Рефераты. Личные права и свободы гражданина по Конституции РФ p> Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах
России установлен Правилами, которые утверждены постановлением
Правительства РФ от 17 июля 1995 г. Эти Правила подробно регламентируют права и обязанности граждан, связанные со свободой передвижения, места пребывания и жительства, окончательно исключая прописку и заменяя ее регистрационным учетом.

Важное значение имеет закрепление в Конституции РФ права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться (ст. 27). Порядок реализации этого права установлен Законом о порядке выезда из СССР и въезда в СССР советских граждан от 20 мая 1991 г., который объявлен действующим с 1 января 1993 г. постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 г.

Выезд гражданина за рубеж осуществляется по заграничному паспорту, который вправе получить каждый. Паспорт выдается на срок 5 лет (с возможностью последующего продления) органами внутренних дел по месту жительства. Заявление для временного выезда должно быть рассмотрено в течение одного месяца, а в экстренных случаях (срочное лечение, болезнь или смерть родственника) в течение 3 рабочих дней. Заявление для выезда на постоянное место жительства рассматривается в течение 3 месяцев.

Закон строго регламентирует основания для отказа в выдаче заграничного паспорта. Гражданину может быть временно отказано в выдаче заграничного паспорта, если он осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, или связан контрактными обязательствами, против него возбуждено уголовное дело, он осужден за совершение преступления, уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, сообщил о себе заведомо ложные сведения, подлежит призыву на военную службу, ему предъявлен гражданский иск в суде, по приговору суда он признан особо опасным рецидивистом или состоит под административным надзором милиции. Данный перечень является исчерпывающим и каждое основание прекращает свое действие по истечении определенного времени (до отбытия наказания, до исполнения обязательств, до окончания срока военной службы и др.).

Специально и подробно регламентируется выезд граждан, владеющих государственной тайной (отнесение сведений к ней осуществляется в соответствии с Законом о государственной тайне от 27 июля 1993 г.). Таким гражданам выезд может быть не разрешен до истечения пятилетнего срока с момента прекращения их доступа к таким сведениям, но специальная комиссия
Правительства РФ в отдельных случаях может продлить этот срок. Эта комиссия также рассматривает жалобы на отказ в выдаче паспорта в связи с государственной тайной. Правительством создана также Межведомственная комиссия по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с отказами в выдаче заграничного паспорта или временными ограничениями на выезд за рубеж. Комиссия обязана ответить гражданину по существу его жалобы в письменной форме в течение 3 месяцев. Это решение, как и во всех других случаях, гражданин вправе обжаловать в суде.

Существенной стороной права на выезд из Российской Федерации является право граждан беспрепятственно возвращаться в нее. Для лиц, имеющих российское гражданство, не требуется каких-либо въездных виз или разрешений.

8. Свобода совести и вероисповедания

Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой.
В субъективном смысле, т.е. как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины употребляются как идентичные.

Конституция РФ провозглашает: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст. 28). Такая формулировка в значительной мере повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта.

Но в ней в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду ("распространять религиозные и иные убеждения"), что является явным отголоском прошлых лет.
С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве "не исповедовать никакой" религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным
Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в частности, запрещено указывать в официальных документах отношение человека к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.

Ряд положений Закона посвящен проблемам религиозного воспитания. Так, право на свободу совести признано за ребенком, а родителям предоставлено право обеспечивать религиозное воспитание ребенка. Преподавание вероучений и религиозное воспитание могут свободно осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, а по желанию граждан - в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях.

Закон устранил дискриминацию религиозных объединений, признав правомерным распространение вероучений непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую деятельность (монастыри, скиты и пр.), паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом данного объединения. Закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и т.д.

Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы.
Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы вероисповедания.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте
Российской Федерации, а распоряжением от 2 августа 1995 г. утверждено
Положение об этом Совете. Совет является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента. Он обеспечивает взаимодействие Президента с религиозными объединениями, участвует в разработке совместной концепции взаимоотношений государства и религиозных объединений. Специально оговаривается, что Совет не обладает контрольными или распорядительными функциями по отношению к религиозным объединениям. В состав Совета вошли представители всех ведущих конфессий России. Создание Совета отражает новый характер отношений между властью и религиозными объединениями, основанных на свободе последних и невмешательстве государства в их внутреннюю деятельность.

9. Свобода мысли и слова

Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить все, что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же устанавливает, что не допускаются пропаганда или антиагитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы призваны противостоять коммунистической идеологии, делящей общество на
"передовые" и "отсталые" классы, национализму и расизму, шовинизму и антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы пропагандируют языковое превосходство - похоже, что таких сил в России нет, если не считать требований соблюдать право на использование родного языка, что, однако, никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.

Другая опасность, порождаемая неконтролируемостью свободы слова, носит фашистский характер. В Указе Президента РФ о мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской
Федерации от 23 марта 1995 г. отмечается, что антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все более широкие масштабы и дерзкий характер, создаются незаконные вооруженные и военизированные формирования, нарастает угроза сращивания последних с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами. Указом предусматриваются меры по усилению борьбы против фашистской угрозы и предписывается органам МВД, ФСБ и др. задерживать и привлекать к ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-
, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные, на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов. Под контроль ставятся соответствующие собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Эти и ряд других мер направлены на запрещение и ограничение деятельности фашистского характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.