Рефераты. Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

Первой целью, которой добивались горожане во всех странах феодальной эпохи, было право организации городской жизни на основе самоуправления. Образцом для горожан Беларуси служили нормы права города Магдебурга. Жалованные грамоты на магдебургское право провозглашали три принципа: отмену действовавших прежде обычаев, литовского, русского права; отмену власти и суда над мещанами державцев, помещиков, воевод и всех других чинов великокняжеской администрации на местах; учреждение самоуправления – рады, избираемой горожанами.

Органы великокняжеской власти, в частности, великокняжеский суд, сохраняют за собой право разбора дел мещан лишь в качестве апелляционной инстанции на решения органов городского суда. Но и при этом во всех грамотах оговаривается, что разбор такой апелляции будет производиться в соответствии с нормами магдебургского права.

То, что города Беларуси, по крайней мере крупнейшие, до магдебургского права имели свой суд и свое право, подтверждают источники. Можно лишь предположить, что  местное право видимо мало учитывало специфические нужды и деятельность горожан, новое положение самого города как центра ремесла и торговли. В противном случае трудно понять сам факт замены местного права чужеземным, учитывая столь типичную феодальной эпохе приверженность традиции, старине.

Следовательно, достигнутый уровень городской жизни оказался в противоречии с традиционными правовыми нормами. Видимо, этот конфликт назревал в течение длительного времени и, естественно, ранее других острота его сказалась в крупных городах. Не случайно они первыми получили магдебургское право. Это были, как известно, Брест, Гродно, Слуцк, Полоцк, Минск. Только в смене социальной структуры населения и в изменившемся уровне экономической деятельности городов в качестве центров ремесла и торговли можно найти реальную почву для утверждения в городах Беларуси магдебургского права. Предоставление городам самоуправления было, несомненно, признанием за ними определенной общественной силы, важной роли в судьбах государства. Оно составило целый этап его социально-экономической истории. [6. cтр.78-84]







& 2. Деятельность самоуправления


Согласно магдебургскому праву, рада во главе с бурмистрами должна была собираться в ратуше «не менее одного раза в неделю, либо столько, сколько потребуется». Предметом обсуждения на этих заседаниях должны были служить общие интересы города, «умножение общего блага», предупреждение ущерба, решение возникших тяжб, установление мер к предупреждению дороговизны на продукты питания. Магдебургское право также обязывало раду принимать нужные меры для предупреждения в городе раздоров, «защищать вдов и сирот», искоренить азартные игры (карты, кости и др.). Раде должны были быть «во всем  послушны все ремесленники города». Те из них, кто нарушал устав цеха, подлежали наказанию, которое определяла рада.

Очевидно, что круг деятельности рады был весьма обширен, но главное место отводилось функциям исполнительной и судебной власти. Войту с лавниками магдебургское право отводит только судебные функции. [6. стр.116]

Защиту городского рынка от частновладельческих юридик рада городов нередко осуществляла путем репрессий против ремесленников и торговцев, находившихся под властью феодалов. В Минске, например, рада запрещала им вести торговлю и изгоняла с рынка, В Могилеве по предписанию рады разрушались лавки, построенные на городском рынке частновладельческими горожанами. Отстаивание и расширение привилегий города отражало стремление рады закрепить сословные позиции горожан. Примером такой ее деятельности является «вилькер», т.е. городской статут, принятый жителями Орши в 1621 году. Подтверждая этот статут, королевская грамота от 3 марта 1623 года сообщала, что от имени города к великому князю обратились бурмистр и лавник с просьбой подтвердить данное городу в 1620 г. сеймом, состоявшимся в Варшаве, магдебургское право. Вместе с тем, учитывая, что город «разорен московским неприятелем» и сильно пострадал «от разных своевольных громад», просители настаивали на уточнении и расширении прав городского самоуправления.

[6. стр.126]

Наряду с судебными функциями рада несла ответственность как административный и распорядительный орган. Она наблюдала за ведением торговли, изготовлением и продажей продуктов пекарями, мясниками, рыбаками, солодовниками. Рада устанавливала цены на хлеб, единые меры продажи зерна на рынке. Она осуществляла сбор налогов и поборов, организацию выборов и отчетности городского самоуправления, ведала городскими доходами и земельными участками, устанавливала нормы и правила внутригородской жизни, назначала и освобождала мещан от выполнения тех или иных обязанностей в качестве должностных лиц.

Рада строго следила за тем, чтобы торговля велась только на рынке и категорически запрещала торговлю на улицах и в домах. Например, в 1643 году рада Полоцка приняла 7 сентября специальное решение, в котором предписывала «абы так Заполочане, Заречане и Кабачане не куповали и не важылисе жадное речи, збожа всякого и будованья жадного в домах, а только на рынку» во избежание дороговизны. Такого рода распоряжения содержат книги рады Могилева, Бреста, Гродно, Минска, Слуцка.

