Рефераты. Место и роль Верховной Рады Украины в системе органов государства p> Основной формой парламентского контроля за деятельностью Кабинета
Министров Украины есть рассмотрение и заслушивание отчетов Кабинета
Министров о своей деятельности.

Одними из важнейших направлений деятельности Верховной Рады по осуществлению парламентского контроля есть бюджетно-финансовый контроль и контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Соответственно ст. 9 Конституции контроль за использованием средства Государственного бюджета Украины от лица Верховной Рады осуществляет Счетная палата.

Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины из прав человека.

Одной из основных традиционных форм парламентского контроля являются запросы — парламентские и депутатские- В частности, соответственно
Конституции Украины (ст. 85) Верховная Рада может принять решение о направлении запроса к Президенту на требование народного депутата, группы народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанную не менее чем третью конституционного состава Верховной Рады.

Народный депутат Украины имеет право на сессии Верховной Рады обратиться с запросом к органам Верховной Рады, Кабинета Министров, руководителей других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от подчинения и форм собственности. При этом руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязанные сообщить народного депутата Украины о результатах рассмотрения его заявления (ст. 86
Конституции).

Рядом с законодательной, учредительной и контрольной функциями, как главными функциями парламента. Верховная Рада Украины, как и парламенты многих стран, осуществляет и немало других функций. Это прежде всего функции, аналогичные функциям государства, в частности, из числа объектных функций, то есть тех, что опосредствуют содержание деятельности государства.

Поскольку эти функции государства осуществляют органы государственной власти, в том числе законодательной, то, всем этим органам государственной власти или по крайней мере их подавляющему большинству присущий функции, аналогичные основным объективным функциям государства.

В частности, Верховная Рада как органу законодательной власти осуществляет среди внутренних функций: политические, экономические, социальную, культурную и экологическую функции, а среди внешних — оборонительные, внешнеполитическую, внешнеэкономическую и прочие внешние функции.

Не все из этих функций и соответствующих полномочий Верховной Рады закреплено в Конституции и законах Украины достаточно системно, но в целом они имеют нормативно-правовое закрепление, прежде всего конституционное.

О политической функции Верховной Рады свидетельствуют, в частности, такие ее полномочие, предусмотренные Конституцией Украины, как: 1) определение основ внутренней и внешней политики; 2) заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента про внутреннее и внешнее положение
Украины; 3) рассмотрение и принятие решения относительно одобрения программы деятельности Кабинета Министров (ст. 85 Конституции)

О наличии у Верховной Рады экономической, социальной, культурной и других соответствующих внутренних функций свидетельствуют такие ее полномочие, как: 1) утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития и окружающей среды; 2) утверждение перечня объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации; определение правовых основ изъятия объектов права частной собственности; 3) принятие соответствующих законов, в частности, о правовом режиме собственности; правовые основы и гарантии предпринимательства; правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования; из основ социальной защиты, о формах и видах пенсионного обеспечения; основы регулирование работы и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитание, образования, культуры и здравоохранения, экологической безопасности (ст. 85 Конституции).

О внешних функциях Верховной Рады свидетельствуют такие ее полномочие, как предоставление Верховной Радой в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсацию международных договоров Украины; утверждение на протяжении двух дней из момента обращения
Президента Украины указов о внедрении военного или чрезвычайного состояния в Украине или в отдельных его местностях, про общую или частичную мобилизацию; объявление отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации; одобрение решения о предоставлении воинской помощи другим государствам, направление подразделов Вооруженных Сил Украины к другому государству ли о допуске подразделов Вооруженных Сил других государств на территорию Украины.

Подтверждением наличия у Верховной Рады соответствующих внешних функций есть его законодательные полномочия относительно основ внешнего сношения, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела; относительно основ национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины; относительно правового режима военного и чрезвычайного состояния, которые определяются исключительно законами Украины.

4. Основные формы деятельности Верховной Рады Украины

В становлении парламентаризма почти каждой страны одним из самых сложных, продолжительных и тяжелейших есть установление определенной системы, порядка в работе ее парламента. Это обусловлен многими факторами: содержанием и формами его работы, составом и структурой, статусом и даже личными чертами парламентариев.

Первоочередное значение в установлении порядка работы парламента имеет его нормативно-правовое определение. Порядок работы Верховной Рады, а также ее органов и должностных лиц определяется Конституцией, Регламентом
Верховной Рады, а в дальнейшем Законом о Регламенте Верховной Рады, законами Украины о комитетах Верховной Рады, о статусе народного депутата, другими законодательными актами. Соответственно этих правовых актов основными организационными (организационно-правовыми) формами работы
Верховной Рады есть ее сессии и заседание.

