Рефераты. Международное гуманитарное право

Держащее в плену государство может использовать тру­доспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способнос­тей, в частности, для того, чтобы поддерживать их в хорошем физическом и моральном состоянии. Кроме работ по управлению, оборудованию и содержанию в порядке своего лагеря военнопленные могут быть привлечены в принудительном по­рядке только к работам, относящимся к нижеперечисленным категориям:

а) сельское хозяйство;

б) добывающие или обра­батывающие отрасли промышленности, за исключением ме­таллургической, машиностроительной и химической промыш­ленности, а также общественных работ и строительства, но­сящих военный характер или имеющих военные цели;

в) ра­боты на транспорте или погрузочно-разгрузочные работы, не имеющие военного характера или назначения;

г) торговая де­ятельность, искусство или ремесло;

д) работы по домашнему хозяйству;

е) коммунальные услуги, не имеющие военного характера или назначения.

Ни один военнопленный не может быть использован на угрожающих здоровью и опасных, а так­же расцениваемых как унизительные для военнослужащего держащего в плену государства работах, если он не соглаша­ется на это добровольно. Удаление мин или других подобных снарядов должно рассматриваться как опасная работа.

Кроме того, Конвенция регулирует вопросы, касающиеся денежных средств военнопленных, организации сношений во­еннопленных с внешним миром и взаимоотношении военно­пленных с властями, основании и порядка привлечения их к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Нормы современного международного права, применяе­мые в период вооруженных конфликтов, определяют меры как общей, так и специальной правовой защиты гражданского на­селения и отдельных гражданских лиц от последствий военных действий. Общая защита предоставляется всему граждан­скому населению и отдельным гражданским лицам независимо от их возраста, пола, расовой или национальной принад­лежности, политических или религиозных убеждений. Меры специальной защиты устанавливаются для отдельных катего­рий гражданских лиц и обусловлены либо их повышенной уяз­вимостью в условиях войны (женщины, дети, раненые и боль­ные), либо спецификой тех профессиональных функций, ко­торые выполняют в период вооруженных конфликтов (персо­нал медицинских формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т. д.).

В интересах осуществления общей защиты мирного на­селения нормами IV Женевской конвенции 1949 г. и Дополни­тельного протокола I 1977 г. определены следующие правила:

1)                 гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений;

2)                 гражданские лица должны пользоваться защитой, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях;

3)                 присутствие или передвижение гражданского населе­ния или отдельных гражданских лиц не должно использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объек­ты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Стороны, находящиеся в конф­ликте, не должны направлять передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для достижения подобных целей.

Меры специальной международно-правовой защиты предусматривают осуществление следующих действий. Любая находящаяся в конфликте сторона может обратиться к непри­ятельской стороне (через нейтральное государство или меж­дународные гуманитарные организации) с предложением о создании в районах, где идут бои, нейтрализованных зон, предназначенных для защиты от связанных с боями опаснос­тей больных и раненых комбатантов и некомбатантов. Кроме того, находящиеся в конфликте стороны могут заключать мест­ные соглашения об эвакуации из осажденной или окруженной зоны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей и рожениц и о пропуске в эту зону служителей культа всех вероисповеданий, санитарного персонала и санитарного имущества. Каждая из воюющих сторон по взаимной договоренно­сти должна предоставлять свободный пропуск всех посылок с медицинскими и санитарными материалами, а также предметами, необходимыми для религиозных культов, предназначае­мых только для гражданского населения другой стороны, даже если последняя является неприятелем. Она также должна разрешить свободный пропуск всех посылок с необходимыми продуктами питания, носильными вещами и укрепляющими сред­ствами, предназначенными для детей до 15 лет, беременных женщин и рожениц.   Более того,  находящиеся в конфликте стороны обязаны принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены самим себе и чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание, вы­полнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспи­тание. Их воспитание, если это возможно, должно быть пору­чено людям тех же культурных традиций.

Конвенция установила особые правила поведения лично­го состава вооруженных сил на оккупированных ею террито­риях. Оккупирующее государство не имеет права принуж­дать попавшее в его распоряжение местное население слу­жить в ее вооруженных или вспомогательных силах. Всякое давление или пропаганда в пользу добровольного поступле­ния в армию воспрещается. Оккупирующее государство мо­жет направить на принудительные работы только лиц, дос­тигших 18-летнего возраста, и только на работы, необходи­мые либо для нужд оккупационной армии, либо связанные коммунальными предприятиями, обеспечением населения занятой местности питанием, жилищем, одеждой, транспор­том и услугами здравоохранения. Гражданское население оккупированной территории нельзя заставлять выполнять работы, вынуждающие прямо или косвенно участвовать в военных операциях.

