Рефераты. Международное морское право

Обеспечение безопасности мореплавания. К обязаннос­тям государства флага в открытом море относится приня­тие всех необходимых мер, обеспечивающих безопас­ность в море, в частности, в отношении: а) конструкции, оборудования и годности к плаванию; б) комплектова­ния, условий труда и обучения экипажа; в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столк­новения.  Конкретные нормы содержатся в международ­ных договорах. Так, нормы, касающиеся конструкции судов, имеются в Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Протоколе к ней 1978 года. Вопросы комплектования и подготовки экипажа регули­руются Конвенцией о подготовке и дипломировании мо­ряков и несении вахты 1978 года. Правила, относящиеся к пользованию сигналами и предупреждению столкнове­ний, содержатся в Конвенции о международных прави­лах предупреждения столкновения судов в море 1972 года (МППСС-72).

Обе Конвенции — 1958 года (ст. 12) и 1982 года (ст. 98) — предусматривают, что каждое государство вме­няет капитану судна, плавающего под его флагом, сле­дующие обязанности по оказанию помощи: а) оказание помощи любому лицу, которому угрожает гибель; б) сле­дование со всей возможной скоростью на помощь терпя­щему бедствие; в) оказание необходимой помощи судну, экипажу, пассажирам в случаях столкновения. Конкрет­ные вопросы оказания помощи регулируются Конвен­цией по поиску и спасанию на море 1979 года.


9. Исключительная экономическая зона


Исключительная экономическая зона — новый ин­ститут международного морского права, появившийся в результате работы Третьей конференции ООН по морскому праву. При разработке положений, относя­щихся к исключительной экономической зоне, столк­нулись два подхода — притязания на распространение суверенитета прибрежного государства на значитель­ные пространства открытого моря и стремление сохра­нить в наиболее полном виде свободу открытого моря.  Согласованные решения, которые содержатся в Кон­венции 1982 года (ст.ст. 55—75), достигнуты на основе компромисса о том, что необходимо учитывать при определении правового статуса и правового режима исключительной экономической зоны.

В Конвенции 1982 года исключительная экономи­ческая зона определена как район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией, в соответст­вии с которым права и юрисдикция прибрежного госу­дарства и права и свободы других государств регулиру­ются соответствующими положениями Конвенции (в частности, ст.ст. 87 — 115, в которых речь идет о пра­вовом режиме открытого моря).

Государства вправе устанавливать исключительную экономическую зону в пределах 200 морских миль, причем отсчет ведется от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Следовательно, если государство имеет ширину терри­ториального моря в 12 миль и устанавливает исключи­тельную экономическую зону с внешней границей в 200 миль, то режим исключительной экономической зоны будет действовать на прилегающей к территори­альному морю 188-мильной полосе. Таким образом, внешняя граница территориального моря является внутренней границей исключительной экономической зоны.

При определении правового статуса исключитель­ной экономической зоны следует принимать во внима­ние компромиссный характер соответствующих поло­жений Конвенции 1982 года. В Конвенции нет прямого указания на то, что исключительная экономическая зона есть часть открытого моря, как нет и прямого указания на то, что прибрежное государство устанавли­вает в ней режим в силу своего суверенитета над этим пространством. Статья 55 Конвенции дает основание считать исключительной экономической зоной район открытого моря с особым правовым режимом, рамки которого определены самой Конвенцией. Такой вывод подкрепляется и ст.ст. 36, 56, 58, 78, 88—115.

Права и юрисдикция прибрежного государства. Они исчерпывающе определены в Конвенции 1982 года и сводятся к следующему. Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и со­хранение живых и неживых природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, а также на управление ими. Суверенные права предусмотрены и в отношении других видов деятельности, связанных с разведкой и разработкой этой зоны в экономических целях. К ним Конвенция относит производство энер­гии путем использования воды, течений и ветра. Сле­дует иметь в виду, что права в отношении морского дна и его недр в пределах исключительной экономической зоны осуществляются в соответствии с той частью Конвенции, в которой определяется правовой режим континентального шельфа.

Прибрежное государство, используя суверенные права на живые ресурсы, определяет, в частности, допус­тимый улов в своей зоне. Если возможности самого государства не позволяют ему использовать весь допусти­мый улов в своей зоне, то оно на основе соглашений предоставляет доступ другим государствам. Допускаемые к промыслу иностранные рыбаки соблюдают законы и правила прибрежного государства, которые должны со­ответствовать положениям Конвенции. Чтобы обеспе­чить соблюдение этих законов и правил, власти при­брежного государства могут производить досмотр, ин­спекцию, арестовывать иностранные рыболовные суда и открывать судебное разбирательство в отношении них.

