Держащее в плену государство может использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей, в частности, для того, чтобы поддерживать их в хорошем физическом и моральном состоянии. Кроме работ по управлению, оборудованию и содержанию в порядке своего лагеря военнопленные могут быть привлечены в принудительном порядке только к работам, относящимся к нижеперечисленным категориям:
а) сельское хозяйство;
б) добывающие или обрабатывающие отрасли промышленности, за исключением металлургической, машиностроительной и химической промышленности, а также общественных работ и строительства, носящих военный характер или имеющих военные цели;
в) работы на транспорте или погрузочно-разгрузочные работы, не имеющие военного характера или назначения;
г) торговая деятельность, искусство или ремесло;
д) работы по домашнему хозяйству;
е) коммунальные услуги, не имеющие военного характера или назначения.
Ни один военнопленный не может быть использован на угрожающих здоровью и опасных, а также расцениваемых как унизительные для военнослужащего держащего в плену государства работах, если он не соглашается на это добровольно. Удаление мин или других подобных снарядов должно рассматриваться как опасная работа.
Кроме того, Конвенция регулирует вопросы, касающиеся денежных средств военнопленных, организации сношений военнопленных с внешним миром и взаимоотношении военнопленных с властями, основании и порядка привлечения их к дисциплинарной и уголовной ответственности.
Нормы современного международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов, определяют меры как общей, так и специальной правовой защиты гражданского населения и отдельных гражданских лиц от последствий военных действий. Общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам независимо от их возраста, пола, расовой или национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Меры специальной защиты устанавливаются для отдельных категорий гражданских лиц и обусловлены либо их повышенной уязвимостью в условиях войны (женщины, дети, раненые и больные), либо спецификой тех профессиональных функций, которые выполняют в период вооруженных конфликтов (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т. д.).
В интересах осуществления общей защиты мирного населения нормами IV Женевской конвенции 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г. определены следующие правила:
1) гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений;
2) гражданские лица должны пользоваться защитой, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях;
3) присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должно использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Стороны, находящиеся в конфликте, не должны направлять передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для достижения подобных целей.
Меры специальной международно-правовой защиты предусматривают осуществление следующих действий. Любая находящаяся в конфликте сторона может обратиться к неприятельской стороне (через нейтральное государство или международные гуманитарные организации) с предложением о создании в районах, где идут бои, нейтрализованных зон, предназначенных для защиты от связанных с боями опасностей больных и раненых комбатантов и некомбатантов. Кроме того, находящиеся в конфликте стороны могут заключать местные соглашения об эвакуации из осажденной или окруженной зоны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей и рожениц и о пропуске в эту зону служителей культа всех вероисповеданий, санитарного персонала и санитарного имущества. Каждая из воюющих сторон по взаимной договоренности должна предоставлять свободный пропуск всех посылок с медицинскими и санитарными материалами, а также предметами, необходимыми для религиозных культов, предназначаемых только для гражданского населения другой стороны, даже если последняя является неприятелем. Она также должна разрешить свободный пропуск всех посылок с необходимыми продуктами питания, носильными вещами и укрепляющими средствами, предназначенными для детей до 15 лет, беременных женщин и рожениц. Более того, находящиеся в конфликте стороны обязаны принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены самим себе и чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитание. Их воспитание, если это возможно, должно быть поручено людям тех же культурных традиций.
Конвенция установила особые правила поведения личного состава вооруженных сил на оккупированных ею территориях. Оккупирующее государство не имеет права принуждать попавшее в его распоряжение местное население служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. Всякое давление или пропаганда в пользу добровольного поступления в армию воспрещается. Оккупирующее государство может направить на принудительные работы только лиц, достигших 18-летнего возраста, и только на работы, необходимые либо для нужд оккупационной армии, либо связанные коммунальными предприятиями, обеспечением населения занятой местности питанием, жилищем, одеждой, транспортом и услугами здравоохранения. Гражданское население оккупированной территории нельзя заставлять выполнять работы, вынуждающие прямо или косвенно участвовать в военных операциях.
