Рефераты. Конституционный суд Австрии p> Конституционный суд имеет право (ст. 144 Конституции) рассматривать жалобы на решения органов управления в случае, если есть достаточные основания считать, что имеет место нарушение Конституции, или применено противозаконное постановление, или налицо необходимость разъяснения конституционно-правовых вопросов. Причем жалоба подается лишь после того, как дело рассмотрено во всех других инстанциях. Компетенция
Конституционного суда в части реализации ст. 144 Конституции австрийскими юристами рассматривается как наиболее значимая для правовой жизни. Если в других государствах контроль за управленческими актами осуществляется посредством многоступенчатой управленческо-судебной подсудности, то в
Австрии она одноступенчатая, правда, ей предшествует трехступенчатый путь обжалования в управленческие инстанции. На решение последней из них, если оно нарушает субъективные права, можно жаловаться в Административный суд.
Но если нарушение квалифицируется в смысле ст. 144 Конституции, то жалоба вместо Административного суда приносится в Конституционный суд.

Понятие конституционно-гарантированных прав обоснованно считается более широким, чем понятие основных прав. И оно продолжает формироваться через австрийскую правовую систему и практику Конституционного суда. В качестве примера, иллюстрирующего такое различие, можно назвать право быть освобожденным от воинской повинности и нести ее на гражданской службе. Это право было закреплено Законом о гражданской службе от 6 марта 1974 г. и гарантируется Конституцией. Представляется важным отметить, что в соответствии со ст. 141 Конституции могут подаваться жалобы на решения, направленные против конкретной личности жалобщика. Сюда подпадают, например, аресты, конфискации, обыски, роспуск собраний. Против судебных приговоров и решений жалобы в Конституционный суд не допускаются.

В ряду правомочий Конституционного суда, предусмотренных в Конституции
Австрии, значится возможность рассмотрения им дел о нарушениях международного права. Но сделать это можно только на основании специального федерального закона, в принятии которого, как считалось до последнего времени, нет необходимости.

Производство в Конституционном суде

Закон о конституционном суде Австрии содержит большой раздел, в котором помещены общие предписания, относящиеся к производству в суде, и особые предписания, относящиеся к производству по конкретным делам. Прежде всего, предписывается все ходатайства, адресованные Конституционному суду, подавать в письменной форме. В ходатайстве должна содержаться как бы модель позитивного решения: ссылка на статью федеральной Конституции, изложение обстоятельства дела и точно сформулированное требование; может быть дана и развернутая правовая мотивировка. Заявление в суд подается с таким количеством копий, чтобы их хватило всем тем, кто должен быть приглашен в суд. В Законе перечислены иски, ходатайства и жалобы, которые подаются специально уполномоченным адвокатом.

Если заявления не соответствуют установленным законом требованиям, то докладчики по делу возвращают их для устранения недостатков в течение определенного срока. Разбирательство в суде, как правило устное и открытое.
В нем участвуют заявитель, противная сторона, другие заинтересованные лица.
Решения провозглашаются от имени республики.

Без дальнейшего производства по делу и без предварительного проведения разбирательства в закрытом заседании по предложению докладчика может быть вынесено решение (§ 19 Закона): если отсутствуют достаточные основания для удовлетворения жалобы на решения органов управления или если нельзя ожидать, что решение по жалобе будет способствовать разъяснению конституционно-правовых вопросов; об отклонении ходатайства вследствие явной неподсудности, пропуска установленного срока, неустранения недостатков в оформлении, наличия по делу вступившего в законную силу решения, отсутствия узаконений; если ходатайство отозвано или основания для обжалования отпали.

Конституционный суд может отказаться от проведения устного разбирательства, если, исходя из представленных материалов, найдет, что от устного обсуждения нельзя ожидать более глубокого выяснения спора. Кроме того, без устного разбирательства в закрытом заседании могут быть вынесены:

решение об отклонении жалобы, когда конституционное право явно не было нарушено; решение по спорам, по которым суть вопроса уже выяснена в прежней судебной практике; решение об удовлетворении жалобы, которая дает основание для отмены противоконституционного закона или противоправного акта.

Оценивая названные процессуальные полномочия, можно прийти к выводу, что они весьма существенны и при определенных обстоятельствах могут иметь серьезное материально-правовое значение. Нормативно-правовой подход и кельзенская позиция в понимании пробелов в праве обусловили то положение, при котором Конституционный суд может отказывать в рассмотрении жалобы, ссылаясь на пробел в законодательстве.

Докладчик по делу принимает процессуальные меры для обеспечения руководства в ходе предварительного производства и подготовки разбирательства. В частности, он распоряжается в отношении проведения допросов, представления документов и служебных материалов. Если соответствующие органы не представляют каких-то сведений, суд может принять решение, основываясь на утверждениях истца. Кстати, суд старается обеспечить тайну документов. Докладчик может самостоятельно проводить сбор необходимых сведений или через председателя суда поручить это компетентным органам.