Кроме перечисленных суверенных прав, прибреж­ное государство имеет право осуществлять юрисдик­цию в отношении: а) создания и использования искус­ственных островов, установок или сооружений, б) мор­ских научных исследований и в) защиты и сохранения окружающей среды. Что касается искусственных ост­ровов, установок, сооружений, то прибрежному госу­дарству принадлежит исключительное право на их со­оружение, а также право разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование, как и ис­ключительная юрисдикция над ними. Прибрежное го­сударство может создавать вокруг этих искусственных сооружений зоны безопасности.

Права и обязанности других государств. Все другие государства пользуются в исключительной экономи­ческой зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов при условии со­блюдения соответствующих положений Конвенции 1982 года. Иные свободы открытого моря используются ими в той части, в какой это совместимо с правами и юрисдикцией прибрежного государства в исключительной экономической зоне. Другие государства при осу­ществлении своих прав в исключительной экономичес­кой зоне обязаны соблюдать законы и правила, приня­тые прибрежным государством в соответствии с Кон­венцией 1982 года и иными нормами международного права.


10. Проливы, используемые для международного судоходства


Многие проливы являются единственными или наи­более удобными проходами из одной части открытого моря в другую или служат входом в территориальное море из открытого моря. Такое расположение определяет их значение для международного судоходства. Правовой режим некоторых из проливов (Черноморские, Балтий­ские) был урегулирован международными договорами, для большинства же других сложилась и действует норма обычного международного права, которая была под­тверждена в решении Международного Суда ООН по инциденту в проливе Корфу в 1949 году. Суд уточнил и критерии отнесения пролива к международным, назвав таковым и географическое положение пролива и его значение для международного судоходства.

Правовой режим Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл). Правовой режим этих проливов регулиру­ется ныне Конвенцией, заключенной в 1936 году в Монтрё (Швейцария). Конвенция устанавливает раз­личный режим плавания в проливах для торговых судов и военных кораблей.  Кроме того, на определение режима влияют состояние мира или войны и отноше­ние к воине Турции.

Торговые суда всех государств в мирное время имеют право свободного прохода через проливы и пла­вания в них в любое время суток. Такое же правило действует и на время войны, если Турция не является воюющей стороной. Если же Турция участвует в войне, то свобода прохода и плавания в проливах в дневное время остается у государств, которые не находятся в состоянии войны с Турцией. С каждого проходящего через проливы судна взимаются санитарные и маячные сборы.                     

Конвенция предусмотрела различные правила про­хода через проливы для военных кораблей черномор­ских и нечерноморских держав, установив для вторых определенные ограничения. Эти ограничения касаются типа кораблей (легкие надводные корабли, вспомога­тельные суда), общего тоннажа военных кораблей не­черноморских держав в Черном море (не более 45 000 т) и срока их пребывания в Черном море (не свыше 21 дня).

Черноморские державы имеют право проводить через проливы любые военные корабли; при этом ли­нейные корабли (и приравненные к ним) проходят пролив в одиночку и сопровождаются не более чем двумя эсминцами. Только черноморские державы вправе проводить через проливы подводные лодки, когда те следуют на свои базы после постройки их вне бассейна Черного моря или для ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря. Проход возможен днем и в надводном состоянии.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проливы закрыты для военных кораблей во­юющих государств. Если Турция участвует в войне, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения, что вполне объяснимо, по­скольку ширина Босфора в узких местах всего лишь 0,75 км, а в самых широких не превышает 3,7 км. Для прохода военных кораблей необходимо уведомление, которое посылается Турции за 8 дней до прохода чер­номорскими державами и за 15 дней нечерноморски­ми. Конвенция учитывает интересы морского судоход­ства и безопасность Турции. Поэтому принятые Тур­цией в 1994 году национальные правовые акты, услож­няющие режим прохода через проливы, могут и долж­ны рассматриваться как ее попытка в одностороннем порядке пересмотреть некоторые положения Конвен­ции 1936 года.

Правовой режим Балтийских проливов (Большого и Малого Белып, Зунда). Их правовой режим регулируется Копенгагенским трактатом 1857 года, участницей кото­рого была Россия. Этот договор закрепил отмену так называемых зундских пошлин (сбора, взимаемого Да­нией за проход судов через проливы) и установил сво­боду прохода.

Режиму проливов в Конвенции 1982 года посвящена ч. III. Конвенция вводит понятие "проливы, ис­пользуемые для международного судоходства", которое является более широким по сравнению с понятием "международные проливы", данным Международным Судом ООН в упомянутом выше решении по инциден­ту в проливе Корфу. Помимо проливов, правовой режим которых урегулирован специальными междуна­родными договорами (см. Черноморские и Балтий­ские), Конвенция 1982 года предусматривает еще три вида проливов.

Во-первых, это проливы, которые соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономи­ческой зоны с другой частью открытого моря или ис­ключительной экономической зоны (например, Гибралтарский).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.