Рефераты. Международное гуманитарное право

Лицо, намеренное приобрести политическое убежище, должно лично обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы МВД России по месту своего пребывания с письменным ходатайством. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайства о получении убежища оно направляется в Федеральную миграционную службу МВД России, которая после его рассмотрения и получения необходимых заключений направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением. Комиссия, рассмотрев ходатайство лица и соответствующие материалы, вносит свои предложения Президенту Российской Федерации для принятия решения. Если просьба лица о предоставлении ему Российской Федерацией политического убежища удовлетворяется, лицу и членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством, а органы внутренних дел оформляют указанным лицам вид на жительство. В случае отклонения ходатайства дальнейшее пребывание лица на территории Российской Федерации регулируется законодательством, касающемся порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Положение определяет также случаи, когда лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на него. Это – возврат в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства, которую лицо покинуло; выезд на жительство в третью страну; добровольный отказ от политического убежища на территории Российской Федерации; приобретение российского гражданства или гражданства другой страны.

Вопрос № 4. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов

Международное гуманитарное право, включает нормы, созданные с целью защиты прав личности во время вооруженных конфликтов.

Правовое положение раненых и больных из числа военнослужащих впервые было определено Женевской конвенцией 1929 г. об участи раненых и больных. Однако нарушения статуса этой категории лиц в ходе Второй мировой войны привели к тому, что на Женевской дипломатической конференции 1949 г. были приняты уже две конвенции. Положения первой из них касаются установления мер международно-правовой защиты лиц из состава вооруженных сил, которые перестали прини­мать участие в военных действиях вследствие болезни или ранения. Нормы II Женевской конвенции определяют меры за­щиты в отношении военнослужащих, которые, находясь на море, будут ранены, больны или потерпят кораблекрушение. При этом, как определяет ст. 12 указанной конвенции, термин «кораблекрушение» должен применяться ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно про­изошло,  включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море. Важно иметь в виду, что конвенции су­щественно расширили круг лиц, на которых распространяется режим раненых и больных.

Все раненые и больные воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника, считаются военнопленными и к ним должны применяться нормы международного права, касаю­щиеся военнопленных. Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г. распространили их действие и на вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов за осуществление своего права на самоопределение (Протокол I), а также на вооруженные конфликты немеждународного ха­рактера (Протокол II). Таким образом, международно-право­вая регламентация мер защиты раненых, больных и потер­певших кораблекрушение из числа военнослужащих получи­ла свое четкое выражение. Какие меры защиты прав указанной категории лиц содер­жит международное право?

Во-первых, в отношении них запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосно­венность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жесто­кое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; по­сягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.

Во-вторых, раненых и больных должны подбирать и ока­зывать им помощь. Беспристрастная гуманитарная организа­ция, такая как Международный комитет Красного Креста, может предлагать свои услуги сторонам, находящимся в конф­ликте.

В-третьих, сторона, находящаяся в конфликте, во влас­ти которой окажутся раненые и больные, должна обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискримина­ции по таким причинам, как пол, раса, национальность, ре­лигия, политические убеждения или другие аналогичные кри­терии. Строго запрещается каким-либо образом посягать на их жизнь и личность, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения болезнями.

В-четвертых, конфликтующие стороны, когда это позво­ляют обстоятельства, должны заключать соглашения о пере­мирии или о прекращении огня или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими. Равным образом между сторонами, находящимися в конфликте, могут быть заключены местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества.

В-пятых, военные власти должны разрешать населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственному почину подби­рать раненых и больных, независимо от их национальности, и ухаживать за ними. Гражданское население должно относить­ся с уважением к этим больным и раненым. Никто не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными и больными.

В-шестых, постоянные санитарные учреждения и подвиж­ные санитарные формирования медицинской службы не долж­ны ни при каких обстоятельствах быть подвергнуты нападе­нию: находящиеся в конфликте стороны обязаны принять их под свое покровительство и обеспечить им охрану. Попав в руки противной стороны, они могут продолжать функционировать до тех пор, пока захватившая их держава не обеспе­чит необходимого ухода за ранеными и больными, находящи­мися в этих учреждениях.

