Рефераты. Конституционный суд Австрии p> Сформулированное в решении суда правоположение немедленно публикуется в
Бюллетене федеральных законов.
О ходатайствах в целях установления наличия и исполнения соглашений между федерацией и землями или между землями. Здесь решаются дна вопроса: есть ли соглашение и выполнено ли оно. За неделю до разбирательства заинтересованные правительства представляют в письменной форме свое мнение.
Об оспаривании законности постановлений. Закон, как и в других случаях, требует мотивировки ходатайства об отмене постановления в целом или в его части. Суд может заявить такие ходатайства только в тех случаях, когда оспариваемое постановление должно быть применено по делу, находящемуся у него в производстве. В деле участвует не только орган, вынесший данное постановление, но и компетентный высший орган управления федерации или земли, который имеет полномочия на опротестование постановления. Оба эти органа в течение двух недель после получения приглашения на заседание
Конституционного суда представляют письменно свое мнение. Решение
Конституционного суда по возможности выносится в течение месяца со дня поступления ходатайства.
Об оспаривании конституционности законов. Законом предусмотрен ряд правил, аналогичных предшествующему разделу, но есть и свои особенности. Например, если ходатайство заявлено от трети членов Национального совета или ландтага и не имеет подписи уполномоченного адвоката, оно должно быть подписано всеми заявителями. Последние, кроме того, должны назвать уполномоченных ими лиц. Если этого не произойдет, то в качестве уполномоченного действует первый из подписавших ходатайство. Ответчиком по федеральному закону выступает федеральное правительство, по оспариваемому закону земли — правительство земли. Не позднее чем за неделю до разбирательства названные правительства в письменной форме представляют свои соображения по предмету спора. Если решением Конституционного суда закон отменяется, оно вручается федеральному канцлеру или губернатору земли, и сведения об его отмене публикуются со ссылкой на решение суда.
Об оспаривании правомерности государственного договора. Если договор заключен с согласия Национального совета, то применяются правила, установленные для споров о конституционности законов, в отношении всех других случаен — правила, предусмотренные для оспаривания законности постановлений. За договор, заключенный федеральным президентом, отвечает федеральное правительство. Ему и вручается в данном случае решение. Если же было согласие Национального совета, оно вручается и федеральному канцлеру.
Об опротестовании выборов, народных голосований и предложений, выдвинутых в порядке народной инициативы, а также заявлений о лишении мандата. По данной категории дел опротестованию можно подвергнуть любое нарушение предусмотренной законом процедуры. Можно ходатайствовать о признании недействительной всей процедуры выборов или ее определенного этапа. На протест имеют право избиратели, члены правительственных органов, а также лица, претендовавшие на избрание, но противозаконно, по их мнению, лишенные возможности быть избранными. Опротестование выборов должно быть произведено в течение 4 недель после их окончания или с вынесения решения в последней инстанции. К разбирательству приглашаются все группы избирателей (партий), которые принимали участие в избирательной кампании, предшествовавшей опротестованным выборам. Незаконно выбранное (не избранное) лицо также приглашается.

Опротестование решения органа управления о лишении мандата о общефедеральном представительном органе, об отстранении от исполнения функций в правлении общины или руководящем органе какого-либо законного профессионального представительства возможно только после обращения во все административные инстанции. Представительные органы выступают в производстве в качестве стороны.
О предъявлении обвинений, влекущих ответственность высших органов федерации и земель. Обвинения оформляются и виде копии протокола того заседания, на котором было принято решение о предъявлении обвинения. Одновременно указывается, кому поручается представлять обвинение в Конституционном суде.