О начале торговли возвещала вывешенная над воротами рынка «торговая хоруговка». Первое право покупки продуктов и сырья для ремесленного производства предоставлялось ремесленным мастерам. До тех пор, пока они не произведут нужные закупки, никто не имел права под угрозой конфискации приобретать эти товары. Например, в Могилеве, Бресте, Полоцке солодовники имели право первых покупателей зерна, кузнецы – закупки угля, скорняки – меха и т.д. Вместе с тем рада запрещала закупать нужные для ремесла товары в количестве, превышавшем производственные нужды мастера. Таким путем она стремилась не допустить спекуляции продовольствием и сырьем, в которых города всегда остро нуждались.

Столь же ревностно следила рада за сохранением земельных участков, принадлежавших городу. Каждая попытка феодалов посягнуть на эти земли встречала сопротивление. Распределение участков, передача их во владение, по наследству, купля и продажа производились только с разрешения рады. Каждый такой акт заносился в книгу рады с обязательным указанием, что за полученный или приобретенный участок горожанин обязан нести установленные повинности и поборы в пользу города.

Сложной обязанностью рады был сбор налогов и поборов. Ее выполняли специально назначаемые лица.

В Бресте, Гродно они носили название шафары, в Полоцке, Могилеве – бирчие. Помимо регулярных ежегодных налогов, шедших в казну, горожанам приходилось нести расходы на постой воинских отрядов, расположившихся в городе. На посылку ходатаев в Варшаву «по разным делам города» рада Могилева в 1624 году объявила 8 ставок поборов с лавок и земельных участков.

Не было более трудной и порой опасной обязанности, чем обязанность сборщика налогов. Если, например, для вызова мещанина на суд рады достаточно было «слуге мескому» написать на стене дома адресата мелом извещение о дне явки, как это делалось в Полоцке, то сборщик налога столь простым способом выполнить свою обязанность не мог. В раду он обязан был явиться, собрав определенную сумму денег, которая заранее подсчитывалась. В Могилеве, например, радой заранее проставлялась сумма, которую должна была дать каждая сотня. При подсчете 22 июня 1649 г. оказалось, что вместо предполагаемых 1228 коп с восьми сотен собрано было только 500, при этом бирчие сообщали, что пустые дома и бедные исключают вообще сбор 288 коп грошей. Рада объяснила такой недобор «недбалством» бирчих, но последние заявили, что не смогли взыскать требуемую сумму из-за «бедности людей».

Собирая поборы, формируя бюджет города, рада по истечении срока своих полномочий, длившихся обычно год, представляла отчет. Для выслушивания отчета собирался весь состав рады; в Бресте еще избирали специальных представителей от каждой улицы, входившей в юрисдикцию самоуправления. Процедура отчета носила название «слухание личбы». После утверждения отчета войтом города функции рады считались законченными.

В деятельность рады входили заботы о благоустройстве города, безопасности его жителей. Последнее обеспечивалось главным образом судебными средствами. Сурово карались воровство, поджоги, даже мелкая кража. [ 6. стр.135-137]

Интересами благоустройства и безопасности городской жизни проникнуто специальное решение, принятое радой Несвижа 27 сентября 1589 г. Как гласит само решение, войт, бурмистры, лавники, «вся рада и поспольство» приняли этот «плебисцит, або ухвалу».

Постановление предусматривало ряд мер по благоустройству города и обеспечению безопасности. К первым относился запрет пасти скот у городской крепости, установление побора с каждого жилого участка для ремонта дорог, городских укреплений, предписание, чтобы в каждом доме был построен дымоход. В противопожарных целях постановление обязывало горожан соблюдать осторожность, «беря огонь у соседа», в каждом доме иметь всегда запас воды, очищать дымоходы от сажи. [ 6. стр.138]

Раду беспокоило появление в городе плебейского элемента, о чем свидетельствует требование «не принимать в городе гультяев, люзных, а если такой явится, то дать знать о нем» городским властям.

Главной причиной конфликтов горожан с радой были непрерывные денежные поборы. Рада нередко совершала их незаконно. В 1636 году, например, цехмистры Могилева подали великому князю жалобу, в которой изобличали раду в незаконном взимании купеческого налога с ремесленников, в измышлении поборов, не предусмотренных ни сеймовыми решениями, ни грамотами городу и городским правом. Произвол и беззаконие рады Полоцка во взыскании поборов вызвали в 1615 году протест мещан города, в 1650 году она была изобличена в присвоении 600 коп грошей из городского бюджета.

Неверно было бы, однако, объяснять описанную нами ситуацию только специфическими условиями, в которых находились города Беларуси в XVI – первой половине XVII веков. Характеризуя обстановку, сложившуюся в средневековых городах Фландрии и Германии В.В. Стоклицкая-Терешкович отмечает: «Все правление носило характер грубого произвола. Бремя налогов становилось все тяжелее». Белорусский патрициат вел себя в родном городе точно так же, как его западноевропейский современник либо предшественник в своих городах. [6. стр.139-140]





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Экономическое развитие городов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.