Сообщение о разбирательстве в Конституционном суде публикуется в венской газете (объявление помещается также на доске служебных объявлений).
Его срок переносится только по уважительным причинам. Неявка приглашенных не препятствует вынесению решений. Стороны ведут дело самостоятельно
(госорганы через официальных лиц) либо через адвокатов или финансовую прокуратуру (в этом случае стороны могут давать объяснения и от собственного имени). Само разбирательство начинается сообщением докладчика.
Он представляет суть вопросов в том виде, в каком они отражены в материалах дела. Правовые мотивировки не оглашаются, если присутствует сторона и никто не настаивает, на оглашении их докладчиком. Решение по возможности выносится сразу после устного разбирательства и провозглашается немедленно вместе с основными мотивировками. Отсутствие сторон не препятствует этому.

В целях поддержания порядка при разбирательстве и для поддержания авторитета суда председательствующему предоставлено право налагать административный штраф от 500 до 1500 шиллингов или (и) арест от 3 до 9 дней. Более строгие наказания следуют за оскорбительные выражения, за преднамеренное затягивание времени или дачу неправильных показаний.

Разбирательство оформляется протоколом. Совещание и голосование проводятся в закрытом заседании. Совещание начинается с изложения предложений докладчика. Затем идет обмен мнениями и голосование. Подаются голоса по очереди, начиная с самого старшего но возрасту. Решения принимаются простым большинством голосов. Председательствующий голосует только тогда, когда за одно мнение проголосовала половина всех присутствующих. Решение будет принято, если председательствующий присоединится к этой половине. Если дважды отклоняется ходатайство — без производства по делу — то требуется единогласное голосование. Голосование продолжается до тех пор, пока мнение получает большинство голосов. В затруднительных случаях ходатайства расчленяются на отдельные вопросы, и голосование повторяется по каждому из них.

В ходе производства по делу применяются нормы гражданско- процессуального законодательства, если иное не установлено специально для
Конституционного суда. Особые предписания Законом о Конституционном суде даются применительно к 10 категориям дел.
О разногласиях между Счетной палатой или Комиссией народной правозащиты и федеральным правительством, федеральным министром или правительством земли.
О разногласиях по поводу толкования положений закона, регламентирующих компетенцию, должно быть заявлено в течение 4 недель с момента получения официальных сведений о расхождениях. Разбирательство в таких случаях закрытое. До его итогов (а решение должно быть вынесено в течение месяца) оспариваемые официальные действия Счетной палаты приостанавливаются. Для вынесения решения требуется по меньшей мере присутствие 8 голосующих членов и председательствующего.
Об имущественно-правовых требованиях, предъявляемых федерации, землям, районам, общинам и союзам общин, если эти требования не подлежат ни разрешению в обычном судебном порядке, ни исполнению путем принятия решения органом управления. Исковое требование может быть направлено на установление наличия спорного права или правоотношения. Для возражений на иск дается не менее двух недель. В порядке подготовки к слушанию определяются конкретные сроки для представления объяснений и возражений. На проигравшую сторону может быть возложено (если об этом ходатайствуют) возмещение процессуальных издержек.
О решениях по вопросам компетенции. Во-первых, имеются особенности в спорах между судами и органами управления, между землями, землей и федерацией. Суд и орган управления имеют право ходатайствовать о рассмотрении спора о разграничении компетенции между ними до тех пор, пока не вступило в силу решение по делу, которое явилось причиной спора о подведомственности.
Ходатайство заявляет компетентный высший орган управления федерации или земли в течение месяца после того, как стало известно о споре по вопросу компетенции. Если этот срок пропущен, то тем самым такое право признается за судом. Если спорят Административный суд и обычный, то Конституционный суд может принимать решение только до того времени, пока не вступило в силу решение по рассматриваемому между ними делу. Конституционный суд должен возбудить дело независимо от источников информации, из которого ему стало известно о споре между судами и органами управления.

Возбуждение производства в Конституционном суде прерывает процесс по делу до разрешения спора о компетенции. Соответствующий суд может на это время приостановить исполнение принятого решения. Стороны, заинтересованные в решении по основному делу, приглашаются в Конституционный суд. Если спор связан с отрицанием кем-либо своей собственной компетенции, то ходатайство в этом случае может быть заявлено только заинтересованными в деле сторонами.

По спорам земель, земель и федерации (управленческих органов) о признании своей компетенции ходатайства заявляются соответствующими правительствами. Заинтересованные в разрешении спора лица имеют право и сами обратиться в Конституционный суд, если их просьба об этом не удовлетворена в течение месяца судебным или управленческим органом, уполномоченным заявлять подобные ходатайства. Если возник спор, связанный с отрицанием собственной компетенции, то ходатайство о разрешении такого спора может заявить сторона, которой отказано в решении вопроса. В решении
Конституционного суда по вопросам компетенции должно содержаться указание об отмене ведомственных актов, противоречащих данному решению. Во-вторых, некоторые особенные предписания устанавливаются по отношению к случаям обращения правительства с просьбой определить, к чьей компетенции – земли или федерации – относится тот или иной законодательный акт или акт исполнительных органов. Если речь идет о компетенции в сфере законодательной власти, то ходатайство должно включать в себя и проект закона, по которому должно быть принято решение в том или ином законодательном органе. Если спор возник по компетенции исполнительных органов, тогда в ходатайстве содержатся проект или указание на суть вопроса, который необходимо урегулировать, а также названы те органы, от которых должны исходить эти акты. К разбирательству приглашаются все правительства, а не только то, которое обратилось с ходатайством. Более того, от них требуется представление в письменной форме своего мнения по спорному вопросу.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.