Распоряжению о проведении открытого разбирательства предшествует предварительное расследование, которое осуществляет следственный судья
(назначенный председателем из членов суда). В ходе допроса, а затем и разбирательства должностные лица освобождаются от обязанности сохранять служебную тайну. При этом участие следственного судьи в разбирательстве исключается. Обвинение оглашает лицо, ведущее протокол заседания. Обвинение можно предъявлять и Конституционном суде не позднее года с того дня, когда лицо отстранено от службы, с которой связано обвинение. В законе регламентируются и иного рода сроки. Важно также иметь в виду, что в случае отсутствия каких-либо особых правил применяются нормы УПК.
О жалобах на нарушения прав, гарантированных конституционным законодательством, или на правонарушения, вызванные применением противозаконного постановления, противоконституционного закона или противоправного государственного договора. Жалобу можно подавать в течение
6 недель после вручения решения, принятого в самой последней административной инстанции. В отдельных случаях срок прерывается, если какие-то органы мешали подать жалобу. Так же как и в других случаях, закон требует обоснования жалобы, устанавливает сроки подготовки дела к разбирательству и пр.

В Законе о Конституционном суде отсутствуют развернутые положения об исполнении решений этого высокого органа. Но специальным параграфом (§ 89) исполнение закона возлагается на федерального канцлера.


О месте и роли Конституционного суда в государственно-правовой жизни
Австрии

Обозрение правовых норм, устанавливающих компетенцию Конституционного суда Австрии и порядок его деятельности, позволяет заключить, что ему отведена весьма серьезная роль. В контексте перехода от монархического строя к республиканскому, в ходе утверждения демократических начал и формирования правовой государственности Конституционный суд уже самим фактом своего создания и деятельности призван гарантировать политическую и правовую стабильность общественной жизни, надежно охранять важнейшие права и свободы граждан.

Разумеется, для полноты оценок места и роли Конституционного суда необходимо принять во внимание ту практику, которая складывалась в его деятельности на разных исторических этапах. Не имея возможности осветить ее сколь нибудь подробно и предметно, отмечу только, что деятельность
Конституционного суда Австрии, с одной стороны, не дает основании для больших упреков в игнорировании собственной компетенции, а с другой — не содержит примеров громких и скандальных дел, которые характеризовали бы это учреждение в качестве борца за пальму первенства в политической жизни страны. Это объясняется, по-видимому, высокой юридической и политической культурой страны, зрелостью её государственных институтов, ответственностью высших должностных лиц, а также тем, что сами судьи придерживаются неагрессивного девиза: "Мы умеем быть твердыми, но не хотим".

Видные государственные деятели Австрии, а также известные профессора- юристы выделяют задачи Конституционного суда по защите основных прав граждан, обеспечению разделения компетенции органов государства и тем самым гарантированию федеративного устройства. Президент Конституционного суда подчеркивает, что этот орган в первую очередь должен защищать, а не осуждать, что в центре его юрисдикции находятся основные права, человеческое достоинство граждан, защита меньшинства, слабых. В целом подсудность Конституционного суда отличается особой правовой техникой, которая в рамках позитивного права дает защиту от государства, в том числе и против законодателя, предлагает мирный выход из правового противостояния.

Со времени появления австрийского варианта конституционной подсудности в защите конституционных прав появились и новые грани. Большее значение стали придавать правам слабого меньшинства, отдельного человека. Следует обратить внимание на особенности обеспечения прав человека и субъектов федерации в связи со вступлением в ЕС, учитывая важность модернизации каталога основных прав в связи с некоторыми глобальными проблемами с тем, что центральной руководящей идеей всех предложений должен стать сам человек.

Предметное представление о работе Конституционного суда Австрии дают его ежегодные доклады. Для иллюстрации обратимся к Докладу Конституционного суда за 1996 г. Он провел 4 сессии, а это – 60 дней совещаний и 28 дней публичных процессов. В 1996 г. на рассмотрение поступило 4554 новых материала.

В рассматриваемом отчетном году имел место чрезвычайный наплыв имущественно-правовых притязаний в связи с новой финансовой политикой.
Число исков на основании ст. 137 Конституции возросло в сравнении с предшествующим годам на 2158. Без дальнейшего производства в закрытом заседании оставлено 862 дела в соответствии со ст. 144 Конституции, что на
8% меньше, чем в предшествующем году.

