Рефераты. Личные права и свободы гражданина по Конституции РФ p> Необоснованный отказ суда в принятии дела к своему производству и рассмотрении его, неоправданная задержка в рассмотрении дела являются нарушением права гражданина, предусмотренного ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.
Это нарушение может обжаловаться в вышестоящий суд.

3. Право на рассмотрение дела судом присяжных

Суд присяжных впервые был введен в Российской Федерации Законом
Российской Федерации от 16 июля 1993 г. о внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", УПК РСФСР, УК РСФСР и КоАП РСФСР (ВВС
РФ, 1993, N 33, ст. 1313). Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации, вводящим этот Закон в действие, предусмотрено поэтапное учреждение судов присяжных на территории Российской Федерации: с 1 ноября
1993 г. они функционируют в Ставропольском крае, Ивановской, Московской,
Рязанской и Саратовской областях; с 1 января 1994 г. - в Алтайском и
Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях. Предполагается постепенно создавать суды присяжных и в других субъектах Российской
Федерации.

Особенностями суда присяжных является, в частности, то, что в нем в большей степени реализуется коллегиальное начало; решения присяжных в большей мере основываются не на формальном праве, а на здравом смысле и жизненном опыте; решения вопросов факта (доказанности обвинения) и права
(квалификации содеянного и наказания) решаются раздельно соответственно коллегией присяжных и профессиональным судьей. Значительная численность коллегии присяжных (12 основных и 2 запасных присяжных заседателя), случайный характер их подбора, разделение компетенции с профессиональным судьей и более состязательный характер судопроизводства - все это делает рассмотрение дела более объективным и справедливым (прежде всего с позиций народного правосознания), превращая суд присяжных в некую дополнительную гарантию для подсудимого.

Как указывается в ч. 2 ст. 47 Конституции, право на рассмотрение дела судом присяжных принадлежит обвиняемому в случаях, предусмотренных федеральным законом. Федеральный же закон (ст. 421 УПК) устанавливает, что суд присяжных в краевом, областном и им соответствующих судах рассматривает уголовные дела, перечисленные в ч. 1 ст. 36 УПК РСФСР. Как правило, это дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание до 15 лет лишения свободы или смертная казнь.

Решение вопроса о том, в обычном порядке или судом присяжных будет рассматриваться дело, всецело зависит от воли обвиняемого, что ему должно быть разъяснено следователем или прокурором. Если обвиняемый выберет суд присяжных, он должен еще на стадии предварительного расследования заявить об этом ходатайство, которое подлежит оформлению в отдельном протоколе (ст.
424 УПК). Обвиняемый, отказавшийся при окончании предварительного следствия от рассмотрения его дела судом присяжных, не может в последующем настаивать на этом.

Учитывая добровольный характер выбора суда присяжных, законодатель установил, что рассмотрение так называемых "групповых" дел судом присяжных осуществляется лишь в случае, если об этом ходатайствуют все обвиняемые или, при наличии ходатайства хотя бы одного обвиняемого, остальные не возражают против рассмотрения дела с участием присяжных. Если же хотя бы один из нескольких подсудимых по одному и тому же делу возражает против его рассмотрения судом присяжных и выделение в отношении его дела в отдельное производство невозможно, все дело должно рассматриваться в обычном порядке
(ст. 425 УПК).

4. Право на получение квалифицированной юридической помощи

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой не нужно было бы знать и применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и др. - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста.

Юридические службы имеются в министерствах и ведомствах, органах государственной власти и местного самоуправления, на многих предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях. В них работают юристы, знающие специфику соответствующих отраслей народного хозяйства, участков работы. Они оказывают определенную правовую помощь и работающим там сотрудникам.

Часть потребностей в юридическом обеспечении обеспечивает нотариат. При отсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариусы, в частности, удостоверяют сделки; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подписей на документах, перевода документов с одного языка на другой; совершают исполнительные надписи; принимают на хранение документы, выдают свидетельства о праве на наследство.

Оказание юридической помощи гражданам и организациям также является основной задачей адвокатуры. Она отделена от государства, адвокаты им не оплачиваются. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей.
Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее.

Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В члены таких коллегий принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Юридическую помощь оказывают адвокаты, и не состоящие в коллегиях, занимающиеся частной практикой по лицензиям. Порядок выдачи лицензий на оказание платных юридических услуг и условия их осуществления на территории Российской
Федерации определяются Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 15 апреля 1995 г. N 344 (СЗ РФ, 1995, N 17, ст. 1550).

В соответствии с п. 3 этого Положения платные юридические услуги могут оказывать физические лица, имеющие диплом образовательного учреждения
Российской Федерации о высшем юридическом образовании, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет.

Это повышает качество правовой помощи благодаря конкуренции. Значение имеет и то обстоятельство, что существует специализация адвокатов.

Для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации. Для получения юридической помощи можно обращаться в любую юридическую консультацию или к имеющему частную практику адвокату независимо от места жительства.

Юридическая помощь оказывается за плату, определяемую соглашением между адвокатом и клиентом, но в некоторых случаях она оказывается бесплатно. В ст. 22 Положения об адвокатуре установлено, что коллегии адвокатов оказывают бесплатно юридическую помощь, в частности, истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий.

Президиум коллегии адвокатов, а также заведующий юридической консультацией вправе освободить клиента от оплаты юридической помощи полностью или частично с учетом имущественного положения и по другим причинам. Расходы по оказанию юридической помощи в указанных случаях берет на себя коллегия адвокатов.

Юридическая помощь оказывается бесплатно и в других случаях, предусмотренных законом, когда лицо не может оплатить юридическую помощь. В производстве по уголовным делам такие случаи связаны с требованиями ст. 49
УПК об обязательном участии при производстве дознания, предварительного следствия, в суде; обязательно по делам несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и некоторым другим делам.

Орган дознания, предварительного следствия и суд, в производстве которых находится дело, вправе, исходя из имущественного положения гражданина, освободить его полностью или частично от оплаты юридической помощи.

Во всех указанных случаях оплата труда адвоката или другого лица, выполняющего обязанности защитника, производится за счет государства.

Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, их защитниками.

Право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у лица с момента официального предъявления ему притязаний (подозрения или обвинения), связанных с фактом преступления. Лицо, задержанное в качестве подозреваемого в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью защитника с момента задержания, т.е. с момента объявления ему составленного в установленном УПК порядке протокола задержания (ч. 1 ст. 47 УПК; ч. 1 ст.
5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". - СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2759). И хотя фактически свобода человека начинает ограничиваться раньше (при его непосредственном доставлении в дежурную часть ОВД), право на помощь защитника, как и иные процессуальные права подозреваемого, он приобретает только после объявления ему протокола задержания.

Лицо, в отношении которого до предъявления обвинения применена мера пресечения в виде заключения под стражу (ст. 90, 96 УПК), приобретает право пользоваться помощью защитника с момента заключения его под стражу. Под этим моментом УПК (ч. 1 ст. 47) подразумевает объявление подозреваемому постановления о применении в отношении его меры пресечения.

Обвиняемому, т.е. лицу, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 46 УПК), помощь защитника предоставляется с момента предъявления ему обвинения, т.е. с момента объявления ему постановления органа дознания, следователя или прокурора о привлечении в качестве обвиняемого и разъяснения сущности предъявленного обвинения (ст. 148 УПК). Предъявление обвинения должно последовать не позднее двух суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

Устанавливая момент, с которого возможен допуск защитника к участию в производстве по уголовному делу, законодатель не исключает того, что незамедлительное приглашение защитника может оказаться технически невозможным. В этой связи он предусматривает, что, если явка защитника, избранного подозреваемым или обвиняемым, невозможна в течение 24 часов с момента задержания или заключения под стражу, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор вправе предложить подозреваемому или обвиняемому пригласить другого защитника либо обеспечивают ему защитника через консультацию (ч. 2 ст. 47 УПК). В таких случаях до прибытия защитника подозреваемый или обвиняемый может отказаться от дачи показаний и от участия в иных следственных действиях, а лицо, производящее дознание, и следователь должны воздерживаться от проведения таких следственных действий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.