Рефераты. Международное экономическое и международное экологическое право

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего Европейского Сообщества, могут иметь не только рекомендательный характер, но и обязательную юридическую силу.

В соответствии с концепцией «мягкого права» юридическая необязательность резолюций, рекомендаций, деклараций лишь формальна: на самом деле в результате разработки и принятия таких актов возникают определенные правовые последствия.

Неоднородность отношений и их участников порождает специфику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующих о переплетении в этой области международного публичного и международного частного права, о взаимодействии международно-правовых и внутригосударственных норм.

Кроме того, целый ряд институтов и подотраслей международного экономического права является частью также других институтов и отраслей международного права, например, права международных организаций, права договоров, права мирного разрешения споров.

Цели и принципы международного экономического права.

В соответствии с Уставом ООН целями международного экономического права являются: содействие экономическому и социальному прогрессу всех народов; создание условий стабильности, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами; повышение уровня жизни, полной занятости населения в условиях экономического и социального прогресса.

Принципы:

Принцип свободы выбора формы организации внешнеэкономических связей означает, что все народы вправе свободно и самостоятельно выбирать пути своего политического, экономического и социального устройства без какого-либо вмешательства извне.

Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью свое наиболее полное выражение нашел в Хартии экономических прав и обязанностей 1974 г., где сказано: «Каждое государство имеет и должно осуществлять полный постоянный суверенитет над всеми богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию, а также каждое государство имеет право на национализацию и экспроприацию иностранной собственности (но предусматривается выплата компенсации в случае национализации)».

Принцип экономической недискриминации – означает не ухудшать для другой страны своих нормально действующих, общих для всех стран условий.

Принцип справедливого экономического сотрудничества и взаимной выгоды предусматривает добровольный характер волеизъявления и равенства прав и обязанностей сотрудничающих сторон, реализуемых ими для получения взаимной и справедливой выгоды от всех форм сотрудничества.

Принцип (режим) наибольшего благоприятствования означает юридическое обязательство государства предоставлять государству – партнеру льготные условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны.

Национальный режим предусматривается в некоторых торговых соглашениях и означает, что, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальных физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений. Обычно это касается гражданской правоспособности иностранных лиц, включая судопроизводство. Уравнивание статуса иностранцев с местными гражданами в экономической деятельности невозможно, т.к. это поставило бы под угрозу национальную экономику (достаточно вспомнить последствия распространенных в прошлом режимов «равных возможностей» и «открытых дверей», которые навязывались зависимым государствам).

Преференциальный режим предусматривает предоставление особых (чаще всего торговых, таможенных) льгот, не распространяющихся на третьи страны. Конференция по торговле и развитию (ЮНИТАД) рекомендует развитым странам предоставлять развивающимся странам односторонние уступки без распространения их на развитые страны, а также, чтобы преференции, предоставляемые развивающимися странами друг другу не распространялись на развитые страны.

«Всемирный экономический форум опубликовал Доклад о конкурентоспособности, где Россия заняла лишь 58-е место из 80. Выше нас оказались экзотические Ямайка и Коста-Рика. Ниже  - Украина и Гондурас. А первое место в этом списке вернули себе США, уступавшие его на время Финляндии.

Но самым печальным стал рейтинг газеты деловых кругов США «Уолл-стрит джорнэл», оценившей мировую экономику на предмет свободы, прозрачности и демократичности управления. По уровню свободы Россию поставили на одно из последних мест – 136-е»[5].


Вопрос № 2. Сотрудничество государств в торговой, валютно-экономической и инвестиционной сферах


Межгосударственное сотрудничество в области торговли.

В целях урегулирования торговых взаимоотношений государств в   1947 г. было заключено (первое) многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). В его основе лежат принципы наибольшего благоприятствования и недискриминации. По соглашению всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из стран–участниц, другой стране-участнице, автоматически в силу принципа наибольшего благоприятствования распространяется на все другие страны-участницы ГАТТ. Россия и другие  бывшие республики СССР получили в ГАТТ статус наблюдателя. Полноправными членами ГАТТ они могут стать после установления в них рыночной системы экономики и прохождения длительной процедуры приема. Особо льготными условиями в ГАТТ пользуются развивающиеся страны.