В 1996 г. около 16% всех рассмотренных дел (в 356 случаях) закончились удовлетворением исковых требований или процесс вел к отмене правовых актов в служебном порядке. 238 дел касались оценки конституционности законов (ст.
140 Конституции). В 115 случаях суд удовлетворил заявленные притязания.
Интересно отметить, что при этом по поводу Закона о всеобщем социальном страховании состоялось 29 процессов, Закона о страховании на случай безработицы – 33, Закона о рынке труда – 13, Закона о подоходном налоге –
24, Закона о профессиональном страховании на случай безработицы – 33,
Закона о рынке труда – 13, Закона о подоходном налоге – 24, Закона о профессиональном страховании – 17. Наибольшее число – 65 пришлось на Закон о рыночном режиме.

По оценке конституционности различного рода постановлений (в соответствии со ст. 139 Конституции) состоялось 512 слушаний. В 115 из них истцы получили удовлетворение, а в 257 в иске было отказано. Остальное число приходится на возвращение дел и рассмотрение и служебном порядке.
Предметом рассмотрения, в частности, явились Регламент муниципального совета столицы земли Грац (13 раз), отдельные постановления федерального министерства торговли, промыслов и промышленности (до 40 раз каждое), некоторые постановления Фонда молочного хозяйства (до 30—40 раз каждое). Но чаще всего соответствующие акты являлись предметом рассмотрения в
Конституционном суде по одному разу[8].

Серьезное замечание в плане превенции и ответственности имеет обобщение данных об учреждениях и должностных лицах, на действия которых в
Конституционный суд поступают жалобы. В 1996 г. жаловались 20 раз на федерального министра труда, 20 раз на федерального министра внутренних дел, 23 – министра юстиции, 16 – министра сельского и лесного хозяйства, 13
– министра общественного хозяйства и транспорта, 36 – министра по хозяйственным делам, 38 – федеральную полицейскую дирекцию Вены, 81 – земельную финансовую дирекцию Вены, Нижней Австрии и Бургенлянда (много жалоб на эту комиссию и по другим землям), 26 – земельное правительство
Кэрнтнера, 46 - губернатора земли Нижняя Австрия (17 – Верхняя), 20 – губернатора Вены, по 13 – Зальцбурга и Тироля, 30 – на правительство Нижней и 67 – Верхней Австрии, 33 – на тирольское. По две жалобы приходятся на
Конституционный и Административный суды. Всего в этом списке значатся 196 учреждений и должностных лиц. Нельзя не заметить, что в большинстве случаев число жалоб в адрес названных должностных лиц меньше, чем в предшествующем году.

Среди законов, применение которых чаще всего вызывало жалобы в
Конституционный суд, значатся Закон о всеобщем социальном страховании.
Закон об Административном процессе, Закон о врачах, Закон об убежище, законодательство о строительстве ряда городов, Закон о подоходном налоге,
Закон о пошлинах, Закон о промыслах, Закон о паспортах, Правила уличного движения, Закон о гражданской службе, Закон об оружии.

Роль Конституционного суда в государственно-правовой жизни Австрии в большой степени отражают заключительные разделы годовых отчетов, в которых констатируются существующие проблемы, даются советы, делаются предостережения. Так, обращает на себя внимание вывод об отсутствии соответствующих процессуально-правовых инструментов для проведения решений
Конституционного суда в жизнь (отчет за 1996 г.).

С практической точки зрения важен совет указывать в градостроительных планах мелкие участки, поскольку приходится отменять те части планов, из которых (при их пробельности) можно вывести положения, противоречащие закону. Или, например, предостережение (особо в адрес министерства внутренних дел) о необходимости для обеспечения правовой безопасности надлежащего оповещания о принимаемых нормативных актах. Такого рода указания, вытекающие из материалов судебных процессов отчетного года, несомненно, способствует укреплению правопорядка, повышению правовой культуры должностных лиц.

