) для всех судов (летательных аппаратов). Транзитный проход понимается как осуществление свободы судоходства (и свободы полетов) в соответст­вии с правилами, установленными в ч. III Конвенции 1982 года. Государство, граничащее с проливом, может принимать национальные правовые акты, относящиеся к безопасности судоходства, регулированию движения судов в проливе, предотвращению загрязнения, недо­пущению рыболовства, запрещению погрузки (выгруз­ки и посадки), высадки в проливе. Нормы, содержа­щиеся в таких актах, обязательны для иностранных судов.

Государство, граничащее с проливом, не должно чинить препятствия транзитному проходу, недопусти­мо приостановление транзитного прохода.

Основное отличие транзитного прохода от мирного состоит в том, что при транзитном проходе совершен­но исключена юрисдикция припроливного государства в отношении судов, осуществляющих транзитный проход. Мирный проход не предусматривает пролет лета­тельных аппаратов, транзитный же предусматривает. Подводные лодки при мирном проходе должны следовать в надводном положении, при транзитном — воз­можен проход как в надводном, так и в подводном положении.   

Во-вторых, это проливы, которые соединяют от­крытое море или исключительную экономическую зону с территориальным морем другого государства, а также проливы, которые соединяют одну часть откры­того моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны и образованы островом и конти­нентальной частью государства, когда в сторону моря от острова есть столь же удобный путь в открытом море или исключительной экономической зоне. В таких проливах Конвенция устанавливает мирный проход.

В-третьих, это проливы, в срединной части кото­рых имеется полоса открытого моря или исключитель­ной экономической зоны и в этой полосе есть столь же удобный путь, как и в акваториях, входящих в состав государственной территории прибрежного государства. В таких проливах Конвенция установила свободу судо­ходства.


11. Международные каналы


Наибольшее значение для международного судоход­ства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.

Суэцкий канал открылся для судоходства в 1869 году, а в 1888 году была принята Константинопольская конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, которая действует до настоящего времени Россия — участница этой Конвенции.

Основные положения Конвенции сводятся к следу­ющему. Канал свободен и открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран в мирное и военное время, блокада канала недопустима, военные корабли воюющих стран обязаны проходить канал без останов­ки и в самый короткий срок, в канале и во входных портах, а также в районе трех миль вокруг этих портов запрещается вести военные действия.

В 1956 году Египет национализировал Компанию Суэцкого канала, не заявив каких-либо претензий на пересмотр режима, установленного Константинополь­ской конвенцией. 24 апреля 1957 г. Египет выступил с декларацией, в которой провозглашалось его твердое намерение соблюдать положения Конвенции 1888 года. Декларация была зарегистрирована в Секретариате ООН в качестве "международного соглашения".

Панамский канал был официально открыт в 1920 году. Его правовой режим был разработан до его стро­ительства. В 1901 году США и Великобритания заклю­чили Договор (Хея-Паунсфота) о морском канале, ко­торый соединял бы Тихий и Атлантический океаны. Управление и охрана такого канала поручались США, а режим судоходства должен был быть таким же, какой был установлен Константинопольской конвенцией 1888 года для Суэцкого канала. В 1903 году был заклю­чен договор между США и Панамой о строительстве канала между океанами, для чего США предоставля­лась на территории Панамы на вечные времена полоса шириной в 10 миль. Канал объявлялся нейтральным и свободным для прохода через него судов всех стран в соответствии с Договором 1901 года. Длительная борь­ба панамского народа за возвращение суверенитета над зоной канала завершилась в 1977 году заключением в Вашингтоне между США и Панамой новых договоров о Панамском канале. В соответствии с ними восста­навливается территориальный суверенитет Панамы над зоной канала. После 31 декабря 1999 г. Панама берет на себя функции по его управлению, эксплуатации и обслуживанию. Канал провозглашается "постоянно нейтральным" водным путем, который открыт для судов всех стран. Проход через канал военных кораб­лей всех государств объявляется свободным, однако установлено право первоочередного прохода для воен­ных кораблей США и Панамы.

Кильский канал был открыт для судоходства в 1896 году. Канал был сооружен Германией и на ее террито­рии, и потому она установила режим плавания в нем. После первой мировой войны был определен междуна­родно-правовой режим канала, в соответствии с кото­рым он был открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран (ст. 380 Версальского договора). В 1936 году Германия отказалась от этого постановления Версальского договора и установила разрешительный порядок прохода по каналу военных кораблей. В насто­ящее время проход по каналу регулируется внутренни­ми нормами ФРГ — Правилами плавания в Кильском канале, которыми предусмотрены свобода плавания торговых судов всех стран и уведомительный порядок прохода военных кораблей. Идеальным решением было бы заключение международного договора, одной стороной которого была бы ФРГ, а второй — все заин­тересованные государства.