После продолжавшихся в течение 7 лет переговоров, в ходе так называемого Уругвайского раунда (с участием 118 государств) в 1994 г. был подписан Заключительный Акт, представляющий собой своеобразный кодекс международной торговли (только основной текст изложен на 500 страницах). Основными являются соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО), вместо ГАТТ, о таможенных тарифах, о торговле товарами, о торговле услугами, об отношениях и торговых правах интеллектуальной собственности.

ВТО обладает развитой организационной структурой. Высшим органом является Конференция министров, состоящая из представителей всех государств-членов. Работает сессионно, раз в два года. Решения Конференции принимаются консенсусом, т.е. решение считается принятым, если никто официально не заявит о несогласии с ним (но можно и большинством).

Исполнительным органом, осуществляющим повседневные функции является Генеральный Совет, в ведении которого находится орган по решению споров.

Кроме ВТО, в 1964 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), целью которой является содействие в международной торговле, в частной торговле сырьевыми, промышленными товарами и так называемыми «невидимыми статьями» (транспорт, передача технологии, туризм).

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) – вспомогательный орган, создан в 1966 г. для подготовки проектов международных конвенций и других документов.

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК); главная задача – обеспечение стабильности цен на мировом нефтяном рынке, предотвращение их колебаний (Алжир, Венесуэла, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Ирак).

Межгосударственное промышленное сотрудничество.

Под межгосударственным промышленным сотрудничеством понимаются прямые кооперативные связи в области производства, совместная промышленная деятельность, а также иностранные инвестиции в промышленной сфере, техническая помощь.

В 1966 г. была создана Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).

Оперативная деятельность – оказание технической помощи развивающимся странам в осуществлении  конкретных проектов (командирование экспертов, проведение консультаций, поставка кадров).

Вспомогательная деятельность – сбор, обобщение, публикация информации, проведение исследований, конференций.

Функции Всемирной торговой организации:

снижение тарифов – одно из главных направлений деятельности ВТО;

либерализация торговли сельхозпродуктами;

антидемпинговые меры предусмотрены в целях защиты национальной промышленности от более могущественного иностранного конкурента, а также от недобросовестной торговой политики иностранных компаний и правительств;

ограничение субсидий касается мер противодействия субсидируемому экспорту. Субсидии, способные причинить серьезный ущерб интересам договаривающейся стороны, могут быть обжалованы в ВТО. Это предполагается, например, если субсидии превышают 5% стоимости продукта. Не могут быть обжалованы субсидии неблагоприятным регионам, на промышленные исследования и развитие, на улучшение окружающей среды;

технические барьеры в торговле нередко представляют серьезное препятствие для развития экономических связей. Имеются ввиду многочисленные правила ввоза и вывоза, стандарты производства, санитарии, испытаний. Государства обязаны развивать свое право на основе международных стандартов. Это имеет целью интернационализацию правового регулирования, упрощение торговых контрактов и решение вытекающих из них споров. Дополнительно к стандартам качества продукции установлены нормы, относящиеся к процессу производства, например, о применении гормонов или о гигиене на бойнях. Это делается впервые и имеет серьезное значение для здоровья людей;

регулирование торговли услугами. Общий смысл сводится к запрещению дискриминации иностранных услуг и тех, кто их предоставляет[6];

право интеллектуальной собственности – новое направление. Существуют специальные конвенции о защите прав на интеллектуальную собственность: Бернская конвенция о защите произведений литературы и искусства, Римская конвенция о защите исполнителей, производителей фонограмм и радиотрансляционных организаций и др. Десятки лет существует Всемирная организация интеллектуальной собственности, призванная защищать интеллектуальную собственность путем организации сотрудничества государств. Соглашением установлены более высокие стандарты защиты в отношении большинства прав интеллектуальной собственности.

Валютно-финансовая сфера.

Валютно-финансовая сфера включает в себя обязательства в области валютного регулирования и валютного контроля, взятые на себя государствами с целью содействия расширению мировой торговли.

Сотрудничество сосредоточено в основном в рамках Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации.

Принципы международного экономического права (недискриминация, режима наибольшего благоприятствования, национального режима) носят специальный характер, распространяются только на государства, взявшие на себя обязательства применять их по отношению друг к другу.

Характерной чертой специальных принципов международного экономического права является то, что ни один из них не носит абсолютного характера. При определенных условиях государства имеют право отступать от отдельных принципов. Однако в последнее время в развитии международного экономического права все более проявляется тенденция перехода от рекомендательных к обязательным принципам и как следствие – к наличию в международных соглашениях санкций[7].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.