Рефераты. Международное экономическое и международное экологическое право

1) Окружающая среда - общая забота человечества. Смысл этого принципа заключается в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Например, в преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. говорится,   что   сохранение   биологического   разнообразия   является общей задачей всего человечества.

2) Принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами предусматривает суверенное право каждого государства разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды.

3) Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Данный принцип закреплен в Договоре о космосе 1967 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

4) Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов означает, что все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде.

5) Рациональное использование окружающей среды. Этот принцип характеризуют следующие элементы: рациональное планирование и управление возобновляемыми и не возобновляемыми ресурсами земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.

6) Предотвращение вреда. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство, которые влияют или могут повлиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окружающей среде или его существенного изменения.

7) Запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению применения тех методов и средств, которые могут причинить серьезный ущерб окружающей среде.

8) Ответственность государств. Согласно этого принципа государство несет политическую или материальную ответственность в случае нарушения соответствующего международно-правового обязательства.

Государства несут и гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде ее физическими или юридическими лицами или лицами, действующими под его юрисдикцией или контролем. Это предусмотрено Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами 1993 г., Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. и др.


Вопрос № 4. Международно-правовая охрана объектов окружающей среды.


Охрана морской среды.

Научно-технический прогресс отрицательно сказался на жизнеспособности океана - интенсивное судоходство, активация добычи нефти и газа в водах континентального шельфа, сбрасывание в море нефтяных и радиоактивных отходов привели к тяжелым последствиям: к загрязнению морских пространств, к нарушению экологического равновесия в Мировом океане.

В целях охраны Мирового океана, принят целый ряд многосторонних и региональных соглашений. Лондонская Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. стала первым договором, возложившим на государства определенные обязательства по защите морской среды. Конвенция запрещает слив нефти и смеси с судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать порты установками по приему остатков нефти с судов.

Конвенция  по   предотвращению загрязнения моря сбросами   отходов   и других материалов 1972 г., выделяет три группы веществ: для сброса которых требуется предварительное специальное разрешение; предварительное общее разрешение; сброс которых вообще запрещен. Приложение I называет среди последних, в частности, хлор-органические соединения, ртуть, кадмий, устойчивые пластмассы, нефть и ее смеси, радиоактивные материалы, материалы для биологической и химической войны.

По Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. прибрежные государства имеют право инспектировать иностранные суда и осуществлять судебное преследование нарушителей. Ряд районов имеет особенно жесткий режим, где сброс опасных веществ полностью категорически запрещен (Черное, Средиземное, Красное моря; Персидский, Оманский заливы).

Для борьбы с загрязнением значительных пространств принимаются особые меры вмешательства. Брюссельская Конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью предоставляет право прибрежным государствам осуществлять необходимые меры, вплоть до уничтожения судна и груза, если создается опасность серьезного загрязнения побережья и прибрежных вод.

Вопрос возмещения ущерба регулируется Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., а также последующей Конвенцией 1971 г., предусматривающей создание международного фонда для компенсации ущерба за загрязнение.

Охрана атмосферы и космического пространства.

В международном праве нет пока единого универсального акта, который регулировал бы весь комплекс проблем использования и охраны атмосферы. На данном этапе международно-правовое регулирование идет по пути реагирования по наиболее острым проблемам, возникающим в связи с взаимодействием общества и атмосферы. Это прежде всего трансграничное загрязнение воздуха, особенно кислотные дожди, вызываемые двуокисью серы и окисями азота, истощение озонового слоя и глобальное потепление климата вследствие «парникового эффекта».

В 1977 г. была заключена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Государства-участники обязаны не прибегать к использованию средств воздействия на природную среду, имеющие широкие, долгосрочные и серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда друг другу. Под средствами воздействия понимаются любые средства для изменения - путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. содержит общие обязательства государств ограничивать и уменьшать загрязнение воздуха, обмениваться информацией, проводить консультации и мониторинг (контроль качества) воздуха. Позднее Конвенция была конкретизирована Протоколом 1985 г. о сокращении выбросов серы и в 1988 г. - об ограничении выбросов азота.

Конвенция по защите озонового слоя 1985 г. включает нормы общего характера относительно проведения систематических наблюдений, исследований и обмена информацией. Спустя два года, в 1987 г. был принят Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя. Протокол ввел существенные ограничения на производство и потребление фреонов и других озоноразрушающих веществ.

Особую угрозу представляет загрязнение атмосферы радиоактивными выбросами в результате аварий на АЭС и других объектах. Она довольно ощутимо дала о себе знать в чернобыльской трагедии. Поэтому в 1986 г. в Вене были заключены две Конвенции: об оперативном оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

В 1992 г. была принята Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, которая направлена на стабилизацию концентраций парниковых газов на определенном уровне, чтобы не допустить «парникового эффекта» и грозящих в связи с ним климатических изменений.

С охраной атмосферы тесно связаны и меры по предотвращению загрязнения космоса в результате опасных экспериментов, ядерных и иных взрывов. Московский договор 1963 г. запрещает испытание ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. По Договору о космосе 1967 г. государства-участники осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения.

Охрана животного мира.

Международные договоры по охране животного мира можно объединить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию (вид, семейство).

 К первой группе договоров относится Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г. Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира, особенно в Африке, осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов. Конвенция поощряет «одомашнивание» экологически ценных диких животных, призывает установить контроль над торговлей, охотничьими трофеями и производством изделий из них. Запрещаются некоторые виды охоты, например, применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков.

Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г. содержит перечень исчезающих видов животных и мигрирующих видов (более 300) и определяет целью восстановление или обеспечение благоприятного статуса сохранности конкретного мигрирующего вида.

Эффективной мерой охраны диких животных является международно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. В этих целях в    1973 г. заключена Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Ко второй группе договоров относятся: Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. Международная китобойная комиссия (МКК) ежегодно утверждает приложение к Конвенции 1946 г., в котором определяются охраняемые и неохраняемые виды китов, устанавливают открытые и закрытые сезоны и районы промысла; размеры китов каждого вида, разрешенных к убою; типы орудий промысла; способы измерения и учета количества убитых китов. С 1980 г. действует решение МКК о создании в открытой части Индийского океана к северу от 55° южной широты китового заповедника.

В 1979 г. ряд государств Латинской Америки подписали Конвенцию об охране и рациональном использовании ламы-витони, которой запрещается охота на этот вид лам и незаконная торговля ими.

Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. запрещает добычу белых медведей, за исключением следующих случаев: а) для подлинно научных целей; б) в целях сохранения; в) для предотвращения серьезного нарушения рационального использования других живых ресурсов;                  г) местным населением с использованием традиционных методов охоты. Запрещается использовать для добычи белых медведей самолетов и крупных моторных судов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.