12. Континентальный шельф


Конвенция о континентальном шельфе 1958 года является первым международно-правовым признанием определенных прав прибрежного государства за преде­лами его государственной территории. Влияние на раз­работку и принятие этой Конвенции оказало нацио­нальное законодательство некоторых стран. Так, 28 сентября 1945 г. была провозглашена Прокламация Президента США о юрисдикции за пределами нацио­нальной территории, хотя отдельные попытки расши­рения прав прибрежного государства на ресурсы мор­ского дна за пределами территориального моря пред­принимались и ранее. К началу работы Первой конфе­ренции ООН по морскому праву уже 20 государств приняли национальные акты о континентальном шель­фе.

Юридическое понятие континентального шельфа, как оно дано в Конвенциях 1958 и 1982 годов, основы­вается на его геологическом понимании, хотя и не совпадает с ним. А потому следует вначале остановить­ся на геологическом определении. Покрытая водами океана часть материка (континента) является его под­водной окраиной и по своему геологическому стро­ению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка расположено ложе океана (абиссальная платформа). Подводная окраина имеет, как правило, три части: а) континентальный шельф — подводное продолжение континента, примыкает к суше, характеризуется посте­пенным уклоном дна и небольшими глубинами покры­вающего его моря; б) континентальный склон, в кото­рый переходит континентальный шельф, характеризу­ется резким и значительным уклоном морского дна; в) континентальный подъем (подножье) — возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзываемых с континентального склона.

Под континентальным шельфом понимаются по­верхность и недра морского дна районов, простираю­щихся за пределами территориального моря прибреж­ного государства.

Внешняя граница континентального шельфа, со­гласно Конвенции 1982 года, проходит по внешней границе подводной окраины материка или на расстоя­нии 200 морских миль от исходных линий, если внеш­няя граница подводной окраины материка не прости­рается на такое расстояние. Если же внешняя граница подводной окраины материка расположена за предела­ми 200 морских миль, то внешняя граница континен­тального шельфа устанавливается по линии, которая соединяет фиксированные точки, определенные путем отсчета от подножья континентального склона спосо­бами, закрепленными в п. 4 ст. 76 Конвенции. Такие точки не должны отстоять более чем на 350 миль от исходных линий, от которых ведется отсчет ширины территориального моря, или на 100 миль от 2500-мет­ровой изобаты.

Внешняя граница континентального шельфа за пределами 200 миль устанавливается с помощью спе­циальной международной процедуры, состоящей в том, что данные о границах своего континентального шель­фа прибрежное государство направляет в специальный международный орган — Комиссию по границам кон­тинентального шельфа. Комиссия дает этому прибреж­ному государству рекомендации об установлении внешних границ его континентального шельфа. Установленные на основе таких рекомендаций внешние границы континентального шельфа являются оконча­тельными и обязательны для всех государств.

Прибрежное государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом в целях его раз­ведки и разработки его природных ресурсов. Под при­родными ресурсами понимаются минеральные и дру­гие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также "сидячие виды" живых организмов. Права прибрежно­го государства в отношении разведки и разработки континентального шельфа являются исключительны­ми, а это означает, что без согласия прибрежного государства ни одно другое государство не может прово­дить разведку на нем и разработку его природных ре­сурсов.

Права прибрежного государства на континенталь­ный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. При этом прокладка подводных кабелей и трубопрово­дов, возведение искусственных островов, установок и сооружений могут осуществляться всеми государства­ми с учетом прав прибрежного государства.

Прибрежное государство проводит отчисления или взносы натурой за разработку неживых ресурсов кон­тинентального шельфа за пределами 200 морских миль. Отчисления начинаются с шестого года эксплуатации соответствующего участка континентального шельфа и, повышаясь ежегодно, устанавливаются в конечном счете на 7% стоимости или объема продукции. Отчис­ления или взносы делаются через Орган, который рас­пределяет их между государствами — участниками Конвенции, учитывая при этом интересы и потребнос­ти развивающихся государств.