Важными являются положения Конвенции, устанавлива­ющие обязанности оккупирующего государства поддерживать необходимые прожиточный уровень и санитарно-гигиеническое состояние местного населения. Оккупирующая сторона обязана при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабже­ние гражданского населения продовольствием и санитарными материалами. Она должна, в частности, ввозить необходимые съестные припасы, санитарные материалы и другие предме­ты в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующее государство обязано при помощи всех имеющихся у него средств обеспечить и поддер­живать при содействии национальных и местных властей дея­тельность санитарных и больничных учреждений и служб, здра­воохранение и общественную гигиену на оккупированной территории, в частности, принимая и применяя профилактичес­кие и превентивные меры, необходимые для борьбы с распро­странением заразных заболеваний и эпидемий. Санитарному персоналу всех категорий должно быть разрешено выпол­нять свои обязанности. Оккупирующая сторона может рекви­зировать гражданские больницы лишь временно и только в случае крайней необходимости для ухода за ранеными и боль­ными военнослужащими и при условии, что будут своевре­менно приняты надлежащие меры для обеспечения лечения и ухода за больными, находящимися в этих больницах, и для обеспечения нужд гражданского населения в больничном ле­чении.

И, наконец, Конвенция содержит требования по обеспе­чению на оккупированной территории должного правопоряд­ка. В соответствии с ее нормами уголовное законодательство оккупированной территории остается в силе, за исключением случаев, когда оно может быть отменено или приостановлено оккупирующим государством, если это законодательство пред­ставляет собой угрозу безопасности оккупирующей стороны или препятствует применению настоящей Конвенции. Судебные органы оккупированной территории должны продолжать ис­полнять свои функции при всех правонарушениях, предусмот­ренных этим законодательством.

Таким образом, мирное население, оказавшееся в районе боевых действий или на оккупированной территории, нахо­дится под защитой международного права. К числу междуна­родно-правовых мер защиты военнослужащих и мирных граж­дан относятся определенные конвенциями запрещенные сред­ства и методы ведения военных действий.

Заключение

Международное гуманитарное право представляет собой совокупность международно-правовых норм, определяющих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих обязательства государств по закреплению прав и свобод, предоставляющих индивидам юридические возможности защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Международное право регулирует отдельные аспекты приобретения гражданства (оптация, трансферт), предусматривает разрешение проблем двойного гражданства, определяет статус лиц без гражданства, ориентируя государства на предоставление благоприятных условий для апатридов. Государства обязуются также создавать максимально благоприятные возможности для беженцев, лиц, получивших политическое убежище.

Современное международное гуманитарное право включает нормы, направленные на определение правового положения участников вооруженных конфликтов, запрещение или ограничение методов и средств ведения военных действий. Воюющие стороны обязаны придерживаться правил гуманного обращения с гражданским населением, ранеными, больными, военнопленными.

Список используемой литературы

1.     Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г. ), Конвенция о безгражданстве ( 1961 г.), Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ (1997 г.) // Международное публичное право: Сборник документов - М, 1996. Т.1. С. 460-557.

2.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

3.     Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №22.

4.     Федеральный закон «О беженцах» от 25 марта 1993 г. в ред. От 28 июня 1997 года // ВВС РФ. 1993. №12. Ст. 42.

5.     Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года с изм. от 20 декабря 1995 года // ВВС РФ. 1993. №12. Ст. 427; СЗ РФ. 1995. №52. Ст. 5110.

6.     Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3032.

7.     Алешин В.В.  Режим военного плена // Московский журнал международного права. 1999. №2.

8.     Гассер Х.П. Международное гуманитарное право. – М., 1995. - с. 91-107.

9.     Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. – М.: НИМП, 2001.

10. Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. – М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1999. Том 1, раздел 6; том 2, раздел 14.

11. Кальсховен Ф. Ограничение методов и средств ведения войны. - М., 1994.

12. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М, 1995.

13.             Международное гуманитарное право // Перевод Ж. Пикте и др. - М., 1993.

14. Нахлик С.Е. Краткий очерк Международного гуманитарного права. - М., 1995.

15. Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Инфра-М., 2001.


[1] Международное право: Учебник для вузов. Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. - М., 1999. – с. 353.

[2] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М., 2000. – с. 478.

[3] Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Т.2. Старые и новые теоретические проблемы. – М.: 1999. с.383.


[4] Международное публичное право. Учебник / Под ред. К.А.Бекяшева. – М., 1999. – с.184.

[5] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М.: 2000. – с. 151.

[6] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М.: 2000. – с.152.


[7] Российская газета. 14 мая 2003 г.

[8] Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. – М., 1999. с. 112.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.