В-седьмых, госпитальные суда, находящиеся под покро­вительством Женевских конвенций 1949 г. об улучшении учас­ти раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, не должны подвергаться нападению с суши.

В-восьмых, санитарные летательные аппараты, т.е. ап­параты, применяющиеся исключительно для эвакуации ране­ных и больных и для перевозки санитарного и личного состава и имущества, следующие на высоте, во время и по маршру­там, специально предусмотренным соглашением между вою­ющими сторонами, не должны подвергаться нападению.

Правовой режим военнопленных впервые был определен IV Гаагской конвенцией 1907 г. о законах и обычаях сухопут­ной воины, а затем, с учетом событий двух мировых войн, конкретизирован положениями III Женевской конвенции 1949 г. «Об обращении с военнопленными». Указанная Конвенция оп­ределила, что режим военного плена распространяется на тот же круг военнослужащих, что и действие I и II Женевских конвенций.

Какие меры международно-правовой защиты военнопленных предусмотрены конвенцией? Прежде всего, следует указать на то, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Ответственность за обращение с военнопленными несет это государство.

Конвенция устанавливает, что с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездей­ствие со стороны держащего в плену государства, приводя­щие к смерти военнопленного, находящегося в его власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются и должны рассматриваться как серьезные нарушения международного права. В частности, ни один военно­пленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами. Военнопленные рав­ным образом должны всегда пользоваться защитой, в особен­ности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорбле­ний и любопытства толпы. Применение к ним репрессий и ак­тов мести запрещается.

Кроме того, держащее в плену государство должно об­ращаться одинаково со всеми военнопленными, без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, вероис­поведания, политических убеждений или любым другим при­чинам, основанным на аналогичных критериях, за исключени­ем случаев привилегированного режима, который оно может установить для военнопленных по состоянию здоровья, по их возрасту или квалификации.

Положениями Конвенции установлен порядок получения сведений о военнопленном. Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свою фамилию, имя и зва­ние, дату рождения и личный номер или, за неимением тако­вого, другую равноценную информацию. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не должны применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, которые откажут­ся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям. Военноплен­ные, которые не могут дать сведений о своей личности из-за своего физического или психического состояния, должны быть переданы на попечение медицинской службы, а их личность должна быть установлена иными средствами. Допрос военно­пленных должен проводиться на языке, понятном для них.

Важнейшими положениями Конвенции следует считать те, которые определяют правила размещения военнопленных и привлечения их к различным работам. Военнопленные долж­ны располагать в той же мере, что и местное гражданское население, убежищами против воздушных налетов и других опасностей войны. Помещения, предназначенные военнопленным для инди­видуального или коллективного пользования, должны быть полностью защищены от сырости, в достаточной мере отапли­ваться и освещаться, особенно в промежуток времени между наступлением темноты и установленным часом выключения света. Должны приниматься все противопожарные меры. Ос­новной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных и не допускать потери веса или явлений, связанных с недостатком питания. Следует также считаться с привычным для пленных режимом питания. Держащее в плену государство должно снабжать работающих военнопленных необходимым дополни­тельным питанием в соответствии с работой, которую они выполняют. Одежда, белье и обувь должны выдаваться военно­пленным в достаточном количестве. При этом должны учиты­ваться климатические условия местности, в которой находят­ся военнопленные. Форменная одежда неприятельских армий, захваченная держащим в плену государством, может быть использована для обмундирования военнопленных, если она соответствует климатическим условиям. Кроме того, работающие военнопленные должны получать соответствующую одежду везде, где этого требует род их работы. Держащее в плену государство обязано принимать все меры гигиены, необходимые для обеспечения чистоты и благоприятные для состоянии лагерей и для предупреждения возникновения эпидемий. Военнопленные должны располагать днем и ночью санитарны­ми установками, отвечающими правилам гигиены и содержащимися в постоянной чистоте. Во всех лагерях,  в которых помещаются женщины-военнопленные, для них должны предоставляться отдельные санитарные установки. Каждый лагерь для размещения военнопленных должен иметь соответствующий лазарет,  где военнопленные могут получать помощь, в которой они могут нуждаться, и где им будет предо­ставлен необходимый режим питания.   В случае надобности должны быть организованы изоляторы для заразных и ду­шевнобольных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.