13. Международный район морского дна ("Район")


Новацией Конвенции 1982 года является введение  специального правового режима в отношении междуна­родного района морского дна и его недр за пределами национальной юрисдикции. Район и его ресурсы объяв­лены общим наследием человечества, что применительно к Конвенции означает, в частности, недопустимость для любого государства претендовать на суверенитет или су­веренные права или осуществлять их в отношении Райо­на или его ресурсов, запрещение их присвоения и непри­знание всяких притязании и присвоении, а также то, что все права и ресурсы Района принадлежат всему человече­ству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган). Под ресурсами понимаются все минеральные ресурсы, находящиеся на морском дне или в его недрах, извлеченные из Района ресурсы рас­сматриваются как полезные ископаемые. Ресурсы не подлежат отчуждению; полезные ископаемые могут быть отчуждены только в соответствии с положениями Кон­венции (ч. XI) и нормами и правилами, установленными Органом.

Поведение государств в Районе должно быть прони­зано стремлением к поддержанию мира и безопасности и содействию международному сотрудничеству и взаимо­пониманию. Район открыт для использования всеми го­сударствами исключительно в мирных целях. Деятель­ность, под которой понимаются все виды деятельности по разведке и разработке его ресурсов, осуществляется на благо всего человечества, но с учетом при этом интересов развивающихся государств. Особый режим Района не затрагивает правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.

Деятельность в Районе осуществляется и контроли­руется Органом. Все государства — участники Конвен­ции являются членами Органа. Он имеет Ассамблею — орган полного состава. Совет — 36 членов, избираемых Ассамблеей, Секретариат, состоящий из Генерального секретаря и персонала. Своеобразным органом Органа является Предприятие, которое имеет свой Устав (Приложение IV к Конвенции).

Согласно Конвенции, деятельность в Районе осу­ществляется Предприятием и государствами-участни­ками или государственными предприятиями или физи­ческими и юридическими лицами в случае поручитель­ства за них государства-участника. Деятельность про­водится в соответствии с письменным планом, утверж­даемым Советом. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе.

Положения ч. XI Конвенции в значительной мере учитывают интересы и нужды развивающихся стран, препятствуют монополизации деятельности в Районе, предусматривают меры защиты интересов стран-экс­портеров, добывающих на своей территории такие же полезные ископаемые, какие извлекаются из Района.

Указанные положения встретили неприятие их вы­сокоразвитыми странами и прежде всего, конечно, США. Сложившееся положение вело к тому, что эти государства не считали для себя возможным стать участниками Конвенции 1982 года, а без их участия претворение в жизнь положений ч. XI Конвенции становилось по крайней мере проблематичным. Чтобы избежать этого, под эгидой ООН были предприняты усилия, которые привели в 1994 году к одобрению Генеральной Ассамблеей ООН Соглашения об осу­ществлении ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Соглашение изменило многие положения указанной части Конвенции, в которых учитывались интересы и нужды развивающихся государств. Если в соответствии с ч. XI Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, то Согла­шение смысл деятельности в Районе сводит к получе­нию прибыли. Основные положения Соглашения яв­ляются отходом от принципов нового международного экономического порядка, в частности, того из них, который процветание развитых стран увя­зывает с развитием развивающихся стран.



14. Урегулирование споров


Конвенция 1982 года значительное внимание уде­ляет урегулированию споров, которые могут возник­нуть при ее толковании и применении. Конвенция исходит из того, что все споры государств-участников должны решаться мирными средствами в соответствии с п. 3 ст. 2 Устава ООН; спорящие при этом могут обращаться к средствам, указанным в п. 1 ст. 33 Устава. Право выбора мирных средств принадлежит сторонам, находящимся в споре. Если выбранные сторонами мирные средства не привели к решению спора, то применяются предусмотренные в Конвенции процеду­ры, в том числе и согласительная процедура по опреде­ленной категории споров. Конвенция предусматривает обращение к таким средствам, как Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд ООН, арбитраж и специальный арбитраж.

Государство при подписании, ратификации, присо­единении или в любое время после этого может путем письменного заявления выбрать одно средство или не­сколько из них; заявления сдаются на хранение Гене­ральному секретарю ООН. Суд или арбитраж сами решают вопрос о компетенции по переданному им спору. Сторонами в споре являются государства. Ими могут быть и другие субъекты права в случаях, специ­ально предусмотренных Конвенцией.

Решения суда или арбитража окончательны и обя­зательны для участвующих в споре сторон и лишь по данному спору.