Ознакомление с опытом организации и деятельности старейшего в Европе
Конституционного суда позволяет предметно оценивать эффективность некоторых правовых норм и в свете европейского опыта дополнять их и конкретизировать.

Список использованной литературы


Конституция Австрии;
Закон о Конституционном суде Австрии от 18 мая 1953 г.;
Судебный конституционный контроль: опыт и проблемы. В.В.Лазарев, Л.Адамович
/ Государство и право, 1996, №9.

-----------------------

[1] Регламент содержит 16 разделов, включающих в себя 46 параграфов.
Это следующие разделы:

I. Руководство; II. Референты (следственные судьи); III. Сенат но персоналиям; IV. Заседания суда; V. Предварительное производство; VI.
Приглашение членов суда на процессы и заседания; VII. Отпуска; VIII.
Приглашениe сторон на процессы; IX. Процессы и заседания; X. Обсуждение и голосование; XI. Решения и определения; XII. Исправления; XIII. Прием возражений; XIV. Обзоры о правосудии; XV. Ежегодный доклад о деятельности суда; XVI. Заключительные положения. В последних, в частности, регулируются отношения суда с иностранными учреждениями. Регламент не ограничивается воспроизведением соответствующих положений из Конституции и Закона о
Конституционном суде, а в некоторой степени конкретизирует их и устанавливает нормы собственно внутреннего действия.
[2] Это может быть, например, вхождение судьи в состав правительства, избрание депутатом, неприбытие на заседания 3 раза подряд, грубое нарушение служебной тайны, потери уважения и доверия, невозможность выполнения обязанностей по своему физическому или психическому состоянию.
[3]Доклады строятся примерно по такой системе: I.Ход дела; II.Персонал;
III.Статистика; IV.Организационные меры; V.Документирование решений;
VI.Организация мероприятий (например, по празднованию 70-летия
Конституции); VII.Международные связи; VII.Выводы и предложения по итогам правосудия. Отдельно к докладу прилагаются сведения о прохождении дел по соответствующим статьям законов; об учреждениях, на чьи действия поданы жалобы; об оспариваемых на предмет конституционности законах и постановлениях; законах, применение которых вызвало жалобы.
[4] Согласно закону президент Конституционного суда получает денежное вознаграждение в размере 160% от вознаграждения депутата Национального совета, вице-президент и постоянные докладчики — 134%, остальные члены суда
— 83%. Помимо этого, члены Конституционного суда получают специальные доплаты. При выходе в отставку — выходное пособие в размере годовой зарплаты.
[5] Уже первые решения Конституционного суда России, и, особенно, рассмотрение вопросов о конституционности президентских указов в отношении
Компартии, актуализировали проблему соотношения права и политики, установления пределов вхождения суда в политические вопросы. Уместно сказать в этой связи, что данная проблема обременяет деятельность всех конституционных судов. С точки зрения Президента Конституционного суда
Австрии, профессора Людвига Адамовича, судьи в этом отношении всегда будут подвержены критике, и они не должны этого бояться, поскольку
Конституционный суд "поселится в темном месте между правом и политикой", поскольку границы конституционного контроля суда находятся внутри "игрового пространства законодателя" и установить их с математической точностью невозможно, поскольку конституционная подсудность означает организацию вторжения юридического в мир политики. Важнее подчеркнуть, что
Конституционный суд не может и не должен руководствоваться партийной политикой, партийными программами. Его стиль — это не стиль политика.
[6] Отмечают, что число случаев опротестования общенациональных выборов невелико, чуть больше оно при выборах в землях и еде больше в выборах общинных opганов. Местные контрасты нередко ведут к неурегулированности в избирательном процессе. Согласно отчету суда за 1990 г. в его производстве находилось 15 дел об опротестовании выборов.
[7] Во времена республиканской Австрии было лишь два случая обвинений против губернатора Вены. Оба они окончились оправданием.

[8] Среди них решения муниципалитетов, правительств земель, разного рода планы, например. отвода земельных участков под застройку, постановления о цене на спиртные напитки и др.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.