Верховная Рада, отмечается в действующей Конституции, работает по сессии
(ст. 82). Сессии Верховной Рады Украины делятся на очередные и внеочередные. Очередные сессии Верховной Рады начинаются первого вторника злого и первого вторника сентября. В связи с такой конституционной определенностью начала работы парламента очередные сессии не созывают.

Внеочередные сессии Верховной Рады с указанием повестки дня созывают
Председателем Верховной Рады на требование не менее чем трети народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады или на требование
Президента. В случае внедрения военного или чрезвычайного состояния в
Украине Верховная Рада собирается в двухдневный срок без созыва (ст. 83
Конституции).

В случае окончания срока полномочий Верховной Рады во время военного или чрезвычайного состояния его полномочия длятся к дню первого заседания первой сессии Верховной Рады, избранной после отмены военного или чрезвычайного состояния.

Проекты законов, постановлений и прочие документы распространяются среди депутатов во время их регистрации.

Повестку дня очередной сессии Верховной Рады утверждается на каждую очередную сессию. Этот документ включает, как правило, два раздела: у первый — вопроса, полностью подготовленные для включения в рассмотрение на пленарных заседаниях; второй — вопрос, подготовку и доработку которых
Верховная Рада поручает осуществить комитетам, временным комиссиям или соответствующим органам или лицам.

Решение об изменении или включение вопросов из утвержденного в целой повестки дня сессии принимается не менее чем 2/3 голосов депутатов от конституционного состава Верховной Рады. В случае, если из указанного вопроса есть предложение согласительного совета депутатских фракций, групп, решение относительно нее принимается без обсуждения большинством голосов депутатов от конституционного состава.

Заседание Верховной Рады делятся на пленарные, т.е. общие, и заседание ее органов (комитетов и т.п.).

Заседание Верховной Рады происходят, как правило, открыто. Закрытое заседание происходит по решению большинства от конституционного состава
Верховной Рады (ст. 84 Конституции). Основным видом заседаний и тем самым приоритетной организационной формой их работы являются пленарные заседания.

Соответственно Конституции (ст. 84) решение Верховной Рады принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования.

Выводы

Сегодня в Украине полным ходом идет развитие правовой, демократической, социально-ориентированной государства. С этой целью постоянно принимаются новые законы, выдаются постановления и розпорядженния, которые направлены на урегулирование новых экономических политических и других отношений, а также на укрепление государственности и суверенитета Украины, усовершенствования государственной власти.

Понятно, что в системе власти наиболее впечатлительной и малоэффективной есть исполнительная власть, главным назначением и основной функцией которой есть реализация принятых решений. Даже хороший, совершенный закон ничего не достойный, если он не выполняется или выполняется лишь бы как.

До недавнего времени наша наука, в том числе и наука конституционного права, активно возражала необходимость признания и внедрение в жизни принципа «распределения властей», и, соответственно, института президентства, которые считалось «вредными и бесперспективными для советской демократии, чужими и вражескими передовой социалистической форме народовластия». Hе последнюю роль в «отказе права на жизнь» президентства сыграла теория объединения законодательной и исполнительной власти в деятельности механизма властвование.

Отвергая буржуазный парламентаризм, основатели молодого Советского государства отвергнули ту самую теорию и практику распределения властей, которое, по их мнению, выполняла социальный заказ господствующей буржуазии, обеспечивала эксплуатацию широких масс трудящихся.

Другими словами жизни удостоверило:

1) непригодность и даже вредность теории «объединение властей», «одно- властного правления»;

2) необходимость распределения властей как единственно возможной формы организации деятельности верховных властных структур.

Я считаю, что путь реформ, которые выбрала наша страна приведет нас к созданию действительно правовой, демократической, социальноориентованой и экономично процветающего государства.

Список использованной литературы:

1. Конституционное право Украины /Под ред. В. В. Копейчиков. – Киев:

Юринком, 1998

2. Конституционное право Украины /за ред. док. юр. наук проф. В. Ф.

Погорилка. – Киев: Наук. мысль, 1999

3. Общая теория государства и права / за ред. В. В. Копейчиков. –

Киев: Юринком, 1998

4. Марченко «Общая теория государства и права» 1992.

5. Карельский «Теория государства и право» 1993г.

6. Шемеченко «Проблеми розбудови Української держави» 1997р.

7. Жуковський А., Субтельний О. Нарис історії України. – Львів: Вид-во

Наук. Т-ва ім. Т.Шевченка у Львові, 1992. – 230с.

8. Коментар до Конституції України: Наук.-популярне видання. – К.: Ін- т законодавства Верховної Ради України, 1996. – 376с.

9. Конституція незалежної України: Кн. 1: Документи, коментарі, статті. – К.:

Укр. правнича фундація, 1995. – 380 с.

10. Правознавство /Навчальний посібник/ Київ Юрінком Інтер 1998

11. Алексеев С.С. “Теория права” М. 1994г.

12. Карельский “Теория государства и право” 1992г.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.