Важными являются положения Конвенции, устанавливающие обязанности оккупирующего государства поддерживать необходимые прожиточный уровень и санитарно-гигиеническое состояние местного населения. Оккупирующая сторона обязана при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами. Она должна, в частности, ввозить необходимые съестные припасы, санитарные материалы и другие предметы в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующее государство обязано при помощи всех имеющихся у него средств обеспечить и поддерживать при содействии национальных и местных властей деятельность санитарных и больничных учреждений и служб, здравоохранение и общественную гигиену на оккупированной территории, в частности, принимая и применяя профилактические и превентивные меры, необходимые для борьбы с распространением заразных заболеваний и эпидемий. Санитарному персоналу всех категорий должно быть разрешено выполнять свои обязанности. Оккупирующая сторона может реквизировать гражданские больницы лишь временно и только в случае крайней необходимости для ухода за ранеными и больными военнослужащими и при условии, что будут своевременно приняты надлежащие меры для обеспечения лечения и ухода за больными, находящимися в этих больницах, и для обеспечения нужд гражданского населения в больничном лечении.
И, наконец, Конвенция содержит требования по обеспечению на оккупированной территории должного правопорядка. В соответствии с ее нормами уголовное законодательство оккупированной территории остается в силе, за исключением случаев, когда оно может быть отменено или приостановлено оккупирующим государством, если это законодательство представляет собой угрозу безопасности оккупирующей стороны или препятствует применению настоящей Конвенции. Судебные органы оккупированной территории должны продолжать исполнять свои функции при всех правонарушениях, предусмотренных этим законодательством.
Таким образом, мирное население, оказавшееся в районе боевых действий или на оккупированной территории, находится под защитой международного права. К числу международно-правовых мер защиты военнослужащих и мирных граждан относятся определенные конвенциями запрещенные средства и методы ведения военных действий.
Заключение
Международное гуманитарное право представляет собой совокупность международно-правовых норм, определяющих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих обязательства государств по закреплению прав и свобод, предоставляющих индивидам юридические возможности защиты признаваемых за ними прав и свобод.
Международное право регулирует отдельные аспекты приобретения гражданства (оптация, трансферт), предусматривает разрешение проблем двойного гражданства, определяет статус лиц без гражданства, ориентируя государства на предоставление благоприятных условий для апатридов. Государства обязуются также создавать максимально благоприятные возможности для беженцев, лиц, получивших политическое убежище.
Современное международное гуманитарное право включает нормы, направленные на определение правового положения участников вооруженных конфликтов, запрещение или ограничение методов и средств ведения военных действий. Воюющие стороны обязаны придерживаться правил гуманного обращения с гражданским населением, ранеными, больными, военнопленными.
Список используемой литературы
1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г. ), Конвенция о безгражданстве ( 1961 г.), Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ (1997 г.) // Международное публичное право: Сборник документов - М, 1996. Т.1. С. 460-557.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
3. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №22.
4. Федеральный закон «О беженцах» от 25 марта 1993 г. в ред. От 28 июня 1997 года // ВВС РФ. 1993. №12. Ст. 42.
5. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года с изм. от 20 декабря 1995 года // ВВС РФ. 1993. №12. Ст. 427; СЗ РФ. 1995. №52. Ст. 5110.
6. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3032.
7. Алешин В.В. Режим военного плена // Московский журнал международного права. 1999. №2.
8. Гассер Х.П. Международное гуманитарное право. – М., 1995. - с. 91-107.
9. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. – М.: НИМП, 2001.
10. Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. – М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1999. Том 1, раздел 6; том 2, раздел 14.
11. Кальсховен Ф. Ограничение методов и средств ведения войны. - М., 1994.
12. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М, 1995.
13. Международное гуманитарное право // Перевод Ж. Пикте и др. - М., 1993.
14. Нахлик С.Е. Краткий очерк Международного гуманитарного права. - М., 1995.
15. Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Инфра-М., 2001.
[1] Международное право: Учебник для вузов. Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. - М., 1999. – с. 353.
[2] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М., 2000. – с. 478.
[3] Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Т.2. Старые и новые теоретические проблемы. – М.: 1999. с.383.
[4] Международное публичное право. Учебник / Под ред. К.А.Бекяшева. – М., 1999. – с.184.
[5] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М.: 2000. – с. 151.
[6] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М.: 2000. – с.152.
[7] Российская газета. 14 мая 2003 г.
[8] Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. – М., 1999. с. 112.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6