Международный трибунал по морскому праву со­стоит из 21 судьи, избранного государствами — участ­никами Конвенции из лиц, обладающих высокими мо­ральными качествами и являющихся признанными ав­торитетами в области морского права. Каждый член суда избирается на девять лет с правом переизбрания. Местопребыванием Трибунала является г. Гамбург. Первым российским гражданином, избранным членом Трибунала, стал профессор А.Л. Колодкин.

Для рассмотрения споров, касающихся морского дна, в Трибунале создается специальная Камера в со­ставе 11 судей.


15. Международные морские организации


Сотрудничество в целях исследования и освоения Мирового океана осуществляется как непосредственно между государствами, так и в рамках международных организаций. Наибольший вклад в развитие такого со­трудничества вносит Международная морская организа­ция — ИМО, являющаяся специализированным учреждением ООН.

Конвенция о создании Организации была принята на Морской конференции ООН в Женеве в 1948 году (СССР в работе Конференции не участвовал). Создавае­мая Организация получила название Межправительст­венной морской консультативной организации (ИМКО). В 1958 году Конвенция вступила в силу, и тогда же стала действовать Организация. В 1975 году было принято решение об изменении названия Организации, причем это решение не только основывалось на формальных соображениях, но и учитывало возросшую роль Органи­зации в вопросах, связанных с деятельностью человека в Мировом океане. Решение вступило в силу в 1982 году, и с этого года Организация стала именоваться Международной морской организацией (ИМО). В настоящее время более 150 государств являются членами этой Орга­низации (СССР — член Организации с 1958 года. Рос­сийская Федерация продолжает членство СССР в Орга­низации с 26 декабря 1991 г.). Около 60 неправительст­венных международных организаций имеют консульта­тивный статус в ИМО.

Основные цели ИМО сводятся к следующему: со­действовать сотрудничеству государств в технических вопросах торгового судоходства, обеспечению безопас­ности на море, эффективности судоходства, предотвра­щению загрязнения моря с судов и рассмотрению свя­занных с этим административных и правовых вопро­сов. Целями Организации являются также поощрение мер, ведущих к созданию нормальных экономических и коммерческих условий эксплуатации торгового флота, развитие связей с международными организа­циями и государствами.

ИМО принимает самое активное участие в разработ­ке международных договоров и других документов, кото­рые в той или иной мере касаются вопросов, входящих в круг деятельности Организации. Вот несколько приме­ров такой деятельности последних лет: Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загряз­нения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года, Протокол 1992 года об изменении Международной кон­венции о гражданской ответственности за ущерб от за­грязнения нефтью 1969 года, Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года.

Организационная структура ИМО является традици­онной для подобного рода международных организаций.

Ассамблея — орган полного состава, порядок рабо­ты сессионный, очередные сессии проходят один раз в два года.

Совет — выборный орган, члены Совета избирают­ся Ассамблеей на два года. Государства представлены в Совете по трем категориям, за каждой категорией за­креплено определенное число мест и выборы проходят отдельно по категориям. Решением 18-й сессии Ассам­блеи в 1993 году число членов Совета увеличено до 40.

В организационную структуру ИМО входит также Секретариат во главе с Генеральным секретарем, чис­ленность персонала невелика — около 300 служащих.

ИМО имеет комитеты: юридический, по безопас­ности на море, по защите морской среды и по техни­ческому сотрудничеству.

Помимо ИМО, действуют такие международные морские организации, как, например, Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Межправительственная океанографическая комиссия (МОК).


16. ЛИТЕРАТУРА


Барсегов Ю.Г. Каспии в международном праве и мировой политике. М.,1998.

Иванов Г. Г. Международная морская организация. М., 1994.

Колодкин А.Л. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 1973.

Коломбос Д. Международное морское право / Пер. с англ. М., 1973.

Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. Основы современного правопорядка в Мировом океане. М., 1986.

Мировой океан и международное право / Отв ред. А.П. Мов­чан, А. Янков. Правовой режим морских прибрежных про­странств. М., 1987.

Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мов­чан, А Янков. Открытое море. Международные проливы. Архипелажные воды М , 1988.

Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мов­чан, А. Янков. Защита и сохранение морской среды. М., 1990.

Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мов­чан, А. Янков. Правовой режим морских научных исследова­ний и передача технологий. М., 1992.

Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.

Современное международное морское право / Отв. ред. М.И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана. М., 1974.

Современное международное морское право / Отв. ред. М.И. Лазарев. Сотрудничество социалистических стран. Эко­номическая зона. Международные морские организации. Раз­решение споров. Проблема ограничения морских вооружений. М., 1984.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.